TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.12.2013
12:29

Аранышев.

    Было так. Я спросил Яндекс: "Лучшие художники современного искусства". Что-то выбрал в предложенном перечне сайтов, открыл, а там список из нескольких фамилий с . . .

13.12.2013
13:34

Но как я пролетел!

    Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции . . .

11.12.2013
14:00

Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?

    Отправной точкой моего разбора являются две идеи: идеостиля и повторяемости его в веках. Например, тяга к классицизму в советском искусстве. Классицизм √ . . .

08.12.2013
18:02

Франсуа Буше.

    Я рококо понимаю как индивидуалистический бунт против обществизма при классицизме. А поскольку сильнейшая степень такого бунта есть в веках повторяющееся . . .

01.12.2013
22:40

Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.

    Я всё ругаюсь на искусство, ограничивающее себя образами для выражения того, что хочет сказать художник. Слабо, мол. Выражает знаемое. То ли дело, мол, выражать . . .

01.12.2013
15:47

Не про "Идеального мужа" Богомолова.

    Что бывает если отдаться тому, что тебя несёт? Вдруг что-то остро-интересное?

    Меня несёт всё усиливающееся ощущение падения высокого искусства. Падение √ из-за революционной (или, если хотите, контрреволюционной) атмосферы в нынешней России. Атмосферы предоранжевой революции. Атмосферы контроранжевой контрреволюции. Ну в самом деле, что это такое √ прорелигиозная выходка по срыву спектакля Богомолова ⌠Идеальный муж■? (Нет, я понимаю, что подозрительно, что она произведена как-то противоестественно не вовремя: не где-то вскоре после первых показов, а много месяцев спустя. Но давайте поверим, что исполнители срыва не свой спектакль играли, а были-таки возмущены. Забрасывание артистов тухлыми яйцами не новинка же. Хоть и в таком случае нужна определённая организационная подготовка: тухлые яйца достать, раздать, пронести в зрительный зал┘) Политический темперамент проник в отношения полов: нет норм √ на Западе, есть нормы √ на Востоке. Отсюда и нервность.

    А если согласиться, что высочайшее искусство призвано выражать тончайшее, подсознательное, то как не предположить, что в предреволюционной атмосфере не до подсознательного в искусстве.

    Но, признав подсознательное как движитель творца высочайшего искусства, надо расклассифицировать его воздействие на восприемника произведения. Средство воздействия может быть адресовано подсознанию восприемника: 1) более непосредственно или 2) менее непосредственно. Первое, например, использование не первых значений слов, необычного порядка слов в предложении романтиками. Не часто ли в величественный час / Вечернего земли преображенья┘ Слово ⌠величественный■ не объективно применено. Нормальный порядок слов был бы ⌠преображенья земли■. √ Всё это подсознанию восприемника внушает подсознательный же идеал романтика, а именно солипсизм. То есть, плевать на внешний мир. (В пределе: что хочу, то и ворочу!) Главное √ мир внутренний. Устроенный совсем не так, как внешний. Это √ в стихотворении Жуковского ⌠Невыразимое■. И тут можно перейти ко второму способу обратиться подсознанию творца к подсознанию восприемника: обратиться противоречиями элементов. Например, противоречием названия √ пафосу. В отличие от элементов первого способа, до сознания восприемника как что-то художественно значащие не доходящих, элементы второго рода до сознания как имеющие отношение к художественности доходят-таки. Доходят как два противоречащие друг другу переживания. Название √ чувство бессилия, которым упиваются, пафос √ чувство всесилья, которое тоже позитивно. Вот только сшибка таких противочувствий и рождает высшее переживание катарсис. А первый способ только помогает второму.

    Вот первым и было изобретение Агафархом прямой перспективы для декораций в трагедиях Эсхила. Что она впрямую говорила подсознанию зрителей? √ Что не боги горшки лепят. Но говорила, будучи помещённой в атмосферу противоречий, созданных подсознанием Эсхила.

    Оно ж у Эсхила что хотело сказать? √ Что человек демократии должен быть ответственным, а не полагающимся на богов.

    Почему я говорю, что подсознание Эсхила, а не сознание? √ Потому что хоть вера в богов к тому времени и упала, но традиционно все друг перед другом как будто продолжали верить. Ради этого продолжания Эсхил в последнюю часть трагедии ⌠Орестея■ ввёл-таки двух богов в состав действующих лиц: Аполлона и Афину. А вообще-то богов в трагедии нет.

    Хуже того (это я уже перехожу к проискам подсознания Эсхила), герои┘ колеблются в совершении своих поступков. Боги-то, казалось бы, всем правят. Ан нет. Герои ещё и колеблются (см. тут). Каждый качок √ освящён божественно. К нему отношение √ положительное. Но каждый качок же мотивирован и нравственно. И к этому тоже отношение положительное. √ Вот эти два положительных, сталкиваясь, и дают катарсис (слово, которое и было применено впервые касательно древнегреческой трагедии, правда, ошибочно, как очищение, как ноль чувств, тогда как на самом деле не ноль, а всплеск совершенно нового чувства).

    Вот Агафарх, глубоко вчувствовашись в Эсхила, и внёс свою лепту √ прямую перспективу декораций. Ибо прямая ж перспектива √ это непосредственное выражение субъективизма и иллюзионизма в пику религиозной объективности и сверхличной метафизичности (перевёрнутая цитата из Флоренского).

    Никто, ни зрители, ни Эсхил, ни Агафарх так и не осознали во всей глубине, во что они втравились: в антирелигиозность. И только философы поняли. Один √ Анаксагор. Ему было легко. Он Солнце и Луну считал раскалёнными камнями, божественное миротворчество он подменил ⌠центральным вихрем, в котором возникли светила■ (Флоренский). Другой √ атомист Демокрит.

    Преобразования в обществе, влиявшие на искусство, происходили тогда то ли медленнее, то ли неосознаннее. Вот и не замечали древние греки, куда их втравливают художники.

    Сейчас, наверно, люди поосознаннее. Вот и случаются вокруг искусства эксцессы. То прорелигиозные, то противо┘

    Жаль, не дано мне увидеть спектакль Богомолова. Я б посмотрел, есть у Богомолова что-то от подсознания или нет.

    Я понимаю, что заметка получилась труднопонимаемая. Но само это не случайно, а вызвано всё той же предреволюционной (или предконтрреволюционной) обстановкой в стране. А я не хочу революций. Россия ещё одну не выдержит. И тех, кто тоже так думает, я призываю перечитывать заметку или её отрывки столько раз, сколько потребуется для понимания. Ибо сам факт понимания есть уже залог того, что вы сможете ориентироваться. Чего политическая обстановка от вас не требует. Обстановка требует только верить. Кому-то.

    30 ноября 2013 г.

27.11.2013
12:33

Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.

    Герман не прогнулся перед наступившим капитализмом. То же будет и с ⌠Трудно быть богом■. http://art-otkrytie.narod.ru/german-st.htm Признак состоит в том, что Герман сделал в . . .

25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100