Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
15.12.2013 |
|
13.12.2013 |
|
11.12.2013 |
Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?
|
08.12.2013 |
|
01.12.2013 |
Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.
|
01.12.2013 |
Не про "Идеального мужа" Богомолова.
|
27.11.2013 |
Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.
|
25.11.2013 |
|
10.11.2013 |
|
03.11.2013 |
Всё проходит. А унижение народа?..
|
01.11.2013 |
|
20.10.2013 |
|
12.10.2013 |
Внимательность первооткрывателя. В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная область общения с миром умеет, как говорится, слышать, как трава растёт. И Льву Толстому тогда не надо было ждать, чтоб в 1853 году разразилась Крымская война, а в 1856-м кончилась поражением, чтоб уже и в 1852 году чуять, что так, с крепостничеством, России жить больше нельзя, и предчувствовать то, что откроется ему в его ⌠Войне и мире■ (1856 - 1869). Предчувствовать и написать в 1852-м ⌠Казаков■. Как декабристы, без народа, освобождать народ нельзя, а народ надо возглавить дворянам. Лучшим. Что должно заключаться в таком же внимательнейшем вглядывании в крестьян (как во что-то вновь открывающееся), как и сами крестьяне призваны будут всматриваться во вновь, в сущности, открывающийся перед ними мир. Лучше всего такую внимательность тренировать √ на экзотике. И потому темой повести-предчувствия стали казаки. Ну и лучше всего такое приобщение к народу √ художник в Толстом этого стихийно требует √ нужно провести не в порядке достижения героем-дворянином своего намерения, а в порядке провала. То есть √ на пути наибольшего сопротивления. Такой путь, заодно, требует, чтоб герой был склонен по свойствам к объектам своего приобщения. То есть √ чтоб многое сулило ему успех в приобщении, а, тем не менее, √ провал. Для того Оленин сделан недоницшеанцем, а казаки √ вполне себе ницшеанцами. Я понимаю оскомину, возникающую у свежего читателя, от такого словоприменения. Поэтому объяснюсь. Я принял для себя несколько идей. Одна, что есть типы идеалов. Другая, что они незаметно для их носителя превращаются друг в друга, и соседние √ похожи в чём-то (так мещанство, с идеалом Пользы, по индивидуализму схоже с ницшеанством, которое есть враг мещанства, ибо у последнего ценность √ аристократическая исключительность и иррационализм, противоположный рационализму и Пользе; и потому ницшеанец происходит из мещан). Третья идея, что смена идеалов идёт не абы как, а во всегда одной и той же последовательности. Четвёртая, что типов идеалов ограниченное количество и их взаимопревращение можно изобразить кругом, и всё через полный цикл повторяется, и если это изображение вытянуть во времени, то получится спираль или синусоида, колеблющаяся между полюсами ⌠коллективизм■ и ⌠индивидуализм■, если спроецировать ту спираль на плоскость. И ницшеанство тогда получается в веках повторяющимся типом идеала. И таким словом можно назвать любое его появление в истории, хоть сам Ницше с ним современен лишь в одном цикле. Итак, недоницшеанец Оленин среди ницшеанцев казаков. Индивидуалисты все. И какое это имеет отношение к намерению освободить крепостных крестьян, к намерению, коллективистскому, по сути? А то имеет отношение, что с исключительностью ж имеется дело. А она нужна для возглавления народа в деле его освобождения. Когда эта цель мыслилась, как добрая воля дворян, и всё (и народ пассивен), это был волюнтаризм, это был романтизм. Для той же цели с привлечением народа (что более реалистично) я, извиняюсь, изобрёл термин романтический реализм. Принятое именование этого явления √ романтическая тенденция русского искусства второй половины XIX века. А потому реализм, что внимательность крестьянская к вновь открывающемуся миру. Все эти соображения, повторяю, я мыслю себе травой, рост которой чуяло подсознание Толстого. А раз подсознание, то являются совсем не иллюстрацией заранее знаемого (пусть и образной) толстовские картины казачьего ницшеанства, этих оторв. ⌠┘Ерошка по всему полку гремел┘ Пьяница, вор, табуны в горах отбивал, песенник; на все руки был┘ Я, бывало, со всеми кунак: татарин -- татарин, армяшка -- армяшка, солдат -- солдат, офицер -- офицер. Мне все равно, только бы пьяница был┘ Ни в чем греха нет. Хоть с зверя пример возьми┘ [Войсковой старшина] как и я, такой же┘. Так он говорил, что это все уставщики из своей головы выдумывают [про ад за грехи]. Сдохнешь, говорит, трава вырастет на могилке, вот и все. (Старик засмеялся.) Отчаянный был!■ Совсем не иллюстрацией оторв является вот это: ⌠"Хорунжиха [Марьяна, только что сказавшая ему: ⌠Замуж пойду, а глупости от меня никакой не дождешься■], -- думал себе Лукашка, -- замуж пойдет! Замуж само собой [мать-отец скажут √ и пойдёт], а ты полюби меня". Он застал Назарку у Ямки и, с ним вместе погуляв, пошел к Дуняшке и, несмотря на ее неверность, ночевал у нее■. Собственно, и Марьяна ницшеанка. На женский лад. Ну что было ей не выйти замуж за Оленина? Он ей нравился. Тот её любил. Но. Это было б рационально. Тем более что любила-то она Лукашку. Мало, что он, неверный, мало того что, наверно, умрёт от раны. Даже Оленин в чём-то ницшеанец. Вот две роты перевели в станицу. Оленин осваивает комнату. Через окно видит живописного Ерошку. Зазывает. Угощает. И┘ он с Ерошкой пил чихирь весь вечер и всю ночь. (Я вспоминаю снисходительный рассказ одного литовца другому, как верховодящие безудержные русские радушно принимали чешскую делегацию, и как всё хозяевам в голову не приходило, что гостям надо дать отдохнуть, наконец, когда-нибудь┘) Однако в моём цитировании отразился мой итоговый негативизм к ницшеанству. А оно-то чувствовало себя не Злом, а над Добром и Злом. ⌠А то как ружье где далече ударит, мысли придут. Подумаешь: кто это стрелял? Казак, так же как я, зверя выждал, и попал ли он его, или так только, испортил, и пойдет, сердечный, по камышу кровь мазать так, даром. Не люблю! ох, не люблю! Зачем зверя испортил? Дурак! Дурак! Или думаешь себе: "Может, абрек какого казачонка глупого убил". Все это в голове у тебя ходит. А то раз сидел я на воде; смотрю -- зыбка сверху плывет. Вовсе целая, только край отломан. То-то мысли пришли. Чья такая зыбка? Должно, думаю, ваши черти солдаты в аул пришли, чеченок побрали, ребеночка убил какой черт: взял за ножки да об угол. Разве не делают так-то? Эх, души нет в людях! И такие мысли пришли, жалко стало. Думаю: зыбку бросили и бабу угнали, дом сожгли, а джигит взял ружье, на нашу сторону пошел грабить. Все сидишь, думаешь. Да как заслышишь, по чаще табунок ломится, так и застучит в тебе что. Матушки, подойдите! Обнюхают, думаешь себе; сидишь, не дрогнешься, а сердце: дун! дун! дун! Так тебя и подкидывает. Нынче весной так-то подошел табун важный, зачернелся. "Отцу и Сыну..." -- уж хотел стрелить. Как она фыркнет на своих на поросят: "Беда, мол, детки: человек сидит", -- и затрещали все прочь по кустам. Так так бы, кажется, зубом съел ее■. А всё же не выстрелил┘ ⌠Ты думал, он дурак, зверь-то? Нет, он умней человека, даром что свинья называется. Он все знает. Хоть то в пример возьми: человек по следу пройдет, не заметит, а свинья как наткнется на твой след, так сейчас отдует и прочь; значит, ум в ней есть, что ты свою вонь не чувствуешь, а она слышит. Да и то сказать: ты ее убить хочешь, а она по лесу живая гулять хочет. У тебя такой закон, а у нее такой закон. Она свинья, а все она не хуже тебя; такая же тварь Божия. Эхма! Глуп человек, глуп, глуп человек! -- повторил несколько раз старик и, опустив голову, задумался┘ -- Дура, дура! -- заговорил он. -- Куда летишь? Дура! Дура! -- Он приподнялся и своими толстыми пальцами стал отгонять бабочек [от горящей свечи]. -- Сгоришь, дурочка, вот сюда лети, места много, -- приговаривал он нежным голосом, стараясь своими толстыми пальцами учтиво поймать ее за крылышки и выпустить. -- Сама себя губишь, а я тебя жалею■. Вот это √ непредвзятый взгляд на ницшеанца. Со всех сторон. Это та самая внимательность первооткрывателя, о которой я говорил выше. Прокрестьянская. Открытие ещё никем не замечаемого социального явления вот-вот выхода крестьянских масс на арену истории. Потому и √ реализм. Ещё нет знаменитых пар деепричастных оборотов (один √ о внешней жизни, другой √ о внутренней). Но уже прорывается та трудночитаемость от стремления всё-всё-всё охватить. ⌠Около лужи, занимающей почти всю улицу и мимо которой столько лет проходят люди, с трудом лепясь по заборам, пробирается босая казачка с вязанкой дров за спиной, высоко поднимая рубаху над белыми ногами, и возвращающийся казак-охотник, шутя, кричит: "Выше подними, срамница", -- и целится в нее, и казачка опускает рубаху и роняет дрова■. ⌠Несмотря на то, что казаки каждый час ожидали переправы и нападения абреков [Абреком называется немирно`й чеченец, с целью воровства или грабежа переправившийся на русскую сторону Терека.] с татарской стороны, особенно в мае месяце, когда лес по Тереку так густ, что пешему трудно пролезть чрез него, а река так мелка, что кое-где можно переезжать ее вброд, и несмотря на то, что дня два тому назад прибегал [Прибегал значит на казачьем наречье приезжал верхом.] от полкового командира казак с цидулкой [Цидулой называется циркуляр, рассылаемый по постам.], в которой значилось, что, по полученным чрез лазутчиков сведениям, партия в восемь человек намерена переправиться через Терек, и потому предписывается наблюдать особую осторожность, -- на кордоне не соблюдалось особенной осторожности■. Однако самое пронзительное, по-моему, √ это пейзажи, пропитанные какой-то экзистенциальной ценностью преходящего мига, в котором светится вечность. ⌠Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе. Солнце зашло за горы, но было еще светло. Заря охватила треть неба, и на свете зари резко отделялись бело-матовые громады гор. Воздух был редок, неподвижен и звучен. Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. В степи, за рекой, по дорогам -- везде было пусто. Ежели редко-редко где покажутся верховые, то уже казаки с кордона и чеченцы из аула с удивлением и любопытством смотрят на верховых и стараются догадаться, кто могут быть эти недобрые люди. Как вечер, так люди из страха друг перед другом жмутся к жильям, и только зверь и птица, не боясь человека, свободно рыщут по этой пустыне■. ⌠Ночь была темная, теплая и безветренная. Только с одной стороны небосклона светились звезды; другая и бо`льшая часть неба, от гор, была заволочена одною большою тучей. Черная туча, сливаясь с горами, без ветра, медленно подвигалась дальше и дальше, резко отделяясь своими изогнутыми краями от глубокого звездного неба■. ⌠Признаки утра: серебристый туман забелел над водой, и молодью орлы недалеко от него пронзительно засвистали и захлопали крыльями. Наконец вскрик первого петуха донесся далеко из станицы, вслед за тем другой протяжный петушиный крик, на который отозвались другие голоса■. ⌠Солнце скрылось совсем за далеким снежным хребтом. Одна голубоватая тень разостлалась по земле и небу. Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звезды, и звуки понемногу затихали в станице■. ⌠Последние огни потухли в хатах. Последние звуки затихли в станице. И плетни, и белевшая на дворах скотина, и крыши домов, и стройные раины -- все, казалось, спало здоровым, тихим, трудовым сном. Только звенящие непрерывные звуки лягушек долетали из сырой дали до напряженного слуха. На востоке звезды становились реже и, казалось, расплывались в усиливавшемся свете. Над головой они высыпали все глубже и чаще. Старик, облокотив голову на руку, задремал. Петух вскрикнул на противоположном дворе. А Оленин все ходил и ходил, о чем-то думая■. По-моему, тут всюду больше не природа, а метафизика. Было над чем думать. И насколько герой-дворянин по сюжету проигрывал в постижении этой какой-то сверхжизни казаков, настолько автор выигрывал. Вот что значит полностью растворяться в предмете. Рождался гений. Я понял, почему такое завораживающее впечатление у меня от чтения этой повести. Я ж неравнодушен к ницшеанству против своей воли. А тут оно описано √ раз попалось под толстовскую руку √ во всей красе. Это как есть люди, изо всей ⌠Войны и мира■ выносящие для себя только технологию соблазнения Наташи Ростовой Анатолием Курагиным. Толстой, что ни опишет, оно как живое становится. И я √ как те простецкие любители живописи, которым нравится изображение за то, что как живое┘ Слаб-с. 12 октября 2013 г.
|
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
06.10.2013 |
Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?
|
04.10.2013 |
|
03.10.2013 |
|
21.09.2013 |
|
14.09.2013 |
|
09.09.2013 |
Может ли состояться несостоявшийся человек.
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"