Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
15.12.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.12.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.12.2013 |
Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.12.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.12.2013 |
Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.12.2013 |
Не про "Идеального мужа" Богомолова.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27.11.2013 |
Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.11.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.11.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.11.2013 |
Всё проходит. А унижение народа?.. Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно за себя при просмотре произведения. В этот раз стыдно было заставлять себя смотреть минисериал ⌠Любка■ (2009). Стыдно было потому, что сценарий для него по своей повести 1987 года написала в том числе и Рубина. Я смотрел, мне не смотрелось, фильм тяжёлый, так сделано, что всё время ждёшь какой-то беды (похуже, чем смерть матери Ирины Михайловны, которая прошла как что-то должное и обычное в такой жизни), и на сцене зачитывания на общем собрании сообщения о врачах-вредителях я сдался и смотреть перестал. И стал думать, почему. Ясно, что я от Рубинной ждал тенденциозности и таки видел её в кино: воспринимаемый как нищий √ быт послевоенного плебса, воспринимаемую как убогую √ провинцию страны, как устрашающий √ пейзаж с металлургическим предприятием на заднем плане, как привычно халатное √ отношение рядового врача к труду своему. А тенденциозность я не ахти как люблю. Причём, - подумал я дальше, - писатель Рубина √ современный (сейчас справился в Википедии √ с 77-го приобрела известность), на слуху теперь, то есть, принята истэблишментом России реставрированного капитализма, значит, тенденциозность будет антисоветская. Что и мелькало походя в тех крохах, что я раньше у неё читал. А я устал от антисоветской тенденциозности. Надоела эта однообразная вот уж сколько лет ото всюду звучащая песня. Я аж ударился в противоположную крайность: назвал для себя вообще все тенденциозные произведения произведениями прикладного искусства, или ⌠в лоб■, или почти ⌠в лоб■ выражают, мол, заранее знаемое, и стал исступлённо противопоставлять им произведения, выражающие подсознательное. То есть не ⌠в лоб■. И вдруг мне подумалось, что я могу оправдать свою предвзятость к фильму подсознательным ощущением фальши. Режиссёра. Тот же взял повесть за основу. То есть это √ экранизация. А экранизация ж всегда хуже литературного источника. И понятно почему. Потому что, если и выражалось что подсознательное литератором, то киношник-то его понял (если можно применять это слово) до создания своего кино. И он станет, вероятнее всего, иллюстрировать уже знаемое. И стараться замаскировать, что уже знает. То есть √ фальшивить. √ Вот её-то, фальшь, я учуял, - подумалось. А сама Рубина, может, что-то подсознательное таки и выражала. Помнится, я надыбал у неё не вполне осознаваемое ею мининицшеанство в тех крошках, что я читал (см. тут)┘ И тут меня озарило. Ведь и в кино ⌠Любка■, пусть и наполовину только посмотренное, Любка √ бывшая преступница, бывший главарь банды. Так я ж могу уже знакомое мининицшеанство (проверка!) обнаружить у Рубинной и тут! И я стал читать повесть. И, по ходу чтения, √ коллекционировать черты исключительности сверхчеловека, обязательные для ницшеанства, в том числе и мини: ⌠Ноги у Любки гладкие были, выразительные┘■. ⌠От нее веяло гордой бездомностью■. ⌠Любка умела распределять интонацию во фразе так, что исключались вопросы и уточнения. И жест еще делала рукой, легкий, отсылающий, - мол, а слов не надо...■ ⌠Наконец Любка вышла - голая и парная┘ обмотанная полотенцем, непринужденно тетешкалась на кухне с Сонечкой■. ⌠Любкины босые, мраморной красоты, ноги┘■ ⌠┘самозабвенно. В народе про такое говорят √ пластается┘■ ⌠┘на человека, скрывающего свое прошлое, Любка похожа не была■. ⌠- Ринмихална! Гоните-ка восемьдесят рублей! Там старушка два стула продает! Сдохнуть можно! Графские! Ножки гнутые, лакированные! Я час торговалась. - Люба, у нас же до зарплаты всего сотня осталась... - Не жмитесь, выкрутимся!■ Домработница-командир. ⌠И упаси боже отвлечь ее каким-нибудь невинным вопросом┘■ ⌠┘трезвый до жестокости взгляд┘■ ⌠┘был пересыпан отборнейшим, великолепным, многоступенчатым матом, открывающим такой простор воображению Кондаковой [соседке Ирины Михайловны по коммунальной квартире], что дух захватывало. Ирина Михайловна даже не подозревала, что можно составлять такие сложные художественные конструкции из столь примитивных элементов■. И в пику этому блеску √ быдло, больные Ирины Михайловны, еврейки. Дело в том, что вчера объявлено было о деле врачей-вредителей. И сегодня палата не хочет лечиться у неё, фигурально выражаясь, спасшей на днях того, другого┘ Масса этого быдла. Тех, кого стали называть в перестройку и после совками. Глас народа-де-раба. Большинства. √ Ни один, на её вопрос, не согласился у неё лечиться дальше. А потом и коллективное письмо написали. Аура (из-за ассоциации), что весь народ такой, √ из-за рабочих, кричавших не ⌠Ира!■, как в отчаянии бегущей из санчасти докторше сперва показалось, а ⌠Вира!■: весь народ √ антисемиты! Исключение (Любка) √ догадываешься √ лишь подчёркивает правило. И честный, вроде, главврач попросил её уволиться по собственному желанию. Тоже раб. Совок. И не ахти что за человек соседка вмиг сделалась антисемиткой. И сама ж Ирина Михайловна до сих пор рисовалась забитым изгоем. Но. Запредельная, мол, мука, - понимаешь мечту автора, - может и из изгоя сделать героя. Исключительного. Я стал думать, что не зря раньше вывел, что за мироотношение у Рубиной. Маленький человечек не может, да, стать над толпой, но хотя бы мечтать-то он может? В тайне от себя┘ И это недоосознание питает и питает, подумалось, Рубину. И у меня есть шанс её всё же похвалить за особо понимаемую художественность, ту единственную, что способна подсознательное выражать. Правда, пока передо мною только позитив к сверхчеловеку и негатив (со сверхчеловеческой точки зрения) к массе недочеловеков. А это не есть ценностное противоречие, которое одно только и способно выражать подсознательное. И без которого вещь для чтения превращается в чтиво. √ Но надо дочитать до конца, благо, повесть довольно короткая. Одно безусловно плохо. Сюжетное время-то √ перед смертью Сталина. То есть есть опасность, что будет пошлый хэппи энд. Он погубит то ницшеанство, что тайно бродит в душе Рубинной. И получится не рыба, не мясо √ чтиво. А пока √ шикарное в-лоб-ницшеанское видение: ⌠На пороге, мерцая лунным испитым лицом, стояла Любка, в немыслимо шикарном, с блестками, платье <┘> Млечный Путь вздымался над шальною Любкиной башкой и упирался в бесконечность. Темное азийское небо тяжело провисало, колыхаясь и клубясь бесчисленными мирами звезд... Надо всем этим вдруг почудились Ирине Михайловне драматические переливы меццо-сопрано, что-нибудь такое из "Риголетто", что ли... Вся картина казалась продолжением сна■. Предвестие трагедии?.. Вот бы да┘ М! Как я люблю эти, пусть и почти ⌠в лоб■, прорывы в ницшеанскую метафизику┘ ⌠...Темное азийское небо тяжело провисало, колыхаясь и клубясь бесчисленными мирами звезд. Жизнь текла, не останавливаясь ни на мгновение. Невесть откуда взявшееся меццо-сопрано с тоской оплакивало эту жизнь, эту темень, этот городок - нелепый нарост на краю пустыни, людей, зачем-то живущих здесь...■ Я ж даже оправдал для себя, обычно бескомпромиссного, их появление в ницшеанских произведениях. Мол, изредка √ не портит любезную моему вкусу нецитируемость выраженного подсознательного. Ведь, - адвокатствовал я, - ницшеанство всё же редкий идеал. А пишут, пусть и ницшеанцы-писатели, не только для сверхчеловеков. Вот и создают образы вечности, вневременности, апричинности и тому подобного надмирного, что над Добром и Злом. Образность легче воспринять. Чаще после войны эти произведения называли экзистенциалистскими┘ Ай да Рубина! Надо же: меццо-сопрано непрерывно метафизически звучит над живущим себе реальным миром┘ И √ снижение: ⌠┘Любка со товарищи обокрали в Ташкенте академический театр оперы и балета (вот оно, платье-то с блестками! Вот они, пророческие трели меццо-сопрано!)■ Сорвалась. И Любка, и Рубина. Последняя √ психологическое объяснение метафизического меццо-сопрано. Ирина ж Михайловна интеллигентка, из Ташкента. Ходила там в оперу. Вот ассоциация платья с блестками, театрального, и привела её подсознание к оперному голосу┘ - Не тянет автор на ницшеанство? И √ хэппи энд. И в Ташкент из глуши вернулась Ирина Михайловна. И карьера удалась. И отец Сонечки объявился и путёвку на Чёрное море достал. И Любка замуж вышла за какого-то Валентина (осела). И надо всем этим реет что-то смущающее душу┘ ⌠Катала тяжелый утюг по глади пододеяльника, вспоминала, вспоминала скрип ивовой колыбели, сплетенной японцем Такэтори, две почти одинаковые узбекские галоши - пара двугривенный, лысеющую кондаковскую шубу...■ Мелочь жизни┘ С надмирной высоты┘ Сверхценная за то, что миг √ невозвратим. И Любку, прежнюю, не найдёшь и никогда больше не увидишь. Как и жизнь нельзя повторить. Побузили когда-то┘ Мининицшеанство. К сожалению, есть определённая выгода в том, чтоб кусать теперь Россию. За прошлое. За настоящее. Крупно. Мелко. Как угодно и за что угодно. Чтоб россиян раздражить. Они расколоты. При возрастающем градусе раздражения всех на всех есть шанс, что страна расколется. И тогда можно будет её окончательно подчинить. Что невозможно при единстве народа в себе самом и со властью. Пусть и достаточно дурной. 3 ноября 2013 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.11.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.10.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.10.2013 |
Внимательность первооткрывателя.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.10.2013 |
Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
04.10.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.10.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.09.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.09.2013 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.09.2013 |
Может ли состояться несостоявшийся человек.
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"