TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

     

     

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть?

    - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция!

    - Блестящая?

    - Ну да!

    Разговор на лестничной площадке

    в Одессе осенью 1991 года.

    Странное это ⌠Слово■.

    Автор открыто играет тем, как ему рассказать: то ли по-старому, то ли по-новому. И √ никакой логики. Если по-старому, так, вроде б, по Бояну. А по Бояну √ это растекаться мыслью по древу. Плохо то есть. И начинал Боян издалека. Что тоже плохо. И что в результате мы видим в собственно начале? √ ⌠Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера┘■. √ Здрасьте. Тоже ж издалека. Чего было обхаивать Бояна? Или вот. Боян √ краснобай: ⌠своя вещиа персты на живая струны воскладаше; они же сами князем славу рокотаху■. А что с собственно повествованием? √ ⌠Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наполнився ратнаго духа, наведе своя храбрыя полкы на землю Половецькую за землю Руськую■. √ Ого, как высоко взято! Совсем же, как былой Боян-краснобай и киевского князя прославитель┘ - А чего прославлять-то теперь, если поход провалился?!.

    Или потому и прославлять, что замыслен был поход по большому счёту с патриотической целью, коллективистской: ⌠за землю Руськую■? Поход только по малому счёту был замыслен плохо √ ради потехи индивидуализма: ⌠ищучи себе чти, а князю славе■ (⌠себе ища чести, а князю славы■).

    Но где ж это ⌠плохо■ в тексте видно? √ Только когда про поражение речь зайдёт?..

    Или┘ Может, в том и видно плохое, что по-Бояновски, но теперь √ это по-пустозвонски в итоге получится:

    ⌠О Боян, соловей старого времени! Вот когда бы ты, соловей, эти полки щекотом своим воспел┘ ⌠Кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новегороде, стоят стяги в Путивле ■■.

    То есть, если б это было время Бояна, когда ещё не было феодальной раздробленности (и потому Боян-то и славил да славил, что то было время единства и побед), то ВСЕ б выступили против половцев, а не только из Игорева Путивля (он стоит на реке Сейм), как теперь, во время действия ⌠Слова■ (ну и из Курска брат присоединился, и всё). Выступили б и из Новгорода Северского (на реке Десне), и из Киева, и с берегов Сулы┘

    То есть, в ⌠Слово■ заложено чуть не в каждую фразу противоречие: 1) славословие о 2) том, что недостойно славы по былому, большому счёту.

    Ну, например, ближайшее:

    ⌠Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему буй-тур Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи. Седлай, брат, своих борзых коней, - мои давно у Курска стоят наготове. А мои куряне - дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле┘"■.

    Бум-бум тратата!

    А чем кончен абзац? √ ⌠себе ища чести, а князю славы■.

    Пусто-пусто.

    То есть, оно, конечно, не пусто √ оно звонко. А точнее: пустозвонство √ это результат столкновения пусто (2) и звонко (1).

    Трудно понимать былую феодальную раздробленность человеку, русскому по духу. Русь так настрадалась от натиска со всех сторон когда-то, что аж в менталитет вошла государственность. А тут, в ⌠Слове■, время как раз не такое. Князьям, каждому, хочется потешиться своей независимостью. Их же подпевалам, гуслярам, боянам нынешним, надо князей и дружину княжескую в их прихотях тешить и хвалить. Гусляры в первую очередь от этого сословия кормятся. Вот и поют соответственно:

    ⌠"┘А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!"■

    Этакая лёгкая прогулка к слабакам.

    ⌠"Хочу, - сказал, - копье преломить у степи половецкой с вами, русичи!.."■

    Хоть бы и вопреки дурному предзнаменованию:

    ⌠Запала князю дума Дона великого отведать■.

    Ндрав свой потешить √ пожалуйста. Насладиться бегством потревоженного народа-слабака √ пожалуйста:

    ⌠А половцы дорогами непроторенными побежали к Дону великому; скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные■.

    Пограбить этих половцев, понасиловать их девок √ пожалуйста:

    ⌠┘рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты■.

    Поиздеваться над побеждёнными √ пожалуйста:

    ⌠Ортмами, япончицами и кожухами стали мосты мостить по болотам и топким местам - и всяким узорочьем половецким Червленый стяг, белая хоругвь, червленый бунчук, серебряное древко - храброму Святославичу!■

    Но. То √ пение сказителя как бы подневольное. Сам он чужд потех удельного князя и его дружины. И не прочь поучить новых, не Игоревых, дружинников и других князей √ другому, своей мудрости. И √ капает и капает сказитель свои капли дёгтя в бочку мёда. Для того и взялся воспеть именно тот поход, который не был победоносным. Мало того √ годился и факт солнечного затмения, который был то ли после поражения Игоря, то ли перед. Но сказителю понадобилось, чтоб не только перед, но и перед самим выступлением в поход √ лишний упрёк горе-полководцу:

    ⌠┘себе ища чести, а князю славы".

    Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться■.

    Это что ж: посчитаться с плохим знамением есть ⌠в полон сдаться■? √ Трёп же! Пустой княжеский трёп. Сказитель выдал Игоря потомкам, своим слушателям и читателям, на поругание со всей его безумной (бездумной) храбростью, столь чтимой в военном сословии. Хитро выдал. Под видом традиционной, мол, подбадривающей речи Игоря перед походом (он-де, сказитель, не виноват; он-де точен, по-новому, а не ⌠старыми словесы■ поёт, с фантазией, пусть и соответствовавшей у Бояна когдатошней победительности нераздробленного государства, но √ с фантазией).

    От предзнания, что поход потерпит сокрушительное поражение призыв: ⌠Лучше в битве пасть■, - выглядит обратно.

    Вот эта вибрация на каждой строчке прямого и обратного и составляет гениальность произведения.

    Восхваление рыцарской доблести (тем более остро переживаемой, что она упивается ещё и свободой от сюзерена) и негатив по отношению к ней же, сталкиваясь везде в тексте, озаряют любовью к своей огромной и неделимой родине во времена, когда эта любовь была по сути в загоне в военных элитах удельных княжеств, сословии, определившем трагическую историю страны.

    Так и кажется, что и её предвидит автор мимо пока-победительности:

    ⌠Игорь к Дону воинов ведет. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клектом на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червленые щиты. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!■

    Ведь погибшие будут с обоих сторон┘ √ Нет. Что певцу до чужих! Он только о своих стонет. (Вот вам уже и нет негатива к своим дуракам.)

    Есть какая-то сладость в дразнении противочувствиями. И хочется себя ещё и ещё дразнить. По-новому. Для этого √ сюжет. Подразнили чувства в победе √ переходим к дразнению в поражении. Сперва √ в его предчувствии:

    ⌠На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! <┘> О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!■.

    Потом √ в самом бою:

    ⌠┘засевалась и росла усобицами, погибала отчина Даждьбожьего внука в крамолах княжих век человечий сокращался. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы себе деля, а галки свою речь говорили, лететь собираясь на поживу. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано.

    С утра раннего до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, стучат сабли о шеломы, трещат копья харалужные в степи незнаемой, посреди земли Половецкой. Черная земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле■.

    Всем былым поражениям не чета поражение Игоря┘ Это √ осуждение его. Вот, что значит наследие земли, которая ⌠засевалась и росла усобицами■.

    Нет, была, была, конечно, и хвала упоению в бою:

    ⌠Яр-тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калеными шлемы аварские тобою, яр-тур Всеволод!■

    Но и в это упоение в бою сумел певец ввернуть своё ⌠фэ■:

    ⌠Что тому раны, братья, кто забыл и жизнь, и почести, и город Чернигов, отчий золотой стол, и милой своей красной Глебовны свычаи и обычаи!■

    Певец √ пораженец?

    Нет. Он просто выше сословной морали, - озаряет вас.

    Но скорбь поражения у этого чуждого воинству певца такая, словно он сам воин. Однако поучение из поражения он извлекает как чуждый этому сословию. Поучение ВСЕХ князей избивает┘ Не Игоря! Игоря корят┘ иноземцы:

    ⌠Тут немцы и венециане, тут греки и морава поют славу Святославу [отцу Игоря, в бытность умевшему держать вассалов в подчинении], корят князя Игоря, что добычу утопил на дне Каялы, реки половецкой, золото свое рассыпал. Тут Игорь князь пересел с седла золотого, а в седло невольничье■.

    В чём дело?

    А в том, что (так уж фактически случилось) Игорь не только в плен попал, но и сбежал из плена. А за битого двух небитых дают. Надежда на Игоре сосредоточена.

    Чья? Сказителя?

    В первую очередь его. Он для того и затеял петь во славу всё же Игоря. Его страшенное поражение, может, встряхнёт удельных князей и опять объединится Киевская Русь. Тут он без всякого противочувствия даёт свою мечту: старый киевский князь Святослав видит такой страшный сон в связи с поражением своих двух сыновей, что обращается к остальным великим князьям с призывом отомстить. Уж там ошибка или нет, но прямая речь Святослава перетекает в речь певца. И в тех речах обозревается такая великая сила земли Русской, что┘

    Плачем Ярославны эта мощь обрывается. √ Тоже противочувствием к мощи оказывается.

    И┘ словно Бог услышал Святослава и Ярославну: Игорь бежит из плена. √ Надежда начинает расцветать. Нет худа без добра! Кажется, сама воля народа, воля отличающаяся от воли воинского сословия, склонного к усобицам, заставит это решающее сословие взяться за ум┘ И √ появляется┘ Боян. Это, наверно, певец опять решил петь в стиле Бояна, певца времени единовластия Киева на всей Руси. Он √ в надежде, что князь Игорь √ голова теперь будет Русской земле:

    ⌠Солнце светит на небе - Игорь князь в Русской земле. Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Страны рады, города веселы■.

    Противочувствия полностью исчезают. Идёт простое заражение слушателя и читателя чувством сказителя. Как в той лирической песне: если я тебя придумала, стань таким, как я хочу┘ Только та √ грустная, а эта, у сказателя, √ повеселела. Народ, мол, всему голова.

    5 сентября 2013 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
309353  2013-11-22 09:36:29
Воложин
- Поздравляю патриотов России с новой геополитической победой на народно-путинском пути воссоздания некого СССР - с убеждением Украины приостановить-таки евроинтеграцию в ущерб интересам соседей по бывшему СССР.

309355  2013-11-22 10:35:32
ВМ /avtori/lipunov.html
- Дорогой Соломон,

спасибо за поздравление, но думаю свадебные игры еще продолжаться.

342446  2020-05-05 09:11:35
Воложин
- Сноска к слову "государственность": *- Для меня весомость "Слова" в русской литературе не уменьшится, оттого что будет установлено время его создания, например, 18 в.

- А для меня уменьшится. Ибо только в 12-13 веках государственность как подсознательный идеал и могла существовать. Позже эта идея стала осознаваемой. Тем подтверждается, что дата создания произведения неприкладного искусства (призванного обеспечить общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу) является неотъемлемым элементом такого произведения.

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100