TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.08.2013
19:43

Бедный Чехов.

    Бедный Чехов. Что я с ним делаю. Пришёл на разборе каких-то произведений его к мысли, что он ницшеанец с самого начала творчества до конца √ и┘ Пробую и пробую одно за другим его произведения примерить на этот аршин.

    Вот и ⌠Пассажир первого класса■ (1886) попался.

    Кстати, в тот же вечер попался на глаза и документальный (так теперь их называют) фильм ⌠Большая провокация √ Повелитель мозга■.

    ⌠Учёный утверждает, что наш мозг совершенно "не заточен" на интеллектуальные усилия. Он не хочет работать! Ведь когда мозг активно действует, он расходует до 25% всей энергии организма! Вот он и хочет её экономить, сопротивляется тому, что мы заставляем его трудиться. Но талантливые люди и гении есть √ в этом уверен Савельев■ (http://dok-one.ru/nayka/1147-bolshaya-provokaciya-2-povelitel-mozga-19032013.html).

    Так если это правда, и талантливые выделяются, то ницшеанцу, мечтающему улететь вообще в метафизическое пространство, в Вечность, где нет смерти, в апричинность и т.п., куда-то над Добром и Злом, - ницшеанцу интересно посадить в лужу именно талантливого. Что Чехов и делает в упомянутом рассказе. Он на такое мастак. ⌠Чехов написал очень много маленьких трагедий о людях, проглядевших жизнь■, метко заметил Горький.

    Что значит художник! Идёт по пути наибольшего сопротивления.

    Ну, казалось бы, какой он проглядевший жизнь, этот пассажир?

    ⌠Пока живу, я построил на Руси десятка два великолепных мостов, соорудил в трех городах водопроводы, работал в России, в Англии, в Бельгии... Во-вторых, я написал много специальных статей по своей части. В-третьих, сударь мой, я с самого детства был подвержен слабости к химии; занимаясь на досуге этой наукой, я нашел способы добывания некоторых органических кислот, так что имя мое вы найдете во всех заграничных учебниках химии. Всё время я находился на службе, дослужился до чина действительного статского советника и формуляр имею не замаранный. Не стану утруждать вашего внимания перечислением своих заслуг и работ, скажу только, что я сделал гораздо больше, чем иной┘■

    Я цитату оборвал. Дальше там одно только слово: ⌠известный■.

    Проглядел он свою жизнь. Его-то тянуло в сверхчеловеческое, а он думал √ что в простую мимолётную, эфемерную человеческую известность. Пусть даже и долговременная она (⌠имя мое вы найдете во всех заграничных учебниках химии■), но √ человеческая. Всё равно эфемерная. Сменятся учебники (а они сменятся обязательно, ибо открытое сегодня завтра оказывается пустяком по сравнению с новыми открытиями) √ и не станет его имени в учебниках. Дольше других живут произведения искусства. Имена их авторов знают, не читав, до нескольких тысяч лет. Известности Гомера, например, пошла четвёртая тысяча лет... Так знание Гомера стало уже почти равным нулю √ из-за нечитабельности его ⌠Илиады■ и ⌠Одиссеи■ для нынешних людей. √ Ну что она такое, межчеловеческая известность, по сравнению с вневременностью┘

    Так вот завидует наш пассажир, наоборот, самой низменной известности. Известности среди тех, кого √ если сказать резко √ околоживотными можно назвать за незаточенность ⌠на интеллектуальные усилия■. √ Вот до какой степени проглядел жизнь пассажир. (Я околоживотных вспомнил из-за того же фильма с его жгучим вопросом: ⌠Почему человеческое общество так похоже на обезьянью стаю?■ Ещё я вспомнил наблюдение какого-то этнографа за какими-то туземцами. Они европейцев считали сумасшедшими, потому что те днём всё про что-то думают, тогда как они, туземцы, большую часть дня проводят в дремоте, как наши солдаты спят в походном строю с открытыми глазами. Туземцы ошибались насчёт европейцев: европейцы тоже по большей чести не производят ⌠интеллектуальные усилия■, не думают, когда даже новое говорят, новое читают, новое пишут, новое переживают: всё √ по шаблону, всё повторяется. Мозг, - говорил этот Савельев из фильма, - создан для быстрого решения насущной задачи, и потом √ отдыхать, на автоматическое пускать: чтоб энергия не тратилась.)

    Кончается рассказ хохотом этого пассажира и его слушателя, такого же значительного человека, тоже лишённого этой низменной известности, какой достигают ⌠актеры или микроскопические газетчики■, мининицшеанцы, преуспевшие в этой жизни. А за этим хохотом сквозит трагедия настоящего ницшеанца, не только так и не прорвавшегося к сверхжизни, но и почти не осознавшего этого.

    ⌠Меня, сударь, занимает теперь вопрос, что собственно нужно разуметь под словом слава или известность? Как по-вашему-с? Пушкин называл славу яркой заплатой на рубище, все мы понимаем ее по-пушкински, то есть более или менее субъективно, но никто еще не дал ясного, логического определения этому слову. Дорого бы я дал за такое определение!■

    Пассажир явно до какой-то страшной глубины почти прорвался.

    Уж у кого известность, как не у Пушкина┘ А ведь и она в чеховском тексте низводится (⌠все мы понимаем┘ субъективно■; ⌠все■ и ⌠по-пушкински■). За желанием ⌠логического определения■ персонажа брезжит иррациональное подсознательное чеховское ⌠определение■ (если можно такое слово применять для подсознательного и иррационального).

    На самом деле эта заплата √ из стихотворения ⌠Разговор книгопродавца с поэтом■ (1824), из слов книгопродавца. Пушкин тогда продирался к открытию реализма, как далеко-не-подвластности жизни благой человеческой воле. Реализм √ стиль выражения очень сурового мироотношения. Так если Чехов отдал персонажу так принизить Пушкина, то сам он, Чехов, √ нет, не превозносил Пушкина √ сам он открывал ещё более жестокий стиль, стиль выражения ещё более сурового мироотношения: ницшеанского. И Пушкин, и Чехов стояли на пороге громаднейшего √ у каждого своё √ открытия в литературе. Вот потому подсознание Чехова и привлекло сюда Пушкина в переломный для пушкинского творчества момент. Для Пушкина жизнь оказывалась довольно зла (но ничего всё же). А для Чехова жизнь открылась как безусловно злая. Даже с большой буквы Зло, поскольку в метафизику Чехова влекло (в Бога он давно не верил). И, конечно, пушкинский реализм был дитятей по сравнению с такой метафизикой. Потому Чехов и позволил персонажу всё же снизить Пушкина (⌠все мы понимаем ее по-пушкински, то есть более или менее субъективно■).

    В этом месте чеховского рассказа наиболее чувствуется мироотношение автора. Оно настолько необычное, что Чехов в будущем давал аж прямые, - но всегда ограниченные (художник всё-таки), - образы вневременности, апричинности и т.п. √ И всё равно публика Чехова при жизни так и не поняла. (Его до сих пор многие так и не поняли.) Лотман, например.

    Чехов для Лотмана гуманист.

    ⌠Рассказчик жалуется на несправедливость. Однако корни явления, схваченного Чеховым, лежат более глубоко. Не только поверхностность и некультурность общества является причиной подмеченной Чеховым несправедливости. Дело в том, что творчество даже плохой певички ≈ личное по своей природе, творчество даже хорошего инженера как бы растворяется в общем анонимном прогрессе техники■ (http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman_semiosphera.htm).

    Во-первых, там не творчество √ у певички. ⌠Ее считали кокоткой■. Она ⌠не конфузилась, когда к ней входили в уборную■. Во-вторых, ⌠прекрасная┘ наружность■. ⌠Водевили выбирала она обыкновенно┘ такие, где можно было щегольнуть в мужском костюме в обтяжку■. Фигура, видно, хорошая.

    Что такое гуманист? √ Это снисходительный к грешности, к низменности. Человек не ангел.

    Сквозь набор сплошь негативных слов пассажира об этой своей любовнице Лотман чувствует гуманиста Чехова.

    Лотман в чём-то прав. Чехов действительно был не злобен к таким своим персонажам-певичкам. Но не более. Если Чехов в жизни, в новом для себя городе в первую очередь узнавал, где публичный дом, то шёл он туда, наверно, чтоб ощутить Зло этого мира, чтоб потом, в рассказах, улететь душою туда, где нет ни Добра, ни Зла. А негативизм к своей любовнице пассажира дана, наверно, как симптом пробуждения от погони за низменной известностью. Как крыловская лиса ругала недосягаемый виноград за того, мол, незрелость. Пассажиру полуподсознательно досадно за неправильно прожитую жизнь (добродетельную, в общем, жизнь инженера и химика), вот ему певичка и плоха всем, кроме фигуры. √ И Чехов √ высоко-высоко над ним. (А если ⌠высоко-высоко■ занято Божественным и благодетелью, то Чехов √ далеко-далеко от своего персонажа. Не в этом мире. Потому к певичке и не злобен.)

    Понять такое Лотману трудно, ибо он отрицательно отнёсся к художественности по Выготскому, когда художественный смысл нецитируем. Он, художественный смысл, в этом рассказе есть результат столкновения, например, объективности пассажира к певичке (в чём чувствуется и голос автора, к ней не злобного): ⌠это была обыкновенная, дюжинная натуришка, каких много■, - с субъективной злобностью обманувшегося в жизни человека (всего лишь человека), смешной.

    И мы смеёмся. С автором смеёмся. Только доходит ли до нас вся глубина авторского смеха над, - по Горькому, - ещё одной из ⌠маленьких трагедий■.

    9 августа 2013 г.

04.08.2013
14:33

Ещё один спор с Лотманом.

    Может, удастся сказать что-то связное ещё об одном произведении Пастернака. Наткнулся на такие слова Лотмана о нём: ⌠Быть знаменитым некрасиво. Пастернак, по сути, . . .

02.08.2013
17:15

Победа и победа. Продолжение.

    (Начало тут.) Эту статью можно также читать как продолжение статьи ⌠Была ли какая-то правда в словах Познера?■ Лотман, конечно, большой человек, но┘ Можно и с ним . . .

30.07.2013
12:48

Арсений Тарковский.

    Благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад. Вот это, по-моему, хотел сказать Арсений Тарковский своим стихотворением ⌠Пауль Клее■ (1957). Жил да был . . .

28.07.2013
17:26

Ну! Погоди!

    ⌠Пауль Клее являлся одним из лидеров экспрессионизма, был близок к сюрреализму. В его произведениях есть ощущение гармонии, почти музыкальных созвучий . . .

23.07.2013
16:15

Братья Тавиани.

    Вот какие были финальные слова Тавиани на обсуждении его и брата фильма ⌠Цезарь должен умереть!■ (там зэки в итальянской тюрьме ставят трагедию Шекспира), - . . .

19.07.2013
23:33

Пипл схавает, - правильно думает Навальный.

    ⌠ООО ⌠ВЛК■ оплатило приобретенные у КОГУП ⌠Кировлес■ лесоматериалы и транспортные услуги в общей сумме 13 705 599,14 руб. Оплата осуществлялась с расчетного счета . . .

11.07.2013
20:47

Гадаев. Ещё проверка.

    Всё-таки что-то скребёт совесть. Попробую её успокоить. Наращиванием доказательств. Вот эту серую массу Гадаев жалеет или презирает? Не знаю названия этой . . .

09.07.2013
16:45

Гадаев. Продолжение.

    Проверка. Если так пессимистично всё обстоит с земными перспективами для великих, с вечной памятью о них и с провальной судьбой их мечтаний о лучшем будущем не для . . .

06.07.2013
14:58

Гадаев угадал?

    ⌠Он■ смотрит на вас свысока┘ А ничего замечательного своею внешностью не представляет. Воронеж. Памятник О. Мандельштаму. Установлен 2 сентября 2008 г. в парке . . .

27.06.2013
13:48

Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.

    Смысл этой категории: ⌠плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения■ (Энциклопедия культурологии). А её название √ . . .

27.06.2013
12:03

Апофегей.

    Как тихой сапой подкапываются под традиционализм, под коллективизм, ментальную специфику россиян┘ Случилось, что фильм Митина ⌠Апофегей■ (2013), снятый по . . .

22.06.2013
13:37

Ловлю себя.

    Вы читали последний сценарий Балабанова ⌠Мой брат умер■ (2013) (http://seance.ru/blog/balabanov-script)? Он явно перекликается с его же фильмом ⌠Про уродов и людей■ (1998). А тому я (см . . .

16.06.2013
16:02

Была ли какая-то правда в слова Познера?

    Вот эти слова: ⌠┘когда я их увидел в первый раз [иконы севера России и того периода┘ ну, скажем, с 14 даже 13 века], я понял, что √ или так мне показалось √ Россия . . .

13.06.2013
14:04

Слонов в посудной лавке.

    Выставка красноярского карикатуриста Василия Слонова ⌠Welcome to Sochi 2014■. Давайте я притворюсь (а может, я им являюсь) дурачком. Почему название выставки на . . .

10.06.2013
11:35

Ужас.

    Уважаемый читатель, вам не приходилось поймать себя на том, что знаменитейший, прославленный везде и всеми ⌠Броненосец Потёмкин■ (1925) Эйзенштейна на вас не . . .

06.06.2013
14:03

Переживания убогого человека.

    Только что получил от брата адресок с массой фотографий чудес природы. Первое чудо я мог бы и видеть, живя на Украине. Tunnel of Love, Ukraine Следующая картинка уже колет, . . .

25.05.2013
21:54

Ничего не получится.

    Если считать, что имел, имеет и, главное, будет иметь место на планете неограниченный прогресс, то на этом пути человечества уже несколько веков есть бесспорный . . .

23.05.2013
20:56

Кантор.

    Я послал эту картинку товарищу и позвонил, чтоб он её немедленно посмотрел и что-нибудь сказал. (Это наиболее пронзительная вещь среди многих.) Максим Кантор. Две . . .

15.05.2013
13:51

Хайт и Хазанов.

    Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд. Вообще-то Высоцкому . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100