TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.06.2013
13:48

Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.

    Смысл этой категории: ⌠плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения■ (Энциклопедия культурологии). А её название √ . . .

27.06.2013
12:03

Апофегей.

    Как тихой сапой подкапываются под традиционализм, под коллективизм, ментальную специфику россиян┘

    Случилось, что фильм Митина ⌠Апофегей■ (2013), снятый по повести Юрия Полякова (1989), я смотрел в тот же день, что читал одновременно две вещи: ⌠⌠Клубок■ вокруг Сталина■ (2003) анархистов Баландина и Миронова и ⌠Моя жизнь. Опыт автобиографии■ (1930) Троцкого, прямого противополюса анархистам. И у меня возникла мысль: это какая ж инерция у традиционализма √ век ему, что секунда. Под традиционализмом я понимаю┘ Нет, лучше словами Баландина: ⌠удел оставаться примером необыкновенного морального и культурного подъема в условиях освобождения труда от власти капитала■. Удел √ в результате Октябрьской революции. При том, что тяга к этому ⌠освобождению труда■ (от любой власти) тянется у всех народов тысячи лет, начиная с первых эксплуататорских общественных образований. А по Поршневу √ ещё раньше: ⌠первое звено ≈ царство полной несвободы, ибо отсутствие частной собственности и эксплуатации, классов и государства вовсе не означает, что доисторический человек хоть в ничтожной мере властен над вещами и своими действиями; человек тут еще много более раб, чем при рабстве■. Скажу больше, в духе Поршнева же: само происхождение человека произошло в результате его освобождения от внушения шерстистых состадников отдавать им на съедение своих √ бесшёрстных √ детей Аж Митин в 2013 году ощущает эту анархическую противоугнетательскую инерцию, живописуя противоположный процесс √ омещанивания (индивидуализации) в СССР, как главной тенденции эволюции СССР от так называемого социализма к реставрации капитализма.

    Особенно ценно, что авторы фильма здорово не осознают, что они создают. Вот Поляков, соавтор сценария:

    ⌠У нас с Митиным общая идея √ хватит издеваться над советским периодом нашей истории■ (http://www.litrossia.ru/2012/28/07273.html).

    Это, - понимаешь после просмотра, - был период плавного перехода к капитализму (как и предупреждал Троцкий, между прочим), а не нечто, что надо было взрывать контрреволюцией 1991 года (почему она и не показана в фильме). Плавность обеспечивало пошаговое перерождение партийной верхушки из революционеров в бюргеров, мещан, хитрованов, для которых главное √ я, то я, что ниже пояса, физическое благосостояние, животность. (Только я, вон, выбрал самые плохие слова, а авторы √ наоборот √ камуфлируют: инерция ⌠морального и культурного подъема в условиях освобождения труда■ на них действует. Точнее, на меня эта инерция действует намного больше, чем на них.)

    И вот Чистяков, главный герой, в конце фильма то ли миллионер, то ли на пути в миллионеры, находится в одном идейном лагере с ⌠Убивцем■, мастером порчи девок, едет куда-то в командировку с секретаршей-любовницей (наконец, и он опустился до любовницы). Едет грустно (он вообще весь фильм грустит из-за непрерывных моральных потерь, потерь √ из-за упомянутой инерции). А мог бы┘ Быть не как бы дедушкой, а настоящим дедушкой, который до того вырастил бы сына, в семье с любимой женой┘ И кончается кадрами-воспоминаниями о минутах счастья с Надей. Ибо жена-то, Ляля, у него такая фифа, что не может иметь детей из-за своих молодых гастролей (шведская семья в 9-м классе, если это была не шутка). А досталась она ему по соображениям карьеры. И остался он с ней по тем же соображениям. И соображения-то эти практически не показаны в фильме. За одним исключением, и то не прямой там показ идеала, а от обратного. Надя шутя сказала ⌠Убивцу■, что Чистяков призывал снести Берлинскую стену. Так ⌠Убивец■ донёс, и Чистякова исключили из парткома. Тут Чистяков обнаружил свою настоящую сущность (самому себе, наверно, - от всё той инерции, - неизвестную): он ударил Надю по лицу и крикнул ей: ⌠Ненавижу■. √ Достаточно неожиданный поступок. Ему даже и не веришь. Лишь встроенный в ряд других неожиданных поступков Чистякова, его задним числом принимаешь. Ибо угадываешь, что, собственно, хотели сказать авторы.

    А они хотели сказать, что это некая гениальность √ быть замечательным интриганом.

    Вот на ⌠Убивца■ пришло коллективное письмо-жалоба от соблазнённых им женщин из хора имени Пятницкого. Чистяков ⌠Убивца■ (предателя ж, выдал же Чистякова когда-то)┘ выручает. (А потом тот помог, понимай, Чистякову стать миллионером┘)

    Вот ⌠Убивец■ хочет заручиться поддержкой Чистякова по сваливанию партбосса, и получает согласие. Но┘

    Вот Чистяков несёт этому партийному боссу, копающему под него, заявление об увольнении по собственному желанию: вдруг он за это смилостивится и распорядится без очереди пересадить почку сыну его и Нади. Несёт и┘ проносит мимо кабинета. А потом оказывается, что обещания ⌠Убивцу■ не сдержал. За то его оценило, - как не карьериста, - высшее партначальство и┘ самого Чистякова назначило на место этого партбосса. И вопрос о пересадке почки решился.

    Выглядит-то и одно, и другое как великодушие. А на самом деле √ гениальность же интригана проявлена.

    И этакую гениальность проявили ж все, кто был против Троцкого, когда стоял вопрос, кто заменит умирающего Ленина:

    ⌠Создана была целая наука: фабрикация искусственных репутаций, сочинение фантастических биографий, рекламы вождей по назначению. Особая, малая наука была посвящена вопросу о почетном президиуме. Со времени Октября повелось так, что на бесчисленных собраниях в почетный президиум выбирались Ленин и Троцкий. Сочетание этих двух имен входило в разговорную речь, в статьи, в стихи и в частушки. Надо было разъединить два имени, хотя бы механически, чтобы затем политически противопоставить друг другу. Теперь в президиум стали включать всех членов политбюро. Потом стали их размещать по алфавиту. Затем алфавитный порядок был нарушен в пользу новой иерархии вождей. На первое место стали ставить Зиновьева. Пример подал Петроград. Еще через некоторое время стали появляться почетные президиумы без Троцкого. Из состава собрания всегда раздавались бурные протесты. Нередко председатель оказывался вынужден объяснять опущение моего имени недоразумением. Но газетный отчет, разумеется, умалчивал об этом. Потом первое место стало отводиться Сталину. Если председатель не догадывался провести то, что нужно, его неизменно поправлял газетный отчет┘

    Придя на какое-нибудь заседание, я заставал групповые разговоры, которые при мне нередко обрывались. В разговорах не было ничего направленного против меня. Не было ничего противоречащего принципу партии. Но было настроение моральной успокоенности, самоудовлетворенности и тривиальности. У людей появлялась потребность исповедоваться друг другу в этих новых настроениях, в которых немалое место, к слову сказать, стал занимать элемент мещанской сплетни. Раньше они стеснялись не только Ленина и меня, но и себя. Если пошлость прорывалась наружу, например, у Сталина, то Ленин, не поднимая низко склоненной над бумагой головы, чуть-чуть поводил по сторонам глазами, как бы проверяя, почувствовал ли еще кто-либо другой невыносимость сказанного. Достаточно было в таких случаях беглого взгляда или интонации голоса, чтобы солидарность наша в этих психологических оценках непререкаемо обнаружилась для нас обоих.

    Если я не участвовал в тех развлечениях, которые все больше входили в нравы нового правящего слоя, то не из моральных принципов, а из нежелания подвергать себя испытаниям худших видов скуки. Хождение друг к другу в гости, прилежное посещение балета, коллективные выпивки, связанные с перемыванием косточек отсутствующих, никак не могли привлечь меня. Новая верхушка чувствовала, что я не подхожу к этому образу жизни. Меня даже и не пытались привлечь к нему. По этой самой причине многие групповые беседы прекращались при моем появлении, и участники расходились с некоторым конфузом за себя и с некоторой враждебностью ко мне. Вот это и означало, если угодно, что я начал терять власть■ (http://socialistworld.ru/assets/files/library/trotsky/my-life.pdf).

    Оно-то да √ партия и народ, в общем, в итоге, пошли за Сталиным, с его социализмом в отдельно взятой стране, а не за Троцким, с его Перманентной революцией, пока не грянет, наконец, Мировая Революция. И это было результатом реакции, усталости народа от революций и войн. Но. Была ж и огромная инерция ⌠подъема в условиях освобождения труда от власти■. И нужна была гениальность интриганов-политиков, чтоб эту инерцию обмануть.

    А поскольку сам социализм был обманным (именно: он был путём незаметного возврата мещан в капитализм), то гениальность интриганов-политиков требовалась непрерывно. Что нам и проиллюстрировал Митин.

    Нет. Не проиллюстрировал √ продемонстрировал. Иллюстрируют √ знаемое. А Митин не вполне осознавал. Потому он даёт всё какого-то заторможенного Чистякова (всё, мол, страдающего от той большой цены, которую надо платить за делячество). Тогда как тот √ такой гениальный карьерист. √ Эти мгновенные неожиданные поступки┘ Приводящие к восхождению всё выше.

    Скрытым авторским восторгом веет от этих неожиданностей от персонажа.

    Я, всегда очень чувствовавший карьеризм товарищей и всегда презиравший его, был почти заражён этим скрытым восторгом в фильме.

    Нет. Не заражён. Это был катарсис, результат столкновения упомянутой инерции традиционализма-анархизма-освобождения, коллективизма √ с индивидуализмом, карьеризмом. Осознание этого катарсиса было такое: мудрость соединения несоединимого!

    Это всё сосредоточилось в одном слове √ апофегей. От соединения ⌠апофеоза■ и ⌠апогея■. Первое √ духовное, второе √ физическое. С тихой ассоциацией с ⌠апофигей■, от слова ⌠фига■┘ А фига ж √ не только дуля, а и плод┘

    Реализм, короче говоря.

    Он не ахти как потрясает, не как экстремистские стили┘ Но. На безрыбье и рак √ рыба.

    15 июня 2013 г.

22.06.2013
13:37

Ловлю себя.

    Вы читали последний сценарий Балабанова ⌠Мой брат умер■ (2013) (http://seance.ru/blog/balabanov-script)? Он явно перекликается с его же фильмом ⌠Про уродов и людей■ (1998). А тому я (см . . .

16.06.2013
16:02

Была ли какая-то правда в слова Познера?

    Вот эти слова: ⌠┘когда я их увидел в первый раз [иконы севера России и того периода┘ ну, скажем, с 14 даже 13 века], я понял, что √ или так мне показалось √ Россия . . .

13.06.2013
14:04

Слонов в посудной лавке.

    Выставка красноярского карикатуриста Василия Слонова ⌠Welcome to Sochi 2014■. Давайте я притворюсь (а может, я им являюсь) дурачком. Почему название выставки на . . .

10.06.2013
11:35

Ужас.

    Уважаемый читатель, вам не приходилось поймать себя на том, что знаменитейший, прославленный везде и всеми ⌠Броненосец Потёмкин■ (1925) Эйзенштейна на вас не . . .

06.06.2013
14:03

Переживания убогого человека.

    Только что получил от брата адресок с массой фотографий чудес природы. Первое чудо я мог бы и видеть, живя на Украине. Tunnel of Love, Ukraine Следующая картинка уже колет, . . .

25.05.2013
21:54

Ничего не получится.

    Если считать, что имел, имеет и, главное, будет иметь место на планете неограниченный прогресс, то на этом пути человечества уже несколько веков есть бесспорный . . .

23.05.2013
20:56

Кантор.

    Я послал эту картинку товарищу и позвонил, чтоб он её немедленно посмотрел и что-нибудь сказал. (Это наиболее пронзительная вещь среди многих.) Максим Кантор. Две . . .

15.05.2013
13:51

Хайт и Хазанов.

    Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд. Вообще-то Высоцкому . . .

08.05.2013
16:27

Ко Дню Победы.

    Исключительная удача┘ Но начну издалека. У меня есть много идейных противников. Я с ними нескончаемо спорю. Один √ очень умён. Способен меня довести до . . .

04.05.2013
13:18

Генри Мур и Россия.

    Недавно я ⌠подавился■ Генри Муром: вынужден был обойти молчанием его репродукцию, не включить которую в свой текст я не мог (тут). И вдруг, наткнувшись на свой . . .

30.04.2013
13:14

КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,

    или Дуля в кармане. Пусть тайна останется тайной, бессознательное - бессознательным, интуитивное - интуитивным, но пусть осветятся пути, ведущие к творческому . . .

29.04.2013
15:57

Раздрай в... гармонии.

    Есть такое произведение┘ Впрочем, его нет. Давно. Это ⌠Битва при Ангиари■ (1503-1506) Леонардо до Винчи. Великий художник для него изобрёл такие краски, что вещь . . .

21.04.2013
09:57

Дурь Сидура.

    С чего начать? Начну с того, что признаюсь, что я не хотел писать про Сидура. Он мне ничего ⌠не говорил■. Более того, когда я пробовал читать про него, то мне . . .

02.03.2013
13:14

Кочергин.

    У меня соблазн. Я схлопотал недавно нецензурную ругань за музеи околоискусства. От философа, иногда рифмоплётствующего. Я понял, что наступил этим . . .

27.02.2013
15:05

Противоречия органические и эклектические.

    Я задаюсь вопросом, почему так неувядаема экстремистская индивидуалистская традиция в искусстве вот уж второй век после Ницше, резче всех её обозначившего. И мне . . .

21.02.2013
17:22

Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.

    Сегодня он умер. Боже, как меня грызут сомнения!.. Не прав ли злобствующий на меня один ультраинтеллигентный знакомый┘ Что такое интеллигент? √ Это пониматель. Но . . .

19.02.2013
10:13

Маяковский - художник и нехудожник.

    Среди трудностей, с которыми сталкивается интерпретатор произведения искусства, одна та, что не хватает компетентности. И на фоне обыденного отношения к . . .

15.02.2013
12:55

Литературоведческое чтиво.

    Идеи <┘> Выготского быстро ушли в сферу интеллектуальной моды, а затем √ в девальвированной форме слов-отмычек √ были с досадой отвергнуты (в целостный . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100