TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

     

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под контролем виденного■ (Пришвин М. М. Записи о творчестве. В альманахе ⌠Контекст╥1974■. М., 1975. С. 318). Только так можно надёжно залететь мыслью куда-то в сверхбудущее и не заблудиться по дороге.

    Мне не замолить всех моих грехов. Поэтому я могу и полностью отпустить себя. И сказать, что если неопубликванный как таковой Каменноостровский цикл стихотворений позднего Пушкина ⌠на фоне всего остального пушкинского творчества последних лет с ярко выраженной публицистической направленностью, складывающегося под знаком исторических и журнальных интересов поэта■ (http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v85/v85-052-.htm) отличался обратным, и стихи там ⌠выражают стремление поэта возвыситься над ⌠суетой жизни■, тем самым вроде бы подтверждая неоднократно в пушкиноведении заявлявшуюся концепцию ⌠двух Пушкиных■ ≈ суетного человека и небожителя■ (там же)┘ То небожитель этот, - здорово земной (в соответствии со словосочетанием ⌠реалистический символизм■), - идейно начал этот цикл не в 1836 году на Каменном острове, а в 1835-м стихотворением ⌠Странник■.

    Давайте станем читать это произведение и тут же комментировать (мелким шрифтом), ⌠под контролем виденного■ читаемое или уже залёт куда-то.

     

    I

    Однажды странствуя среди долины дикой, ⌠под контролем виденного■

    Незапно был объят я скорбию великой интроспекция

    И тяжким бременем подавлен и согбен, интроспекция

    Как тот, кто на суде в убийстве уличен. ⌠под контролем виденного■

    Потупя голову, в тоске ломая руки, ⌠под контролем виденного■

    Я в воплях изливал души пронзенной муки то же, собственно

    И горько повторял, метаясь как больной: то же

    ⌠Что делать буду я? Что станется со мной?■ то же

    II

    И так я, сетуя, в свой дом пришел обратно. то же

    Уныние мое всем было непонятно. то же

    При детях и жене сначала я был тих то же

    И мысли мрачные хотел таить от них; интроспекция

    Но скорбь час от часу меня стесняла боле; интроспекция

    И сердце наконец раскрыл я поневоле. под контролем слышимого

    ⌠О горе, горе нам! Вы, дети, ты, жена! ≈ то же

    Сказал я, ≈ ведайте: моя душа полна то же

    Тоской и ужасом, мучительное бремя то же

    Тягчит меня. Идет! уж близко, близко время: то же

    Наш город пламени и ветрам обречен; то же

    Он в угли и золу вдруг будет обращен, то же

    И мы погибнем все, коль не успеем вскоре то же

    Обресть убежище; а где? о горе, горе!■ то же

    III

    Мои домашние в смущение пришли ⌠под контролем виденного■

    И здравый ум во мне расстроенным почли. то же, собственно

    Но думали, что ночь и сна покой целебный то же

    Охолодят во мне болезни жар враждебный. то же

    Я лег, но во всю ночь все плакал и вздыхал то же

    И ни на миг очей тяжелых не смыкал. то же

    Поутру я один сидел, оставя ложе. то же

    Они пришли ко мне; на их вопрос я то же, то же

    Что прежде, говорил. Тут ближние мои, то же

    Не доверяя мне, за должное почли то же

    Прибегнуть к строгости. Они с ожесточеньем то же

    Меня на правый путь и бранью и презреньем то же

    Старались обратить. Но я, не внемля им, то же

    Все плакал и вздыхал, унынием тесним. то же + интроспекция

    И наконец они от крика утомились ⌠под контролем виденного■

    И от меня, махнув рукою, отступились, то же

    Как от безумного, чья речь и дикий плач то же, собственно

    Докучны и кому суровый нужен врач. то же

    IV

    Пошел я вновь бродить, уныньем изнывая то же + интроспекция

    И взоры вкруг себя со страхом обращая, ⌠под контролем виденного■

    Как узник, из тюрьмы замысливший побег, то же, собственно

    Иль путник, до дождя спешащий на ночлег. то же

    Духовный труженик ≈ влача свою веригу, почти то же

    Я встретил юношу, читающего книгу. ⌠под контролем виденного■

    Он тихо поднял взор ≈ и вопросил меня, то же

    О чем, бродя один, так горько плачу я? под контролем слышимого

    И я в ответ ему: ⌠Познай мой жребий злобный: то же

    Я осужден на смерть и позван в суд загробный ≈ то же

    И вот о чем крушусь: к суду я не готов, то же

    И смерть меня страшит■. то же

    ⌠Коль жребий твой таков, ≈ то же

    Он возразил, ≈ и ты так жалок в самом деле, то же

    Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?■ то же

    И я: ⌠Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?■ то же

    Тогда: ⌠Не видишь ли, скажи, чего-нибудь■, ≈ то же

    Сказал мне юноша, даль указуя перстом. ⌠под контролем виденного■

    Я оком стал глядеть болезненно-отверстым, то же, собственно

    Как от бельма врачом избавленный слепец. то же

    ⌠Я вижу некий свет■, ≈ сказал я наконец. то же, собственно, если не показалось от желания. Я сам часто наблюдал за собой обман зрения, находя Венеру на небе, с которого буквально только что ушло с закатом солнце

    ⌠Иди ж,≈ он продолжал, ≈ держись сего ты света; под контролем слышимого. То есть, не важно, кажимость или истина √ держись и всё. Будет всё время то или то.

    Пусть будет он тебе единственная мета, то же

    Пока ты тесных врат спасенья не достиг, то же

    Ступай!■ ≈ И я бежать пустился в тот же миг. ⌠под контролем виденного■

    V

    Побег мой произвел в семье моей тревогу, видимое

    И дети и жена кричали мне с порогу, видимое

    Чтоб воротился я скорее. Крики их видимое

    На площадь привлекли приятелей моих; видимое

    Один бранил меня, другой моей супруге видимое

    Советы подавал, иной жалел о друге, видимое

    Кто поносил меня, кто на смех подымал, видимое

    Кто силой воротить соседям предлагал; видимое

    Иные уж за мной гнались; но я тем боле видимое

    Спешил перебежать городовое поле, видимое

    Дабы скорей узреть ≈ оставя те места, интроспекция

    Спасенья верный путь и тесные врата. интроспекция

    Видим, что всё √ очень и очень зримое или слышимое. Даже и интроспекция √ наблюдение за собственными переживаниям; они ж √ реальность. Да и кажимость понимается именно кажимостью. Она ж просто инструмент для имения пути бега, не более. Реализм! А, тем не менее, речь о запредельном, и бег √ к запредельному. √ Ну чем не реалистический символизм?

    И вот не им ли были вдохновлены в тот же 1835 год написанные ⌠Египетские ночи■? Погоня творца за вдохновением┘ Вдохновение ж √ тоже способно исполнять роль ⌠держись сего ты света■. А если его не фиксировать на бумаге, если перед нами выведен импровизатор?

    Смотрим.

    Уже и простой поэт, Чарский, признавая вдохновение дрянью, совершенно не способен ему противиться и ⌠идёт■ за ним неотвратимо: ⌠писал с утра до поздней ночи■. Понимай, не отвлекаясь на еду или малейший отдых. Как в ⌠Страннике■ одержимый спасением √ к почудившемуся свету бежит, не обращая внимания ни на что. Технология! Технология бегства из жизни. Не важен процесс (вдохновения). Важен результат. Какой: ⌠только тогда и знал истинное счастие■? Неограниченный эгоизм? И нет нецитируемости художественного смысла? √ Нет. Это политкорректные слова Чарского мерзкому окружению. ⌠Он признавался искренним своим друзьям■, - написано. Но нет их, искренних друзей, в романе, пусть и не оконченном. Это повествователь тут в сфере дипломатствующего Чарского. Мерзость окружения, в частности, состоит в том, что оно низменно эгоистично. Тем низменно, что не знает неограниченности.

    Так какова цель бегства из жизни?

    Зачем-то дан импровизатор. Который оба раза тоже воспевает неограниченный эгоизм, демонизм, ницшеанство, можно сказать, раз этот тип мироотношения повторяется в веках, и не важно как явление это называть √ можно и именем философа, ярче всех его однажды в истории выразившего, пусть это случилось и после смерти Пушкина.

    У импровизатора вдохновение тоже технология, но технология бегства в жизнь, а не из жизни. Смотрите, какой эпиграф главы о его появлении в городе: ⌠≈ Что это за человек? ≈ О, это большой талант; из своего голоса он делает все, что захочет. ≈ Ему бы следовало, сударыня, сделать из него себе штаны■. √ Совершенно мещанская цель, хоть слова исходят от представителя высшего света. Пушкину плевать на высший свет. Он для него √ чернь. С точки зрения черни тянущийся к ней раздвоенный Чарский и определяет вдохновение как ⌠дрянь■ (аж курсивом выделено). Именно из-за того, что Чарский раздвоен, ему так противен оказался низменный импровизатор: ⌠Неприятно было Чарскому с высоты поэзии вдруг упасть под лавку конторщика; но он очень хорошо понимал житейскую необходимость и пустился с итальянцем в меркантильные расчеты. Итальянец при сем случае обнаружил такую дикую жадность, такую простодушную любовь к прибыли, что он опротивел Чарскому, который поспешил его оставить┘■

    То есть, если Пушкин и тянет нас куда-то, если это есть нечто, куда тянет и Чарского, но чего тот сам не понимает, то это и не мещанство, и не вседозволенность, обе фигурирующие в тексте. Первое √ большей частью в прозаической части, второе √ в стихотворной. И цель эта несёт, наверно, признаки того и другого, не являясь ни тем, ни другим.

    Что э это?

    Это нечто с чертами Абсолюта, реющего в демонизме стихов, и с чертами практичности, характерной мещанству и пребывает в прозе. √ То самое, что сконцентрировано в словосочетании ⌠реалистический символизм■.

    Не оттого ли Чарский ⌠молчал, изумленный и растроганный■, услышав первую импровизацию, что он был в глубине души неравнодушен к чертам Абсолюта?

    На второй декламации роман обрывается. Реакции нет. Но она предполагается. √ Потрясает. Не может не потрясать Абсолют. Но что если Чарского потрясала не суть Абсолюта, не его отрицательная, безнравственная, так сказать, величина, а √ да простится мне алгебраическая аналогия √ модуль величины: огромный, какой бывает у любых Абсолютов, положительных или отрицательных. (Ну, положительность и отрицательность я тут беру с точки зрения обычной.)

    Смею думать, что Пушкин и его Чарский, будучи стихийными художниками, вполне подпадали под открытый через сто лет психологический закон художественности Выготского, действующий во все времена. (Психология ж в некотором отношении есть естествознание, а не гуманитарное знание.) По этому закону художественное есть противоречивое (если ограничиваться только текстовой частью художественности; внетекстовая часть состоит из чувств: сознательных противочувствий, соответствующих противоречиям текста, и подсознательного катарсиса, результата столкновения противочувствий). Так вот в обоих стихотворениях-импровизациях противоречий в тексте нету. Есть усиление заранее известных импровизатору чувств. (Знаментательно, что они импровизатору почти задаются извне, предполагаются темой: ⌠поэт сам избирает■, ⌠Клеопатра назначила смерть ценою своей любви■). Усиление заранее известных чувств называется √ в наше время, через почти полвека после публикации ⌠Психологии искусства■ Выготского √ называется это художественностью лишь по недоразумению. По какой-то инерции всеобщей.

    (У меня есть товарищ, необыкновенного ума и чутья. Он когда-то, давным-давно, мне сказал о стихотворениях из ⌠Египетских ночей■, что они какие-то не по-пушкински пустозвонные. Я только теперь, после нескольких лет воинствующего противопоставления прикладного искусства, усилителя известных чувств, другому искусству, у которого приличествующего настоящему политическому моменту названия нету, - я только теперь понял всю глубину его тогдашнего высказывания.)

    Да, Чарский ⌠молчал, изумленный и растроганный■. Искусство ж всё-таки, пусть и прикладное. Образы. Но перец (катарсис, художественный смысл) ⌠Египетских ночей■ состоит не в √ потрясающих-таки √ стихах. А √ в результате столкновения: 1) вызываемого этими стихами переживания демонизма (⌠нет закона■) с 2) вызываемым прозой переживанием благополучного мещанства (⌠резановское мороженое■).

    (Что: разве это не сладко? ⌠Вскоре все ряды кресел были заняты блестящими дамами; мужчины стесненной рамою стали у подмостков, вдоль стен и за последними стульями. Музыканты с своими пульпитрами занимали обе стороны подмостков. Посредине стояла на столе фарфоровая ваза. Публика была многочисленна. Все с нетерпением ожидали начала■. Ну, это всем понятно. Но должно быть понятно, что и демонисту сладко то, что нам в здравом рассудке √ нет. ⌠Но только утренней порфирой / Аврора вечная блеснет, / Клянусь ≈ под смертною секирой / Глава счастливцев отпадет■.)

    Вот и результат такого столкновения сладко-здравого со сладко-нездравым должен быть похожим: сладко и здравым, и нездравым, - похожим на ⌠небожителя■.

    22 августа 2013 г.

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100