TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!!

    Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет тому назад!

    Автор захотел остаться неизвестным. Рукопись с нижеприведённым текстом и фотографией была найдена в Каповой пещере этим летом и прислана нашедшим её туристом, неким Стариковым, мне, как собирателю коллекции об опровержениях одной малоизвестной теории, предложенной треть века тому назад и не принятой научным сообществом. Та коллекция помещена в интернете тут.

    Размер той коллекции даёт, я думаю, мне некоторое право первые две строчки настоящей преамбулы написать так, как вы их видите.

     

    Как одной собаке заставить другую бросить грызть кость? Чтоб самой ту кость хапнуть и убежать? √ Ей надо сесть напротив и начать чесаться. Чесаться √ это антидействие по отношению к еде.

    Так среди собак эти штуки плохо проходят. Собаки слабо передразнивают друг друга. Иное дело обезьяны. Им в большом стаде аж трудно жить √ столько ненужных особи влияний. И память у них обширней. Что с собачьими антидействиями для собак проходит, в общем, незамеченным случаем, то среди обезьян оказывается замеченным. И при достижении какого-то объёма мозга и какой-то интенсивности связывания нейронов с нейронами оказывается вдруг, что в неком виде обезьян есть устойчивая способность у особей на расстоянии влиять друг на друга. Жизнь там превращается чуть не в сплошной стресс. И тут случилось, что вид тихо распался. Одни по-прежнему стремились стресса как-то поведенчески избежать, как чего-то негативного. А другие, - из-за ещё какого-то дополнительного связывания нейронов друг с другом, - стали из стресса (от сталкивания противоположных стимулов) получать новое состояние особи, не лишённое удовлетворения.

    Скажем, доминантный самец, рыча, замахнулся на самку с детёнышем и┘ почесал себе затылок. Самка не просто замирает, поражённая противоположностью стимулов, и тем отдаёт самцу ребёнка на съедение, но и┘ Она ж знает, что то же, собственно может сделать и она, и любой┘ Но она заметит, что ТАКОЙ рык бывает только при отнимании для съедения, и она может счесть, что ТАКОЙ рык есть изображение МЫ, которое доминантный самец персонифицирует. То есть для неё не доминантный самец съел ребёнка и поделился с остальными, а МЫ. √ Это как-то успокаивает.

    Но ведёт к скорой гибели ⌠успокаивающихся■.

    И они б и погибли, если б не тот факт, что им стало свойственно не избегать стресса. Не избегая, они способны создать иное МЫ. Продукт которого ошеломит доминантного самца и других сильных. Те ж раз за разом оказывались вне стресса. Они как бы оказывались избегающими стресса. У них не выработалась способность, в стрессе оказавшись, выйти из него с каким-то приобретением. На этом и играют слабые.

    Каждый делает нечто, из ряда вон выходящее, что характеризует МЫ. Иное МЫ. Скажем, прокалывает отверстие в раковине. Потом эти ⌠МЫ■ продевают через все раковины жилку и получают вообще отпад √ ожерелье. И пусть теперь рявкнет доминант, предваряя отнятие ребёнка. Той самке бросят ожерелье, она его покажет сильному, и тот впадёт в ступор. Вместе с сильными приспешниками, евшими вторыми по очереди.

    Новым МЫ имеет смысл от новых ОНИ сбежать после этого и жить отдельно.

    Так у новых МЫ будет уже, в естестве их, заложено искание противоположностей, способных давать третий эффект. Чего у новых ОНИ в естестве нету.

    Теперь так: почему до самоедения доходили МЫ и ОНИ, когда они были вместе? Потому что они были падальщики. Их инстинкт не позволял убивать других животных. Те за то их не боялись. Издыхающее травоядное животное их не боялось. Они первыми из падальщиков (грифов, гиен) оказывались на месте после очередной смерти. Могли они и слегка наевшегося хищника от жертвы отогнать и доесть за ним. Хищник это стерпит. Только √ не убивать самим. Ни-ко-го. Иначе всё в природе рухнет. √ Вот и ели своих детей, если бывало туго.

    Так если продвинутая часть удрала, то она ж понимает продвинутость своего МЫ в качестве НЕ едящих своих детей. А кого ж есть?

    При навыке искать выход в противоречии голодная особь, наглядевшись на конкретное животное, побежит в пещеру и именно его и нарисует.

    В пещере Альтамира.

    Именно его. С совершенно неповторимым профилем (из-за неповторимости именно впрофиль и рисовали), с только его лбом, носом, ушами, глазами, позой и расцветкой. "То" и "не то". Только "то" нельзя трогать. Оно вскочит и убежит. Ибо нельзя нарушать сложившиеся взаимоотношения видов. А "не то" не только можно потрогать, но оно и сделано всё запрещёнными там, в жизни, троганиями. Какое-то чувство власти, наверно, испытывал художник. И это облегчало голод. И потому он звал других сюда. Они тоже ж знают именно это животное, которое художник подкараулил спящим. И все почувствуют как бы власть над ним. И всем станет чуточку легче с голодом. Нельзя хотеть его, живого и здорового, скушать. Но можно √ его, нарисованного. Нельзя вообще-то и хотеть. Так зато это и нарисовано в самом далёком и тёмном месте пещеры. Рисунка как бы и нет на белом свете. То, что нельзя вообще-то┘ как-то даже и можно.

    Всё как-то легче жить.

    Вот, что значит нарываться именно на то, что у обычных животных вызывает стресс и невроз.

    Надо только, чтоб это был именно точный портрет. Точнейший. Чтоб было "то" и "не то". Чтоб было противоречие.

    Так с самого начала √ и навсегда √ творило Искусство с большой буквы только ему одному и присущую функцию непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества.

    Эти (и другие) МЫ понятия, конечно, не имели, что целью их совершенствования на данном этапе было разрешить себе охоту, то, на что их натравливали ОНИ, нелюди. И как только они себе охоту, наконец, разрешили, так √ как обрезало √ у них исчезала пещерная живопись, конкретно - до иллюзорности натуралистичная и с объектом изображения - абы какого животного глаза художника увидели, пусть и хищника.

    Теперь почему сокровенное мироотношение?

    Инстинкт "не убий" был общий у всех падальщиков. Он входил в их МЫ и тогда, когда они отделились от ОНИ, от нелюдей, подбивавших было их убивать.

    А вот акт рисования был направлен против МЫ. Он был как бы проявлением Я. Я пряталось от МЫ в пещере. Я было сокровенным. Оно было "грехом" и вот подвергалось испытанию: а вдруг трогать-убивать животных √ хорошо? √ Оказывалось, что нет, пока - плохо. Но - только пока┘ Пока не совершилось действо: РАЗРЕШЕНИЕ убивать.

    В чём непринуждённость? √ Кто не хотел - не шёл в тот дальний конец пещеры смотреть "грех". А ещё - в условности всё же изображения. Это было "не то", не жизнь, принуждающая.

    А в чём непосредственность? √ В личном знакомстве каждого зрителя с тем животным в действительности, в портретном сходстве, в узнавании. В другое время, при жизни других людей и других животных, то, что было нарисовано раньше, не имело никакой ценности. Поэтому новый художник совершенно не обращал внимания на уже нарисованное и мог рисовать новое поверх старого, не соотносясь с ним.

    ТАК было ТОГДА.

    28 августа 2013 г.

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100