TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к репродукциям с этих картин┘

    А вдруг прочтёшь в новостях такое:

    ⌠В ⌠Святой Руси■ полагают, что ⌠безобразная картина Репина■ ≈ клевета на царя, не убивавшего своего сына, и ее надо снять с экспозиции. По мнению лидера движения Василия Бойко-Великого, она вводит в заблуждение школьников и оскорбляет патриотические чувства русских людей■ (http://lenta.ru/news/2013/10/03/ivan/).

    И так и нахлынет волна возмущения.

    Надо же! Быть такими идиотами!

    А художественность что? Она уже не нужна?

    Реставрация капитализма предполагает, конечно, понижение культурного уровня, но┘

    Впрочем, и предыдущий общественный строй, по идее, нацеленный относительно культуры противоположно, умудрился довести до практического забвения, что такое художественность по Выготскому, самое верное определение.

    Сказать (тем, кто впервые слышит эту фамилию)?

    Художественность √ это умение художника выразить своё подсознательное.

    В случае с реализмом (а Репин реалист) √ это умение художника выразить общественное бессознательное.

    Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885 г

    Разве не видят деятели из ⌠Святой Руси■, что на этой картине не только убийство, но и раскаяние, не только закономерный итог необузданности, но и случайность?

    А это и есть признак художественности √ противоречивость. Только так и можно выразить собственное подсознательное.

    В чём оно, если попробовать выразить его всё же непротиворечивыми словами?

    Я процитирую Константина Леонтьева:

    ⌠Без великих волнений не может прожить ни один великий народ■ (Корольков. Пророчества Константина Леонтьева. С.-Пб., 1991. С. 113).

    Или ещё он же в пересказе Королькова:

    ⌠Сопоставляя, например, гуманность и христианство, он [Леонтьев] относит идеи гуманизма к простым, в отличие от сложности идей христианства, ибо гуманность однозначно отрицает страдания и утверждает стремление к равенству и счастью. Обиды, горести, разорения, страдания целительны, полезны для людей, и всякий духовно значительный человек непременно прошёл через страдания и лишения■ (Там же. С. 100).

    Картина написана через 4 года после убийства Александра II, через 24 года после отмены крепостного права, то есть во время политической реакции и страшного для одних и воодушевляющего для других наступления капитализма. И┘ народонаселение росло поражающими темпами (это, впрочем, было известно лишь статистикам, но на то и существуют художники, чтоб чуять).

    Величие народа выразил Репин, выразив тем своё подсознание, и идя наперекор народникам, разгромленным режимом Александра III. Плевать ему было на то, что принято в приличном обществе за общественный прогресс, и что пребывало по мнению этих прогрессивных в упадке. Они были слепы, а он им открывал неведомое. Это ли не реализм?!

    Я признаю, что метод, отказываться считать целью создания художника то, что видит глаз зрителя, чреват┘ Субъективизмом, волюнтаризмом, натягиванием себя, интерпретатора, на художника. Причём я ж не разрешаю себе опираться на собственные слова художника. Например, на такие: ⌠Что за нелепость √ самодержавие. Какая это неестественная, опасная и отвратительная по своим последствиям выдумка дикого человека■ (http://www.e-reading.biz/chapter.php/85371/27/Moleva_-_Ot_Velikoii_knyagini_do_Imperatricy._Zhenshchiny_carstvuyushchego_doma.html). Художник-де наиболее правдив в своём произведении.

    В случае с Репиным я могу сослаться лишь на его отказ жить в Советской России. Он не считал, что жизнь заведомо плохо устроена, и надо её революционно переделывать.

    Ну хорошо, публика из ⌠Святой Руси■, может, малообразованна и не знает про художественность как противоречивость. Вообще много таких, кто этого не знает. Но. Можно ж и доверять вкусу пяти (или сколько там?) поколений. Наконец, человек же с минимальным образованием знает, что искусство имеет дело не с тем, что было в действительности, а с выдумкой. Следовательно, какая ему разница, убивал Грозный сына или не убивал. Репин использовал бывшее в ходу мнение, что убивал, как одну из необходимых ему противоречивых красок, и √ прав. Для того на картине никого, кроме царя и сына, вокруг нет, и посох стальной окровавленный на полу валяется. То есть царь и убил. И как можно теперь поднимать вопрос, что это антиисторично? Надо быть дикарём √ так ставить вопрос. Это, как стрелять в белых на киноэкране, чтоб те не успели убить Чапаева.

    4 сентября 2013 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
308672  2013-10-05 17:05:06
Л.Лисинкер
- Чему радуется критик ? А чему - читатель-зритель ?

--

Ни слова - о картине Репина. Когда критик анализирует картину или текст, он ищет ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ. Читатель-зритель, которому скучно от анализа текстов-картин и пр., ищет УДАЧНЫЕ СТРОЧКИ, которые запоминаются. Картины, которые приводят в восторг.

А теперь - к поэтическим текстам, которые отбирали знатоки русской поэзии в антологии, начиная с начала 19-го века. Как отбирали тексты мэтры, нам неведомо. Но вот какие пара-метры отбора показались разумными:

- Стих-ие, текст живёт больше 20-25 лет (одного поколения),

- Строчки, выражения незаметно перешли в разговорную речь,

- В этих стихах есть тайна,

- Стихи мутные, но почему-то рождают богатые ассоциации.

Как видно, никаких слов о бессознательном, художественном.

И, наконец, в последние два-три года остался один чисто субъективный критерий:

Строчки поэта запоминаются, иногда неожиданно всплывают в памяти и снова, и снова радуют:

а)"Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразит так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно, -

Я сам обманываться рад!"

А теперь от классика - к нашим современникам, то

--

б)Господи! Да отчего же грустно-то так?

Вот осока. Вот гречиха. Вот вам лебеди.

Чьё-то платье на рябиновых кустах,

По которому рябины те и бредили

....

Повторяю, что в парке, озябшем до пят,

Отцветает снегирь, обрывается,

Говорят, что какой-то нездешний солдат

Гладит ели и в ноги им валится.

--

Выхожу и люблю эту синь-высоту

И вечернюю родину дымную,

Наклоняюсь к солдату и говорю:

Ну пойдем, я лицо тебе вымою.

---

Итак, чисто "потребительское" отношение к поэзии. Есть у поэта строки, которые приводят в восторг, радуют, запоминаются ? - Есть значит, - это стихи про меня.

И ни грамма бессознательного. А может даже и художественности нет.

А, что касается Репина, то полностью согласен с автором подборки.

308673  2013-10-06 12:32:43
Воложин
- Лисинкеру.

А по-моему, формула ╚В этих стихах есть тайна╩ как раз и говорит о наличии в стихах выражения подсознательного.

340574  2018-05-26 15:25:38
Воложин
- Вот, до чего доводит эстетическая безграмотность – очередное нападение на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100