TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике.

    Сейчас я в литературо- и искусствоведении попал в какую-то фазу мути.

    Начинал я самообразование в этой области более 60 лет назад. И довольно скоро купил очень перспективную для себя книгу Гуковского “Изучение литературного произведения в школе”. Под её влиянием моё самообразование свелось, в частности, к собиранию коллекции художественных деталей (см. тут, тут и тут). Оно состояло из заполнения таблицы с такими столбцами, касающимися деталей произведений искусства: 1) ЗАЧЕМ? (такая деталь). 2) ПРИМЕР. 3) ГДЕ? (произведение). 4)ОТВЕТ с точки зрения того, что образует единство произведения. 5) ОТКУДА списал. Первый экспонат в коллекции был такой. 1) Артикуляционная затрудненность стиха: на 10 согласных 3 гласных. 2) Во свет раБСТВа ТьМу ПРеТВори. 3) Радищев. Вольность. 4) Идея революции, ее трудности, суровости. 5) Гуковский.

    Смешно, что сам Гуковский взял, как потом стало ясно, плохой пример. Сознание Радищева восхваляло революцию. И это выражалось, наоборот, в артикуляционной лёгкости. "Вещаю то, что мыслю я” – 8 согласных, 8 гласных. "Любить могу и быть любимым” – 11 согласных, 9 гласных. "Творю добро, могу быть чтимым” – 14 согласных, 9 гласных. "Закон мой – воля есть моя” – 9 согласных, 8 гласных. У Радищева там вообще всемогущий какой-то мститель с Богом во главе крушит тирана. Легко.

    А подсознательный идеал шептал, что это, ох, как трудно. И – артикуляционных затруднений мало. Они противоречили правилам сочинения оды. Только при затмении сознания мог распорядиться подсознательный идеал и заставить ввернуть там и сям сгущение согласных как образ трудности.

    Вот, например. Ода написана по случаю обретения Америкой независимости от Англии. России – от царя освободиться – труднее. И Радищев в какую-то секунду мечтает, чтоб хоть похоронили его в Америке, раз так трудно в России.

     

    Позволь, коль дух мой неподвластен, - 18 согл., 9 глас.

    Чтоб брег твой пепл хотя мой скрыл! – 20 согл., 8 глас.

    Из-за того, что трудность произношения была против правил, Радищева попрекнули. И только тогда, изворачиваясь, он придумал хвалящего: "Хотя иные почитали стих сей удачным, находя в негладкости стиха изобразительное выражение самого действия” (Гуковский). И подсознательный идеал трагического героизма всплыл из подсознания в сознание.

    А вообще Гуковский, не оперирующий подсознательным идеалом, всё больше трудился на благо прикладного искусства: ЧЕМ ЧТО выражено. Произвольным он занимался. Осознаваемым. Пусть и несколько скрытым: единство произведения “Вольность” в вольности. Образом её и является кругом артикуляционная лёгкость. (Строго говоря, лёгкость не вольность, потому и можно говорить о некой скрытости единства.)

    Конечно, и этой лёгкостью как образом занимается подсознание (и рифмы лёгкие навстречу им бегут), - оно обеспечивает эстетическую ценность оды, но не подсознательный идеал трагического героизма, обеспечивающий другое – художественную ценность оды.

    Так с непривычки трудно и единство в оде этой увидеть. А уж художественность – тем паче. Но, если натренировался… – Можно пробовать и в политических перипетиях что-то. Там же нет художественности (подсознательного идеала). Там в чём-то проще.

    *

    С недавнего времени я стал обращать внимание на то, что находится под поисковым окном ЯНДЕКСА. А там всякая политическая и иная всячина. Потом оказалось, что номенклатура её управляется искусственным интеллектом. Я это понял по тому, что я стал много слушать историка Спицына – он опирается на документы. (Это, как я на детали в произведении искусства.) Пару раз, где можно было привлечь логику в судьи, я Спицына проверил, и он выдержал проверку. Одна проверка была такой.

    Он возражал, что Октябрьскую революцию в Петрограде провели генералы.

    Я до этого читал, что они проявили феноменальную дальновидность. Поняли, что, если Россия в мировой войне будет в составе победителей, то в ней после войны мало что изменится. В смысле модернизационного скачка не будет (как его не было и при царе). Поэтому в следующей мировой войне Россия будет стёрта с политической карты мира. И, мол, они почуяли способность к модернизационному скачку в большевиках. Предложили свои услуги. И всё тайно организовали. При якобы руководстве революцией Петросоветом. В контакте с ними был Сталин. Почему они и не были репрессированы в 37-м.

    Спицын возразил, что не могли генералы быть такими провидцами, тем паче, что Ленин до революции не проявил себя государственником. И сослался на его работу “Государство и революция”, написанную непосредственно перед Октябрьской революцией.

    Я бросился проверять. Я работу не читал. Начал и очень удивился.

    Я-то думал, что это моё порождение: настоящий социализм это ежедневное увеличение самодеятельности за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, что означит наступление коммунизма. – Так вот (смейтесь) это оказалось фундаментальным камнем марксизма-ленинизма, от которого Ленину же пришлось отказаться, оказавшись у власти и перед лицом гражданской войны.

    Спицын, получилось, был прав. Не был Ленин государственником, и не могли царские генералы провидеть государственничество большевиков и потому идти с ними на контакт.

    Но вот я слушаю другого историка, Фурсова.

    Он говорит: всё организовала русская контрразведка. Вот, говорит, заняли дружины Дзержинского телеграф. Попросили девушек идти домой. И кто остался у телеграфных аппаратов? Думаете, рабочие? – Да это они не могли. А место заняли военные телеграфисты контрразведки. Настоящим штабом был дом, где на втором этаже была контрразведка. Она подчинялась военному и морскому министрам. Те для конспирации сидели в Зимнем дворце. И были освобождены после ареста всех министров. Штаб был рядом со стоящей у берега “Авророй”, чтоб в случае провала восстания сесть на крейсер и уйти. А контрразведка, прибегнув к большевикам, просто хотела избавиться от влияния на временное правительство Англии.

    Так меня убили военные телеграфисты.

    И Спицын, получилось, не прав.

    13 февраля 2022 г.

01.04.2022
19:50

Обидели

    Меня. Я-то себя считаю духовной элитой-по-самоощущению. (Потому по самоощущению, что в науке об искусстве я не принят. Меня даже темные соискатели степени . . .

31.03.2022
14:19

Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)

      Я так впечатлился своим, вроде бы, открытием, что корёжение натуроподобия происходит от ужасной действительности и под влиянием подсознательного идеала, что . . .

30.03.2022
13:03

Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?

    Я знаю, когда. Когда совершится прорыв в считывании того, что происходит в мозгу. Уже теперь много могут введением наночипов в мозг человека. Гуглоперевод: . . .

29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем . . .

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

21.03.2022
22:59

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

    А вдруг я ошибся? Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом . . .

20.03.2022
14:13

Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник

    Мне как-то (см. тут) привелось – с подачи Эфроса – убедиться, что Юон, никогда не имея вдохновения (подсознательного идеала, по-моему), но, зная, что оно бывает, . . .

16.03.2022
18:17

Маюсь

    Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному. На последний выпал я ответил так: "Без исповедальности не выйдет. А без . . .

14.03.2022
18:37

Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?

    Сперва я сочинил это название, потом пришёл домой, вписал название в новый файл и стал искать очередную якобы реалистическую репродукцию. А пока шёл домой, . . .

13.03.2022
13:06

Не могу отделаться

    Хорошо, - говорит мне адвокат дьявола, - тебе посчастливилось (см. тут) отказать в разборе картине “Север России. Паводок”, т.к. она – предшественник “Высокой . . .

12.03.2022
22:58

Я попал в ловушку под названием Олег Васильев

    Мне удалось феерическим образом истолковать как ницшеанство несколько на первый взгляд, так сказать, реалистических картин. Я начинал писать статью за статьёй, . . .

11.03.2022
22:33

Вот это уж точно не удастся разгадать

    Вот эту картину. Васильев. Высокая вода. 2006. Холст, масло, карандаш. Сказал я так из-за чёткого указания самого Олега Васильева на картину “Дом на Анзере” (1965) как . . .

09.03.2022
19:08

К годовщине освобождения Ленинграда

    Я думаю, что, если что Россию спасёт, это правда. А касательно Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича правда состоит в том, что – так у меня получилось с . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100