Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
02.04.2022 |
О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»
|
01.04.2022 |
|
31.03.2022 |
Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)
|
30.03.2022 |
Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?
|
29.03.2022 |
Неужели эврика?!.
ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную глубину, что началась как бы новая эра в неприкладном искусстве, эра корёжения натуроподобия и всего общепринятого. Когда-то говорили, что эра эта подгадала прийти к последнему кризису капитализма, империалистическому с того мировой войной, и это – эта эра – чуяла. Как я прочёл где-то: после Ван Гога стало стыдно заглаживать мазки. Футуризм был в принципе искусством не разочарования, а очарования, очарования прогрессом. Но разрушительные тенденции эры корёжения натуроподобия повлияли на футуристов. Они оказались очень чувствительными людьми. И чувствительность заставила их заметить, что прогресс имеет отрицательные стороны. Лес рубят – щепки летят. И… Они как бы закусив губу до боли, прогресс славили. А эта боль изливалась – да! – тоже корёжением натуры и правил. И одно из правил было такое: "До сих пор силлабо-тоническое стихосложение является ведущим в отечественной поэзии" (https://school-science.ru/6/10/37165). Òак взорвать его! – решил Маяковский. И перешёл на тоническое стихосложение (одинаковое число ударений в каждой строке). Все кричат: "Молодец! Это образ революции!". И для Маяковского и правда прогрессом была социалистическая революция. Так социалистическая, а не… А какой та оказалась? Что такое настоящий социализм? – Это ежедневное увеличение самодеятельности (на местах, а в масштабе страны – по Прудону – федерация федераций) за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения самого государства, что означит приход коммунизма. Что же случилось через несколько месяцев после Октябрьской революции? – Гражданская война. И пошёл откат – через централизацию – от курса настоящего социализма. Это те самые щепки. И – боль закушенной губы – тоническое стихосложение. Это озарение мне открылось от чтения у себя же следующих слов: "Так если у коллективистов-тоталитаристов "Язык постепенно начинает присваивать область поступков. Слово становится делом… (Айзенберг. http://www.vavilon.ru/texts/aizenberg/aizenberg6-1.html)". А зарождавшийся тоталитаризм имел очень глубокие корни (не только оборону от капитализма, разозлившегося из-за поражения в России). "Мечта о создании "нового человека", то есть человека принципиально нового, небывалого, "гостя из будущего", о кардинальной переделке всего общества, общественного быта, культуры, языка и т.п., включая саму человеческую природу [с неизжитым звериным эгоизмом], выдавала гипотетический механизм построения прежде невиданного - бесклассового, справедливого, уравненного, изобильного, сплоченного, коллективистского общества трудящихся. С кого же еще начинать создание нового общества и новой человеческой популяции, как не с детей? Кроме того, возрастное "детство" человека ассоциировалось с политическим "детством" советского общества и коммунистической цивилизации в целом, с начальным этапом принципиально нового исторического пути не только России, ставшей Советским Союзом, но и всего человечества, стоящего, как казалось, на пороге мировой революции" (https://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/11/1214866949/Kondakov.pdf). Îтносясь к людям как к детям и учитывая, что с национализированной промышленностью конкурируют частники (НЭП же), стоит рекламировать продукцию госпредприятий. Хорошо платить за рекламу. Но Маяковский изменил бы себе, если б шкурничал. Он ещё и говорил "фэ" курсу на централизацию: хоть бы вот этим тоническим стихосложением. Да ещё и ломкой строки. Да ещё и насмешкой-гиперболой. È так далее. (Сам конструктивизм своими ужасностями {чертёжностью, геометричностью, îтсутствием светотени} "говорит" подсознательное "фэ" централизму, маскируясь под новое и умность.) Можно не продолжать. Разве что заметить, что сознанию идеал анархии, федерации федераций (общественного устройства, предполагающегося при коммунизме) Маяковского дан не был. А в сознании была польза советской всё же власти, своей пусть и с изъянами. И куда дойдёшь по дороге пользы? Когда двузначность художественности (наличия подсознательного идеала) прячется за однозначность… "Возглавлявшая уже длительное время Главполитпросвет Крупская обобщила свои наблюдения над советской <…> литературой, понимаемой как "могущественное орудие коммунистического воспитания". Теоретик и практик коммунистической педагогики на рубеже 1920-хи 1930-х гг. пришла к тяжелым выводам относительно вреда, который приносит литературе ее художественность: "Классовый враг использует художественность в своих целях, художественность не уменьшает, а увеличивает вред такой книги. Нам не нужна книга, искажающая действительность, дающая неверные ориентиры"" (Там же). Âерные – централизм. А насмешка над ним (тоническим стихосложением и т.д.) даёт неверные ориентиры. Подсознательный идеал анархии, не будучи дан сознанию, заставлял Маяковского художественность предавать тоже, что в глубине души его мучило. Из-за чего он, может, и застрелился. 8 февраля 2022 г.
|
28.03.2022 |
Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет
|
27.03.2022 |
|
26.03.2022 |
Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях
|
25.03.2022 |
|
24.03.2022 |
Почему я – учитель, не умеющий учить
|
23.03.2022 |
Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик
|
22.03.2022 |
|
21.03.2022 |
Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу
|
20.03.2022 |
Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник
|
16.03.2022 |
|
14.03.2022 |
Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?
|
13.03.2022 |
|
12.03.2022 |
Я попал в ловушку под названием Олег Васильев
|
11.03.2022 |
Вот это уж точно не удастся разгадать
|
09.03.2022 |
К годовщине освобождения Ленинграда
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"