TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.05.2022
19:02

Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина

    Прочитал очёредной трёп на Яндекс-Дзене – "За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс” Александры Шиловой. И вот так там огрызнулся . . .

29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, . . .

28.04.2022
21:43

Претензия к русским

    Вспомнилось, как один литовец охарактеризовал, довольно метко, что русские любят красиво поговорить без толку. Вспомнилось это мне из-за свежей претензии к . . .

27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг". Тут я плясать стану от такой цитаты: "…его [производственного искусства] . . .

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста. Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и . . .

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и я его посмотрел, то он мне не понравился. Догадка состояла в том, что, по-моему, фильм весь был из головы. От сознания. Когда я первый раз фильм смотрел, я ещё не осознавал так остро, как потом, что художественность – это наличие подсознательного идеала автора, внешне проявляющееся тем, что вы чувствуете ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    Вспомнил сейчас я тот случай потому, что хочу записать мелькнувший трудноуловитмый нюанс мысли в связи с Эйзенштейном.

    То есть, получается, я хочу сделать темой статьи не толкование произведения искусства, а нюанс мысли.

    Какой же я тут просветитель в области искусствоведения, о чём мой канал заявлен? Я ж тогда какой-то эссеист на тему психологии.

    Хм. Обманываю публику?

    Или как-то вывернётся и на искусствоведение?

    Мне маслом по сердцу пришлись такие слова (об отличии мол-композиции от мол-конструкции):

    "Идеальным примером композиции была беспредметная живопись в которой организационный момент был поставлен “с миром в отношение отображения его существенных, но скрытых от непосредственного зрения характеристик” (Сидорина 1994: 259). Художник обращался к композиционному элементу тогда, когда “иерархия, соподчиненность” являлись неким незримым базисом, который необходимо было вывести на поверхность. Композиция была средством выявления внутренних, духовных связей внутри вещи, конструкция – внешних и материальных” (https://www.academia.edu/6107181/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D1%8C_%D0%B2_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0?email_work_card=title).

    Я понимаю, что для непривычных это набор букв, абракадабра. Поэтому проиллюстрирую мысль конкретикой.

    Эйзенштейну заказали к 20-летию революции 1905 года фильм. Он решил снимать “Броненосец Потёмкин”. Вряд ли ему разжёвывали, что от него хотели. Он сам почуял, что.

    Шёл НЭП. Хотели восстановить дореволюционный уровень производства зерна. Не получалось. До революции главный излишек зерна (на продажу) получался у крупных землевладельцев. Они исчезли. А крестьянина никак нельзя было стимулировать производить излишки – слишком тяжёлая работа и менталитет недостижительности. Казалось, что это – из-за спада революционности. Надо было её подстегнуть заразительным фильмом. Таким и был замысел Эйзенштейна. Осознаваемый.

    Он подумал, что монтажом (соседством кадров о двух разностях вызывается в зрителе ассоциация о чём-то третьем). Третьим можно навеять напряжение, а оно – при подходящей теме – навеет переживание революционности.

    Все стали называть это русским монтажом.

    На самом деле (см. тут) напряжение навевал не просто монтаж, а ускоренный. (Этого уже Эйзенштейн не осознал, но от этого его фильм не превратился в фильм, рождённый подсознательным идеалом революционности. Подсознание сработало на достижение эстетического качества, т.е., чтоб каждый элемент кино {состоящий из двух противоречивых сцен и результирующего – напряжения – выдавал всегда одно и то же: это напряжение}).

    У Чаплина чуть меньшая частота монтажа создавала не напряжение, а успокоенность (довольство капитализмом в последнем итоге).

    Большая частота у Эйзенштейна оказалась процитированным "неким незримым базисом”. (Режиссёр-то повышенность частоты не осознал. Та оказалась для него тем самым незримым.)

    Написал и усомнился.

    Может, всё-таки повышенная частота монтажа продукт вдохновения идеалом революционности, опустившимся из сознания в подсознание? Художники они ж такие: подсознательный идеал у них может уплывать из сознания в подсознание, когда потребует поэта к священной жертве Аполлон. Эйзенштейну заказали про 1905 год – он и вдохновился необходимостью как-то активизировать крестьян, "неким незримым”. – А?

    Тогда понятно, почему и беспредметная живопись оказывается художественной, а не просто с эстетической ценностью.

    Меня когда-то (см. тут) от похожего на процитированное умозаключения озарило, что является "неким незримым” у абстракциониста Поллока:

    "Художественное произведение является замкнутым в себе целым, и каждый элемент этого целого имеет значение (функцию) только в самозначимой структуре этого целого, а не в соотнесении с чем-то вне этого произведения находящимся (например, с природой, действительностью, идеей, сознанием автора и т.п.)” (http://olsios.nethouse.ru/static/000/000/537/285/doc/cc/07/04e8e6ababeddf45ca4fe33776fdf79c3e2a.pdf).

    У Поллока неким незримым” оказалось разнообразие (каждого цветового кусочка). Не ахти как это отличается от повышенной частоты монтажа у Эйзенштейна.

    (Смешно, что в первой цитате это называется композицией, а во второй {я её тут укоротил, и вам стало не видно} – конструкцией.)

    Но самое замечательное, что у Эйзенштейна незримое восходит до революционности, а у Поллока – до иномирия. Незримое в квадрате у обоих.

    И оба, да и искусствовед тоже, не замечают квадрата.

    Ясно почему. Не оперируя подсознательным идеалом автора, неизбежно скатываешься в формализм: что чем выражено, причём “что” остаётся на уровне “текста” (просто незримого – в смысле неосознаваемого). А что это такое к нему довешивают под именем "духовных”? – Неосознаваемое? Так несознаваемым может быть и эстетическое (одно и то же в каждом элементе {убыстрённый монтаж у Эйзенштейна и разнообразие у Поллока}).

    25 февраля 2022 г.

18.04.2022
12:37

Плюю против ветра

    Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в . . .

17.04.2022
14:35

Хотите посмеяться над догматиком?

    Я почерпнул почти полвека назад у Якимовича и Аникста мысль, что каждый стиль имеет формулу идеи, какую стиль выражает. Для Высокого Возрождения в науке об . . .

16.04.2022
11:42

Александр Архангельский за православие

    Я удивился, когда один писатель насмешливо заметил, что я якаю много в своих статьях. Полез проверять – так и есть! Я, правда, сразу понял, почему это, и ему сообщил . . .

15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” . . .

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

06.04.2022
15:50

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

    Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована . . .

05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100