Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
02.04.2022 |
О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»
|
01.04.2022 |
|
31.03.2022 |
Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)
|
30.03.2022 |
Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?
|
29.03.2022 |
|
28.03.2022 |
Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет
|
27.03.2022 |
|
26.03.2022 |
Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности в произведении искусства разойдётся* с указанным проектом указа. Ведь эта идея – акцентирование одного нюанса теории художественности по Выготскому, который писал: "…искусство находится в очень сложных отношениях с моралью, и есть все вероятия думать, что оно скорее и чаще вступает с ней в противоречие, чем идет с ней в ногу” (http://www.modernlib.ru/books/vigotskiy_vigodskiy_lev_semenovich/psihologiya_iskusstva/read_38/). Речь по умолчанию о неприкладном искусстве, когда подсознание автора заставляет рождающийся текст “сказать” ЧТО-ТО, словами невыразимое. С искусством прикладным проще. Оно призвано усиливать, в общем-то, знаемые переживания. У них отношения с моралью простые: они явно (нет неопределённого ЧТО-ТО) за или против традиционной нравственности. Это искусство рождается от сознания, неприкладное – от подсознательного идеала. Поэтому то, что от сознания, можно назвать искусственным, а что от подсознательного идеала – естественным (каждый пишет, как он дышит, - сокращая текст Окуджавы). И надо не смешивать с подсознательным идеалом, что в любом искусстве есть работа подсознания, обеспечивающая то, что в каждом элементе произведения, как вкус моря в каждой капле моря, есть цель целого (эстетическое качество). Всё это настолько тонкие вещи, что они вряд ли улягутся в прокрустово ложе указа. И самое опасное, что неприкладное искусство имеет функцию (больше ничто такой не имеет, кроме личного примера), - функцию непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества. – Кто-то, но не большинство, может сломаться. Естественных (подсознательных) идеалов, грубо, 6 типов. И они, тоже грубо, исторически изменяясь, плавно превращаются друг в друга в одной и той же последовательности, грубо, по кругу от индивидуализма к коллективизму и обратно. Но в разные эпохи их именовали по-разному. Например, стилями и около XIV-XVII веков: 1) Раннее Возрождение, 2) не имеющий названия экстремистский стиль того, что Лосев назвал обратной стороной титанизма, 3) Высокое Возрождение, 4) Позднее Возрождение, 5) маньеризм, 6) барокко. Посмотрим на Указ конкретнее и в применении к естественным идеалам автора. * "…обеспечивающие гражданское единство”. Ему не соответствуют типы 1, 2 и 4. Это мещанский тип, Личная Польза, моя хата с краю. Это крайне аморальный, сверхчеловеческий тип. Это тип трагического героизма при расколе. (Вообще никакого раскола не бывает только при гармоничных типах идеалов – 3 и 6. Надо сказать и то, что чем ближе к современности, тем скорость смены типов идеалов растёт и теперь они сосуществуют все одновременно.) * "К числу традиционных ценностей относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России”. Этому полностью не соответствует тип 2. Потому что смещает соотношение Зла к Добру в художественных моделях в пользу зла (5/8 к 1/8) в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления злу. Такого испытания заметное число людей не выдерживают, например, эпидемия самоубийств от "Вертера” Гёте, от "Санина” Арцыбашева. Оправдывает философский (недейственный) уклон – бегство в метафизическое иномирие, в нирвану. Этому в указе частично не соответствуют типы 1, 4 и даже 5 для индивидуалистической стороны раскола (Вазари. Венера и Амур). * "…реализуется в сферах культуры…”. Надо бы добавить: за исключением произведений неприкладного искусства. * "чуждой российскому народу… вседозволенности”. Она не чужда и допустима – в понимании слова “воля”, уходящем в художественном произведении (т.е. в неприкладном искусстве) в философский (недейственный) уклон. * "обеспечение морального лидерства России в международных отношениях как хранителя традиционных общечеловеческих ценностей”. Я б дополнил словами: “и открывателя перспективы поднятия всех до уровня аристократии введением в литературо- и искусствоведение понятия “подсознательный идеал” в качестве заменителя понятия “художественность”. 6 февраля 2022 г. * - По данным координатора клуба “Улица правды” 50% театральных руководителей являются представителями либералов и категорически против указа. А 50% за в том смысле, что нужно организовать профессиональный совет, чтоб он распоряжался и распределением бюджетных денег и оценкой качества изготовленной на эти деньги продукции.Так, вообще-то говоря, развитый художественный вкус предполагает, что он-то ЧТО-ТО, словами невыразимое, почует. И я, скажем так, не буду таким человеком оценён как плохой блогер. Но какова вероятность, что люди со вкусом попадут в профессиональный совет? 17.02.2022.
|
25.03.2022 |
|
24.03.2022 |
Почему я – учитель, не умеющий учить
|
23.03.2022 |
Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик
|
22.03.2022 |
|
21.03.2022 |
Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу
|
20.03.2022 |
Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник
|
16.03.2022 |
|
14.03.2022 |
Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?
|
13.03.2022 |
|
12.03.2022 |
Я попал в ловушку под названием Олег Васильев
|
11.03.2022 |
Вот это уж точно не удастся разгадать
|
09.03.2022 |
К годовщине освобождения Ленинграда
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"