TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины.

    1921.

    И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров.

    "Сюрреалистические мотивы использовали в своих работах еще мастера Эпохи Возрождения. Триптих Иеронима Босха (Jheronimus Bosch) “Сад земных наслаждений” переполнен загадочными фигурами, порожденными фантазией мастера. На картине изображены облеченные в плоть галлюцинации…” (https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/syurrealizm-iskusstvo-iz-glubin-podsoznaniya-cheloveka).

    Но. У Босха весь кавардак противопоставлен пленительным далям.

    Фрагмент центральной чести "Сада земных наслаждений", освобождённый от фигур.

    И столкновение кавардака тут с пленительностью там даёт катарсис, который можно осознать как Гармония низкого и высокого (см. тут). А Босх и был-то современником Высокого Возрождения.

    У Дали такого столкновения нет. Хаос на земле и в небе.

    Один автор видит "в центре – изображение мужчины, как две капли воды похожего на самого Дали” (https://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80-%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8/).

     

    И намекает, что это его умерший младенцем старший брат. Тогда в центре можно видеть вагину, роды и думать про грешность самого акта рождения. И что? Полёт ангелов вокруг этого акта есть противопоставление низкого и высокого? Тоже с гармонией в итоге?

    Как-то сомнительно. По-моему, вероятнее, что этот кавардак в небе, на земле и в красках есть честный простой образ истерики, которою Дали пользовался с раннего детства, чтоб выводить у окружающих по своему то, что ему вздумается.

    Нет тут никакой загадочности. И никаких аллюзий, считающихся (по мнению автора первой цитаты) признаком сюрреализма. И никакой художественности. Если считать художественностью следы подсознательного идеала автора.

    Так какой, к чёрту, подсознательный, когда так всё очевидно. Он просто тут слишком молодой, чтоб ловчить, как когда повзрослел. (Тут ему 17 лет.)

    Строптивость шептала ему, что обычное живописное бунтарство (которое в Европе началось в прошлом веке импрессионизмом) не делает его бунтарём теперь, спустя почти полвека.

    Дали. Виллабертран. 1913.

    Дали. Голландский интерьер. 1914.

    Дали. Фиеста в Фигерасе. 1914 - 1916.

    Дали. Лодка. 1918.

    И так далее. И то же – с последующими бунтарскими живописными стилями.

    Что делать? – Вот он и дёрнулся некий раскардак изобразить. А потом сообразил подобное нагрузить, красиво выражаясь, аллюзиями. Ибо и сам чувствовал и про других знал, что так думают, что должна быть какая-то непонятность, иначе художественностью не признают. А ему нужна была признательность. Вопреки капризности и истеричности, противопоставлявшей его всем.

    Он даже постарался быть честным – не выдумывать непонятности. Понимал: будет чувствоваться, что от головы это, от сознания.

    А тут подвернулся Фрейд с его подсознанием. О! Сны надо рисовать. Вот уж будет непонятность! И ненадуманная, а естественная.

    Вообще-то это возможно. Мне во сне раз стих приснился (а днём мне сами собой стихи не сочиняются):

    Судьба, судьба…

    Судьба снов прекрасных,

    Столь явных и ясных,

    И всё-таки только

    … напрасно.

    Я проснулся и запомнил. А он просыпался и зарисовывал.

    Но к подсознательному идеалу это вряд ли относится.

    Так что я сюрреалиста Дали не могу считать художником. – Прикладник, в лучшем случае. А лучше – околоискусство это. Ибо занимается иллюстрированием того, что видел во сне. Чем это отличается от иллюстрирования чего-то знаемого в бодрствующем состоянии…

    11 июня 2020 г.

     

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем . . .

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

25.07.2020
10:03

Накрутить-то себя можно...

    Люблю определённость. И потому русским авангардом в начале ХХ века (когда началась Великая русская революция 1905-1922 годов {по Лыскову}) считаю только тех, кто имел . . .

24.07.2020
10:02

Так и не понятый Высоцкий

    Ко всем моим разногласиям с большинством одно касается Высоцкого. Большинство его считает борцом с властью, с тоталитаризмом, а я – борцом с народом, уснувшим . . .

24.07.2020
08:48

В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом

    В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом мне захотелось посмотреть на другие работы скульптора Андрея Коробцова. Я зашёл на его официальный сайт и посмотрел . . .

22.07.2020
12:02

Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.

    Читать будет трудно. Но попробовать стоит. Художников я считаю немного глупыми. Этому есть и нейрофизиологическое объяснение. Кора левого полушария мозга у нас . . .

21.07.2020
22:21

Определённость живописи

    В заглавии не мои слова – Эфроса. О Штеренберге, который на поприще поддержки его личной от имени советского правительства, его нанявшего, левых, . . .

20.07.2020
17:59

Почему Леонардо да Винчи гений

    Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: "В искусстве мы . . .

19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100