TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.07.2020
08:48

В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом

    В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом мне захотелось посмотреть на другие работы скульптора Андрея Коробцова. Я зашёл на его официальный сайт и посмотрел . . .

22.07.2020
12:02

Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.

    Читать будет трудно. Но попробовать стоит.

     

    Художников я считаю немного глупыми. Этому есть и нейрофизиологическое объяснение. Кора левого полушария мозга у нас занимается логическим и словесным мышлением, а правого – мышлением вещественно-зрительным, какое и у животных есть. – Так у творцов искусства переразвито второе. Мы, обычные, получаем удовольствие от обработки результата их переразвитости, и называем процесс обработки красотой образа. А сами творцы чаще всего – просто красотой. И они, зачастую, плохо себя чувствуют, если их спросить, чего образ они выдали. Глуповатые.

    Это я говорил скорее о неприкладном искусстве. Потому неприкладное оно, что неопределённым ЧЕМ-ТО вдохновлено в художнике, да и в нас рождает неопределённое ЧТО-ТО, словами невыразимое. Мы впадаем как бы в транс, похожий на тот транс, когда творил художник. Общение подсознаний, можно сказать.

    Иные говорят, что об искусстве (речь о неприкладном) надо молчать. Им так удобно, у них недоразвита кора левого полушария. А нам, обычным, – неудобно. Нам нужен, посредник, искусствовед (с переразвитой корой и левого, и правого полушария), чтоб он словесно нам сказал, что хотел “сказать” художник. “Сказать” я взял в кавычки, потому что речь-то – подсознания, можно так выразиться.

    Если же над результатом деятельности переразвитой коры правого полушария прямо в процессе создания результата верх над процессом возьмёт кора левого полушария творца, то он, - эстет, не художник, - создаст произведение прикладного искусства. Приложенного (уточняющего или усиливающего) к, в общем-то, знаемому людьми переживанию или вещественно-зрительной мысли. Образ будет легко понят (выражен словами). Волнение превысит ЧТО-ТО неприкладного, но то – тоньше. Ценнее. За то автора неприкладного искусства помнят веками. А при жизни могут и не понять.

    Переразвитость коры правого полушария может сочетаться с разной недоразвитостью коры левого. У одних нечто словесно-логическое может как бы исчезнуть, перейдя в вещественно-зрительное в коре правого полушария – человек впал в художественное вдохновение. Он способен осознать после акта творения (выразить словами), что это за то, ЧТО-ТО, что у него получилось, пока в его коре левого полушария словесно-логическое как бы исчезло. Например, красота противоречий, у Фаворского. Что другие творцы (я уже написал выше) называют просто красотой. А себя – эстетами. (Ну я их так называю.)

    А у других недоразвитость коры левого полушария такова, что в неё только поступать и могут вещественно-зрительные мысли из правого полушария. Обратно – нет. Это – художники. До их левого полушария никогда не доходит, что это за ЧТО-ТО они создали. Например, Чехов, певец… нуды жизни. Ни он в этом (что троеточием разделено) видит противоречие, ни он это красотой противоречия не назовёт. А уж что рождает это противоречие в читателе (или что противоречие породило в писателе – метафизическое иномирие {в противовес опозорившемуся и надоевшему тому свету христианства, спасавшего было людей и при жизни от скуки мещанства и позитивизма}), то до сознания Чехова никогда не доходит.

    Фаворский, получается, по сути, оказывается между эстетами и художниками.

    Фаворский. Иллюстрация к “Скупому рыцарю” Пушкина. 1959-1961.

    Альбер и Иван в башне.

    Меня восторгает это сияние… пола в полутёмной башне. Свет на него льётся из правого окна. Там, наверно, солнце. Но и из левого окна тоже светит день. И освещает левые от нас стороны фигуры Ивана, кувшина, двух копий и правой руки рыцаря Альбера. Два света борются друг с другом – свет трудящегося и свет убийцы. Но, собственно, восторгает и удивляет, ЧТО можно вырезать на доске, забывая о том, что тут изображено.

    А изображена растерянность на лице Альбера и натужное участие в проблемах Альбера у Ивана. Иван, не убийца, и менее искренен, и менее красив. Убийца же – красавец.

    Красота Зла. Чёрное изделие-гравюра сияет. Для чего Фаворский сделал революцию в ксилографии: фон – чёрный, штрихи – белые. Обратно предыдущей практике.

    Что Фаворского заставило сделать такое открытие, он, конечно, не понял. А нам, спустя столько лет, ясно. – Бунт.

    В России до того целый век в изобразительном искусстве главным настроением интеллигенции был плач о несчастном народе натуроподобным изображением. Легко понятными образами. Прикладным, круто говоря, искусством, приложенным к знаемой идее-переживанию сострадания. А в историческом масштабе вскоре после этого случилась победа этого народа над угнетателями в 1917 году, и плач сменился позитивом теми же средствами.

    И одно и другое надоело. Вот и бунт. Эстетический. Красивым стало зло. Эстетами осознаваемое всего лишь как красота противоречия, а художниками и восприемниками искусства – как ЧТО-ТО, словами невыразимое. Но искусствоведами это названо ницшеанством, “над Добром и Злом”. А я и ещё мало кто идём дальше и называем первоисточник упоминавшимся иномирием.

    То есть столкновение света и тьмы в приведённой иллюстрации порождено иномирием (и нашему подсознанию себя внушает, да мы без искусствоведа это не просечём).

    Гравюра создана в хрущёвскую оттепель, когда был некий бунт против сталинизма. И недалёкому (с усиленным вещественно-зрительным мышлением) Фаворскому, наверно же, казалось, что он образами противоречий выражает одобрение этому бунту. Он понимал созданное им – произведением прикладного искусства, и потому охотно писал о том, как он его создавал и что хотел – красоту противоречия показать.

    То есть я, строго говоря, не должен его называть художником (как это ни ужасно), а должен – эстетом. В крайнем случае – серединой между художником и эстетом.

    7 июля 2020 г.

21.07.2020
22:21

Определённость живописи

    В заглавии не мои слова – Эфроса. О Штеренберге, который на поприще поддержки его личной от имени советского правительства, его нанявшего, левых, . . .

20.07.2020
17:59

Почему Леонардо да Винчи гений

    Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: "В искусстве мы . . .

19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

12.07.2020
12:40

Досадно

    Досадно на себя и на людей. Ну, вот, название. Я даю название субъективное: “Досадно”. – Кому интересно, что со мной происходит. Да? Кто я такой, чтоб кому-то этим . . .

11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его . . .

09.07.2020
22:02

Однажды Борис Бурда...

    Однажды Борис Бурда, прочитав мою машинописную книгу о Высоцком, сказал, что тот бы мне морду набил. – Оно и понятно. Бурда кулинарией хорошо вписался в . . .

08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь. Сейчас я . . .

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100