TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих . . .

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем . . .

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

25.07.2020
10:03

Накрутить-то себя можно...

    Люблю определённость. И потому русским авангардом в начале ХХ века (когда началась Великая русская революция 1905-1922 годов {по Лыскову}) считаю только тех, кто имел . . .

24.07.2020
10:02

Так и не понятый Высоцкий

    Ко всем моим разногласиям с большинством одно касается Высоцкого. Большинство его считает борцом с властью, с тоталитаризмом, а я – борцом с народом, уснувшим . . .

24.07.2020
08:48

В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом

    В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом мне захотелось посмотреть на другие работы скульптора Андрея Коробцова. Я зашёл на его официальный сайт и посмотрел . . .

22.07.2020
12:02

Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.

    Читать будет трудно. Но попробовать стоит. Художников я считаю немного глупыми. Этому есть и нейрофизиологическое объяснение. Кора левого полушария мозга у нас . . .

21.07.2020
22:21

Определённость живописи

    В заглавии не мои слова – Эфроса. О Штеренберге, который на поприще поддержки его личной от имени советского правительства, его нанявшего, левых, . . .

20.07.2020
17:59

Почему Леонардо да Винчи гений

    Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант:

    "В искусстве мы всегда воспринимаем не только то, что непосредственно сообщается нашему зрению или слуху, не только само действие, сам предмет, но и то, что кроется за ним” (https://app.egerf.site/test?mode=started&test_variation_id=2).

    Я выбрал его и тем потерял один балл.

    То, чему я посвятил всю жизнь, красно говоря, в теперешней школе запрещено. Впрочем, и когда я учился, 70 лет назад, - тоже. Но я поклялся, что выучусь, стану на ноги и разберусь, почему Леонардо да Винчи гений. – Оказалось, потому, что он достиг описанного в егэшном первом варианте признака искусства.

    Подсознанию Леонардо стало ясно (а шла эпоха Раннего Возрождения), что дальше так жить нельзя – в таком разгуле разврата. Под-соз-нанию. Сознанию – нет. Он вполне себе с интересом читал (нашли в его библиотеке) книги о разврате.

    "Он читал сонеты Буркиелло, “Шутки” Поджио и почти исчезнувшую с лица земли маленькую книжонку под названием “Manganello”. Буркиелло, Поджио и Манганелло - это выразители веселья Ренессанса. Но какого веселья! Веселья чувственного сладострастия, веселья откровенного цинизма, грубо плебейского по форме и тем более завлекательного для пресыщенных нервов” (Волынский. http://www.vinci.ru/glava2_1.html).

    И какое-то откровение или что на него снизошло (от Бога, так, наверно, он думал)… Да не на него, а, опять же, в его подсознание… Что можно людей спасти. – Под-соз-нанию это стало “ясно”. И он это выразил картинами. И “это” согласились, в общем, все критики будущего называть идеалом Гармонии низкого и высокого. Не революцией, а эволюцией изменять людей. Принимая людей, какими они есть, но веря, что Бог их не покинул. И в коротком историческом будущем всё будет хорошо.

    Так вот эта Гармония земного и небесного “текстом” не дана. Подсознание не имеет ни слов, ни изобразительных канонов, "не сообщается нашему зрению”. А прямиком, благодаря странности “текста” (соединению чистоты и… вакханки в “Моне Лизе” {это слова Чичерина}), - прямиком оказывается в нашей душе в подсознательном же виде (Выготский назвал это катарсисом). И нас распирает от ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. – Вот и назвали Леонардо гением.

     

    То же получилось с Шеренбергом. Но не по части всемирной известности. А с его подсознательным идеалом.

    Он жил-бедствовал в Париже в исканиях себя как художника среди богемной радикальной художественной тусовки, порождавшей одного за другим ницшеанца в лучшем случае. Это всё-таки идеал. Трудно постижимый большинству. Самим приобщаемым тоже. И потому они один за другим дорывались до славы. Но не Шеренберг. Его, наверно, эта чернота угнетала. Как разврат Реннего Возрождения – Леонардо.

    И вдруг – в России победила Октябрьская Революция. Его, как и Леонардо – Бог, осенило ЧТО-ТО. Расшифрую его подсознание: это уверенность, что теперь-то рай на земле не за горами, а в близком историческом будущем. – Он вернулся из Парижа в РСФСР. И…

    Штеренберг. Селёдки. 1917.

    В Советской России голодно. Мещане только о еде и думают. Как заработать, где еду достать, в общем, как дожить до завтра. И война ж. Аскеза на картине есть образ этого. Жалкие две селёдки. Даже вилка с ложкой заодно выполнены – экономия. Жалкая палитра – тона тёплого коричневого и холодного околосинего в ложко-вилке, тона белого и чёрного в спинках селёдок. И – всё. И – напротив – какая сочность живописи. – Как низкое и высокое у Леонардо. – Катарсис, который, будучи осознан, есть надежда на скорое наступление коммунизма.

    5 июля 2020 г.

19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100