TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся. Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), . . .

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

08.08.2020
08:38

Амикошонство?

    Это будет статья про один рассказ Толстого (1881 года) про то, как сапожник Семён спас от смерти голого человека зимой. Надел на него, что на самом было. Привёл домой . . .

07.08.2020
23:17

Предзаря Оттепели

    Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была . . .

06.08.2020
08:29

Со слезами о Таниче

    Я ее [эстраду] не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня “На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый . . .

05.08.2020
09:45

Напропалую

    Чем для меня живопись лучше литературы? (Надо знать меня, чтоб угадать.) – Литературы, к которой я мог бы приложить себя, стало мало. (Вот ведь… И это требует . . .

04.08.2020
09:24

Через тернии к звёздам

    Все это, видите ль, слова, слова, слова… Пушкин. Под конец моей жизни (мне 82) я пришёл к тому, против чего восстал в юности, когда думал, что искусство постижимо . . .

03.08.2020
08:46

Сикось-накось

    В название я вынес впечатление от такой картины. Тюленев. Белая ночь. 1992. А подвигнула писать статью такая цитата: "…как будто кричит этими работами Виталий . . .

02.08.2020
08:53

И вот этого автора взяли в Третьяковскую галерею

    Пишу нагло. Заголовок написал до ознакомления с произведениями Жиляева. – Как смею? – По аналогии с Дмитрием Венковым, имя которого стоит перед именем Арсения . . .

01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих . . .

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем дано, а иным и в принципе не дано понять. А мы спокойно живём без него вообще и – ничего.

    Я оказался не из таких и жизнь, можно сказать, положил на то, чтоб понять. Там и впрямь оказалась сложнятина. Плюс – совсем неожиданность – некая ограниченность.

    Когда я это пишу, точнее, чуть перед, с экрана ТВ дочь Марка Захарова пафосно так говорит: “В жизни может быть всё!” А она ж актриса. И высказывается, наверно, в связи с искусством. – И попадает пальцем в небо. Ибо в самом почитаемом искусстве – неприкладном – всё не бывает. Оно движимо ограниченным числом идеалов, исторически превращающихся друг в друга, и типов их, грубо говоря, 6.

    Получилось это 6 во время происхождения искусства (а оно произошло синхронно с человечеством). Предлюдей раздирал коллективизм (всё – для стада) и индивидуализм (ребёнка отдавать стаду на съедение нельзя). Предлюди были мутантами в стаде, недоношенными, сохранявшими младенческие признаки до конца взрослой жизни: бесшёрстными, внушаемыми и лобастыми. За внушаемость им-самкам можно было внушить отдать ребёнка на съедение стаду, а им-самцам – убить его для стада. И не будь у них больших лобных частей мозга, они б от стресса умирали, как все животные от стресса умирают. Но большие лобные доли они имели. Туда стресс разряжался и порождал экстраординарное. Оно могло ввести в ступор шерстистого внушателя, и ребёнок был спасён. Экстраординарным оказывались, в частности, ожерелье из ракушек или орнамент из процарапанных прямых линий. Это искусство. Родилось между переживаниями-полюсами: коллективизм и индивидуализм. И так исторически и пошло оно развиваться под воздействием то коллективизма, то индивидуализма, то чего-то промежуточного между ними. (4 типа идеалов мы, замечаем, уже набралось! Ещё два набираются от инерционных залётов за коллективизм и за индивидуализм.) И как поначалу все побуждения были – как их назвать, если сознание в той экстравагантности ещё только проклёвывалось? – под-сознательными, так они подсознательными и остались. Естественными. В отличие от искусственных, тех, что сознанием порождаются.

    Вот сознательных-то действительно неисчислимое множество, как богата жизнь. И дочка Марка Захарова была б права… Если б люди, говоря об искусстве, молчаливо не подразумевали высшее искусство – неприкладное, подсознательным идеалом рождаемое, естественно. А там только 6 типов идеалов.

    Это всё было об ограниченности искусства.

    А теперь – о сложности.

    Большая проблема вывести подсознательный идеал в “текст”. В подсознании-то слов или значащих красок, звуков, линий – нет. Как быть?! – Это то, что у литераторов называется мукой слова. У живописцев не знаю, как это состояние называется. Проб и ошибок? Они рисуют и рвут, рисуют и рвут. – Выход, если это настоящий художник, находится. Это – странность, если одним словом. Одним из видов странности бывает противоречие. Одно выражает одно переживание, другое – другое, а вместе – как-то странно автора устраивает. Оно, получается, выражает то, что до сих пор было невыразимым (одним из тех 6-ти). Восприемники, если чутки, своими подсознаниями это “понимают”, в слова не переводя (искусствовед нужен, чтоб перевести).

    Вот она – чрезвычайная сложность. Первый подступ к ней.

    Погрузившись во всё это, став искусствоведом, так всё понимающим, я оторвался от обычных людей, и даже от обычных искусствоведов, так сложно-просто всё не понимающих. Моё достоинство стало моим недостатком.

    Обычные искусствоведы последними словами ругают дадаистов, Арпа, например.

    А я, с этой сложно-простотой, готов принять внятное объяснение от кого угодно, лишь бы оно подходило к этой сложно-простоте.

    И такой нашёлся – Беньямин (см. тут).

    Он говорит, что некоторые художники, избежавшие фронта в Первую мировую войну, но сумевшие до чрезвычайности не принять эти миллионные жертвы капитализма, в последнем итоге, отказало ему, патриотизму, в частности, аж в социальности (а альтернативный капитализму социализм им в сознание пробиться не мог {что хотеть от художников – дети!}), и вот их подсознательный идеал социальности всё же (идеал трагического героизма – один из тех 6-ти) понудил их – в пику обычным картинам – выразить свой подсознательный идеал на холстах развлечением на грани фола, какое вы и видите на репродукции выше. Сознанием, впрочем, они тоже ощущали себя некими левыми.

    "За презрительной гримасой или анархической фразой по адресу "существующего порядка" у них никогда не будет остановки… С другой стороны, буржуазное общество научается понимать, что если оно хочет сохранить для своего употребления крупных художников, писателей и артистов, оно должно разрешить им добрую долю презрения к себе” (Троцкий. http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl499.htm).

    (Но ясно, почему правые, фашисты, придя к власти после Первой мировой войны, сочли это искусство дегенеративным и поуничтожали его.)

    Ну так вот, недостаток моего достоинства требует, чтоб я вот к этим калякам-малякам отнёсся как к произведениям неприкладного искусства, искусства высшего разряда, посчитав, что, если б мне повезло, я б и без Беньямина, в совершенно поразительной неожиданности каждой каляки-маляки узрел бы след подсознательного идеала автора, идеала трагического героизма, “надеющегося” (кавычки из-за подсознательности) несмотря ни на что в действительности, что капитализм вот-вот взорвётся и исчезнет.

    Хм. В действительности я, наткнувшись на каляки-маляки в 1991 году (см. тут),

    Белютин. Мать и дочь. 1986.

    никакого подсознательного идеала трагического героизма не увидел, а счёл выраженное тут: “Вы – ужас! Все!”, - умопостигаемым (мне один асс вещь объяснил), и в художественности Белютину отказал.

    Может, и не зря – всё-таки более чем на полстолетия он от дадаистов отставал. Мог их знать и просто повторять их мотивы развлечения от отчаяния, их пир во время чумы.

    И что в результате? Больше во мне недостатка или достоинства?

    Неужели надо тупо ориентироваться по датам, и разрешать быть художественными только первым по времени произведениям, а всё остальное, мол, пусть будет самоповторением, ценности не имеющим?

    20 июня 2020 г.

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

25.07.2020
10:03

Накрутить-то себя можно...

    Люблю определённость. И потому русским авангардом в начале ХХ века (когда началась Великая русская революция 1905-1922 годов {по Лыскову}) считаю только тех, кто имел . . .

24.07.2020
10:02

Так и не понятый Высоцкий

    Ко всем моим разногласиям с большинством одно касается Высоцкого. Большинство его считает борцом с властью, с тоталитаризмом, а я – борцом с народом, уснувшим . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100