TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся. Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), . . .

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

08.08.2020
08:38

Амикошонство?

    Это будет статья про один рассказ Толстого (1881 года) про то, как сапожник Семён спас от смерти голого человека зимой. Надел на него, что на самом было. Привёл домой . . .

07.08.2020
23:17

Предзаря Оттепели

    Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была . . .

06.08.2020
08:29

Со слезами о Таниче

    Я ее [эстраду] не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня “На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый . . .

05.08.2020
09:45

Напропалую

    Чем для меня живопись лучше литературы? (Надо знать меня, чтоб угадать.) – Литературы, к которой я мог бы приложить себя, стало мало. (Вот ведь… И это требует . . .

04.08.2020
09:24

Через тернии к звёздам

    Все это, видите ль, слова, слова, слова… Пушкин. Под конец моей жизни (мне 82) я пришёл к тому, против чего восстал в юности, когда думал, что искусство постижимо . . .

03.08.2020
08:46

Сикось-накось

    В название я вынес впечатление от такой картины. Тюленев. Белая ночь. 1992. А подвигнула писать статью такая цитата: "…как будто кричит этими работами Виталий . . .

02.08.2020
08:53

И вот этого автора взяли в Третьяковскую галерею

    Пишу нагло. Заголовок написал до ознакомления с произведениями Жиляева. – Как смею? – По аналогии с Дмитрием Венковым, имя которого стоит перед именем Арсения . . .

01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих . . .

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не хаос) разбили, когда наступило политическое затишье и экономический расцвет, вторая проба фашизмом себя как такового.

    Мариано Бертучи. Гнездо аиста. 1926.

    Тишь да гладь да божья благодать, на первый взгляд. Пока не вспомнишь такое

    Остроумова-Лебедева. Петербург. Барка. 1904.

    бегство от надоевшей разбитой народнически революционной и новой предреволюционной действительности, - бегство аж в иномирие какое-то из-за того, что движущееся и как бы живое (река) – мёртвое, а неподвижное и безжизненное (небо) – как бы живое.

    Могли так или иначе понимаемую тишь перенести левые, когда на другом конце Европы жило и крепло государство победившей пролетарской революции? Не могли. – Взрезать эту тишь. Соответствующе настроенные художники, помня недавнее поражение левых в Испании, готовы были на крайние изобразительные меры, чтоб взвести людей. И – в фильме сцены ненавистного, пусть и модерно шикарного, покоя во ЧТО переводят?

    Смотрим.

    Текст: Давным-давно…

    Показ: Мирно точит бритву холёный мужчина (наверно, буржуй большой или малый).

    А потом облако, призакрывшее луну,

    под жуткий вой собаки, навело его на мысль… И он её осуществил.

    Бунюэль. Андалузский пёс. 1928. Кадр из фильма.

    Кино, ещё не очень тогда привычное явление культуры, заставляет зрителя пережить взрезание бритвой глаза как натурную съёмку. И это чудовищно. Такой натурализм съёмки есть выход искусства (непосредственно и непринуждённо испытывающего сокровенное мироотношение человека) в воздействие тоже непосредственное, но принуждающее. Выход из условности искусства в жизнь. – Действенно, но так не договаривались. Почти.

    За это “почти” уцепившись, сюрреализм в культуре утвердился. А его очевидное ЗАЧЕМ ТАК: “социально проснись!” – из-за того, что никак не примет учёное сообщество положение, что художественно только то, что несёт следы подсознательного идеала автора, - из-за этого сюрреализм почитается искусством даже не прикладным (в котором ясно ЗАЧЕМ ТАК), а НЕПРИКЛАДНЫМ (с того ЧТО-ТО, словами невыразимое).

    Скажут иные: “Из описанных киносцен очень далеко до призыва социально проснуться. Именно так и бывает с неприкладным искусством. Надолго задумываешься, что этим всем хотел сказать автор. И зря вы так плохо говорите о Бунюэле”.

    Парировать можно тем, что просто очень трудно погрузиться во взрывоопасную социальную обстановку, каковой ту считали не смирившиеся с поражением левые. Мёртвость аиста и вообще всего серого в произведении Мариано Бертучи и живость пустого неба там же, а особенно иномирие от столкновения переживаний от того и другого – тоже не лежит на поверхности. Надо быть очень напряжённо настроенным.

    Мещане же и в принципе готовы со всем мириться. А их – большинство. И их мнение – влияет. Надо вжиться в активных революционеров и контрреволюционеров Испании 20-30-х годов ХХ века, чтоб понять, что фильм Бунюэля – агитка скрытая, преодолевающая цензуру.

    "…стал Мигель Примо де Ривера. При этом было полностью приостановлено действие конституции 1876 года. Кроме ограничения действия конституции была введена цензура печати…” (http://www.family-history.ru/material/biography/biography_2.html).

    При цензуре все всё с полуслова понимают.

    Поэтому нарушение зрительского спокойствия у Буниюэля было банальным намёком, и считать неожиданность сюжета такой, которая могла быть порождена только подсознательным идеалом социализма, - нельзя. Это в лучшем случае – произведение искусства прикладного, приложенного к усилению переживания необходимости социализма. (Если вспомнить, что всё-таки смотрение происходит в кинозале, при потушенном свете и – на светотеневое изображение на белом полотне – в условности.)

    Но скрытость смысла всё-таки есть, есть. Ею во всю стали пользоваться последующие сюрреалисты. Иначе бы их публика не считала художниками. Знающая публика привыкла, что художественные произведения как-то недопонятны. На том её и ловили будущие мистификаторы от искусства, сюрреалисты. Сальвадор Дали в первую очередь.

    9 июля 2020 г.

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем . . .

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

25.07.2020
10:03

Накрутить-то себя можно...

    Люблю определённость. И потому русским авангардом в начале ХХ века (когда началась Великая русская революция 1905-1922 годов {по Лыскову}) считаю только тех, кто имел . . .

24.07.2020
10:02

Так и не понятый Высоцкий

    Ко всем моим разногласиям с большинством одно касается Высоцкого. Большинство его считает борцом с властью, с тоталитаризмом, а я – борцом с народом, уснувшим . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100