TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих . . .

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем . . .

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

25.07.2020
10:03

Накрутить-то себя можно...

    Люблю определённость. И потому русским авангардом в начале ХХ века (когда началась Великая русская революция 1905-1922 годов {по Лыскову}) считаю только тех, кто имел . . .

24.07.2020
10:02

Так и не понятый Высоцкий

    Ко всем моим разногласиям с большинством одно касается Высоцкого. Большинство его считает борцом с властью, с тоталитаризмом, а я – борцом с народом, уснувшим . . .

24.07.2020
08:48

В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом

    В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом мне захотелось посмотреть на другие работы скульптора Андрея Коробцова. Я зашёл на его официальный сайт и посмотрел . . .

22.07.2020
12:02

Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.

    Читать будет трудно. Но попробовать стоит. Художников я считаю немного глупыми. Этому есть и нейрофизиологическое объяснение. Кора левого полушария мозга у нас . . .

21.07.2020
22:21

Определённость живописи

    В заглавии не мои слова – Эфроса. О Штеренберге, который на поприще поддержки его личной от имени советского правительства, его нанявшего, левых, . . .

20.07.2020
17:59

Почему Леонардо да Винчи гений

    Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: "В искусстве мы . . .

19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала автора. Уж больно мутная это категория – подсознательное. А теперь я хочу заявить, что стоит различать разные степени подсознательности идеала. А именно. Для преимущественно артиста он более спрятан от сознания художника, чем для не преимущественно артиста.

    Вот такая заявочка, ни много ни мало.

    А берусь я продемонстрировать пользу такого различения на уже рассмотренной (см. тут) гравюре Фаворского.

    И поможет мне в демонстрации одна ошибка в рассказе самого Фаворского об этой гравюре:

    "Между прочим, Ивана я взял пожилым, хотя можно было изобразить его юношей. Но мне изобразить двух юношей не хотелось. Я взял его пожилым и наградил (да это и по Пушкину) таким скептицизмом и иронией. Поэтому, когда Альбер говорит: “Повесить его!”, Иван отвечает: “Да, да, повесить!”, а сам верит в то, что совсем не повесят.

    Когда Альбер кричит: “Повесить!” и протягивает руку, тут было трудно мне, потому что стоящие двое — Иван и Жид — читались подряд от Альбера: Альбер, Иван и Жид.

    А мне нужно было читать так: Альбер, Жид и третий, стоящий в про- межутке, Иван.

    Мне кажется, что мне это удалось, хотя сперва не выходило” (Литературно-теоретическое наследие. М., 1988. С. 348).

    А как у Пушкина?

    Альбер

    Как! отравить отца! и смел ты сыну...

    Иван! держи его. И смел ты мне!..

    Да знаешь ли, жидовская душа,

    Собака, змей! что я тебя сейчас же

    На воротах повешу.

    Жид

    Виноват!

    Простите: я шутил.

    Альбер

    Иван, веревку.

    Жид

    Я... я шутил. Я деньги вам принес.

    Альбер

    Вон, пес!

    Жид уходит.

    Ивана вообще нет в диалоге.

    В чём дело?

    В том, что Фаворскому Добро не предмет интереса. Самому-самому подсознательному в душе Фаворского интерес – в Зле. Как его столкнуть с чем-то, чтоб результат (катарсис) у восприемника вызвал такое смутное переживание, которое обычный человек понимает как аморальность. Ницшеанство ("над Добром и Зло") называли аморальным уже за то, что оно нейтрально, а не за Добро. Кто за зло, те вообще сатанисты. Тех Фаворский осознано отрицал:

    "…я не представляю, как изображать абсолютное зло и остаться чистым” (Там же. С. 252).

    А себя считал чистым, подсознательно отмечая, что метафизическое принципиально недостижимое иномирие ницшеанское (только тем и достижимое, что творец {и восприемник-сотворец}умеет, - один умеет образ дать, другой умеет подсознанием образ воспринять), - иномирие никакого реального зла принести не может. Вот художник и – чистый. Аж самому Гитлеру-художнику (а он в живописи настоящий ницшеанец) никто не пеняет, что в картинах он аморален. Но чтоб из обычности (с Добром) в иномирие попасть, нужно больше внимания уделить не Добру, а Злу.

    Для этого Фаворский аж сделал революцию в графике.

    "Фаворский являлся родоначальником русской ксилографии. Вообще принцип изготовления печатной формы в высокой печати заключается в том, чтобы углубить те места, которые при печати должны остаться белыми. Таким образом, это печать с рельефа, печатающие элементы которого выше пробельных мест. До Фаворского ксилография была чисто технической, ею в основном пользовались лишь для репродуцирования изображения, и она была "обрезной", то есть ксилографы имитировали в гравюре чёрные линии и штрихи на белом, обрезая дерево вокруг них. Фаворский же разработал свой уникальный стиль гравирования, нарезая белые штрихи на чёрном, что возвело ксилографию в жанр самостоятельного направления в изобразительном искусстве” (https://artpriced.ru/biografiya/favorskiy_vladimir_andreevich).

    Но иномирие при этом осталось у Фаворского в такой глубине, что он мог твёрдо осознавать, что всё он делает ради красоты.

    Однако и из такой глубины то подсознательное распорядилось параллельно наделить пушкинского Ивана добротой (каковая у Пушкина не прочитывается) плюс наделить Ивана у себя на гравюре неким несуществованием при присутствии.

    В другом месте Фаворский сумел сказать, как он этого достиг:

    "…у меня были такие трудности: все время читалось подряд — Альбер, Иван и Жид; а мне нужно было, чтоб за Альбером следовал Жид, а уж потом Иван.

    В таком порядке мне нужно было, чтобы их воспринимал зритель. И я заслонил Ивана светом из окна и, мне кажется, добился того, чего хотел” (https://biography.wikireading.ru/31594).

    Фаворский. Одна из иллюстраций к “Скупому рыцарю”. 1959-1961.

    Альбер бросает на Жида сноп света своей рыцарской чести. И Жид бежит. Иван в этом снопе света теряется.

    Но мне пришлось добавить контрастности, что добиться непререкаемой доказательности иллюстрации слов Фаворского.

    На неискажённой же гравюре всё не так плакатно ясно. – Да, впечатление, что рыцарь бросает свет влево от себя.

    Это обеспечено тем, что равны расстояния от его левой ладони да самых освещённых мест вверху и внизу тела Ивана. Ладонь Альбера для того и ниже окна, которое на самом деле обеспечивает освещение Ивана. На то же (будто свет - от ладони) работает и тень на стене от двух копий. На исчезновение Ивана работает и какая-то одинаковость штриховки Ивана в тени и стены за его левым плечом. Иван тут со стеной как бы сливается.

    В общем, более-менее обеспечено.

    Зато какая безоговорочная красота резьбы по дереву! Красота исполнения. Чем в первую очередь гордится артист.

    2 июля 2020 г.

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100