Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
08.11.2014 |
|
||
07.11.2014 |
|
||
05.11.2014 |
Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?
|
||
02.11.2014 |
|
||
31.10.2014 |
|
||
30.10.2014 |
Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.
|
||
28.10.2014 |
|
||
28.10.2014 |
Стихия изовранья на Украине или?..
|
||
25.10.2014 |
Кавалеридзе и нынешнее этногосстроительство на Украине.
|
||
12.10.2014 |
|
||
08.10.2014 |
|
||
07.10.2014 |
Проверка Мейерхольда-режиссёра на ницшеанство.
|
||
07.10.2014 |
|
||
04.10.2014 |
|
||
28.09.2014 |
Ругаясь, недолго и глупость сморозить.
|
||
20.09.2014 |
Тоска по полной жизни. Один филолог, Александров (фамилию помню), на моё предложение посмотреть, что это за новые картины повешены в одной из гостиных Одесского Дома учёных, пошутил, что все одесские художники один и тот же камень в море рисуют. Но если его ирония и верна во множестве случаев, то иногда┘ Как ребёнок. Рассказываешь ему одну и ту же сказку┘ Да что там √ рассказываешь! Рассказывая, ведь невольно меняешь рассказ. А вот если читаешь┘ Одно и то же┘ И с какой сластью это дитё слушает каждый раз и слушает┘ Как симфоническое произведение слушаю я, музыкально необразованный┘ Помню ударное место и жду его, жду, жду, и √ счастлив, просто счастлив, когда оно, наконец, зазвучит, знакомое┘ До слёз счастлив┘ А ждал же до того исправно не шибко знакомое и бледное. Вот и Максимилиан Волошин, бледно рисуя Карадаг, никогда ж не повторяется┘ Я виноват. Не знаю, перед кем. Может, перед собственной памятью. Вот такая картинка 1929 г. К ней почему-то приписана такая надпись: ⌠На грани диких гор ты пролил пурпур гневный...■. Где этот пурпур? Я аж усомнился в себе и полез в толковый словарь Ушакова: ⌠Очень дорогое красящее вещество темнобагрового цвета■. Нет, я понимаю, Волошин душой летит к извержению лавы, окаменевшие остатки которой он видит через тысячи и тысячи лет, увы, холодными┘ Его душа там, а тело √ тут. Это к этой картинке, увиденной на выставке в Одессе в 1989 году, я составил такую свою запись: ⌠┘гулкие пенистые волны на первом плане; на дальнем - базальтовые волны, пена и брызги берега, уже окаменевшие издревле, оглохшие в недвижимости и не реагирующие ни на что; и - волглое небо с полной луной, волнами света гипнотизирующей все-все вокруг. Кажется, само море оцепенело под этим колдовским молочным светом, как ни выписано волнение моря. Поразительно, волны - как живые, мельчайшие жилочки пены вырисованы художником. Причем эта тщательность в изображении каждой волны нисколько не "останавливает" ее √ настолько разнообразны и стремительны изгибы струй. И в то же время все как бы омертвело. Почему? - А все море однотонно: грязно-бледно-синяя вода, мутно-белая пена и лунные блики. И эти одинаковые по всему морю блики лунные образуют единство. Бледное единство. Бесцветное. Потому что это не цвет - грязная белизна той картонки, на которой все нарисовано. Все - мертвое и странно живое. Даже волглое небо в волнах то ли света, то ли облаков. И даже берег, весь изрезанный следами водных потоков. Даже горы, воплощающие порыв магмы из глубин земных вверх. Все - живое и странно мертвое■ (http://art-otkrytie.narod.ru/muzei4.htm). Так я недавно (см. тут) согласился, что эти слова предназначались для вот этой картинки и только за то, что под ней, совсем не бледной, теперь в интернете кто-то подписал тот же стих, что был в 89-м подписан под бледной: ⌠"Заливы гулкие земли глухой и древней". 1928.29.VI.■ Где я, соглашаясь теперь, увидел облитость всего ⌠колдовским молочным светом■? Как в мареве каком-то становишься от этих картинок Волошина. Тут ты, зритель, находишься и не тут┘ Завывать хочется. (Я не знаю, отчего воют волки, но мне отчего-то хочется выть, глядя на карадагские картинки.) От некарадагских этого эффекта я не чувствую. Испания. Пейзаж с кипарисами. 31,6х47,4 Бумага, акварель. Неужели оттого, что в Карадаге я был и был там счастлив, а в Испании не был? Но ведь, скажем, на предъявленных тут, выше, репродукциях и скал-то, собственно, почти нет √ всё больше море┘ Или всё же есть: эта сморщенность на первой, эти столбы на второй┘ Или что? Может, я не чувствую нарочитой бледности в Испании? Или действует эта масса следов присутствия тут человеческой цивилизации √ целый городок? Пусть и спящий┘ Южный берег Крыма (судя по тому, что крайняя справа √ это Медведь-гора, Аю-Даг) тоже не действует так, как Карадаг. Здесь не чувствуется каменная полупустыня, характерная для Карадага. Деревья √ широколиственные тут┘ трава... Почти субтропики┘ То ли дело┘ На Карадаге и зелёный цвет как-то не воспринимается травою. Я там был в мае, когда внизу всё цвело и жило┘ Но чуть выше √ камни и сушь. И не в том дело, что мне это место знакомо до боли (мы с будущей женой, давно покойной, поклялись вернуться сюда когда-нибудь и проплыть сквозь Золотые ворота √ те, что в центре; и так и не выполнили эту клятву). Но на этом заливе я не был. А выть √ хочется. И самое поразительное, что какое-то ненасыщаемое желание сосёт смотреть и смотреть на эти картинки. Как будто душа, живя тут, в теле, среди действительности, томится и вдруг обнаруживает, наткнувшись на эту бледность, в этом волошинском Карадаге свою родину, что ли. С которой когда-то невольно пришлось расстаться. И живёшь, её не вспоминая в суете буден. Там полыни много, в Карадаге┘ Степь горная. Мне вспомнилось, как в каком-то младшем классе учительница нам преподала урок патриотизма. Прочла какую-то притчу, как степного, кочевого человека, ушедшего жить к оседлым русским, всё манили гонцы вернуться, а он всё не возвращался. Пока раз ему не передали конверт. Он его развернул √ там оказалась ветка засохшей полыни. Он понюхал┘ И вернулся домой. ПОЛЫНЬ
Или: Серебро полыни На шиферных окалинах пустыни┘ Или: И Коктебеля каменная грива; Его полынь хмельна моей тоской┘ Или: Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело┘ Или: В молчании полынных плоскогорий, В седых камнях Сугдейской [Судак возле Карадага] старины┘ Вот и эта затуманенность волошинского Карадага √ как бы говорит, мне, по крайней мере, что живу я каждый день, не привлекая ничьего внимания своим обыкновеннейшим поведением на людях, а душа моя здесь, среди соседей, прохожих, не живёт. Глаза только иногда, наверно, выдают. Ибо я ловлю иногда на себе пристальный взгляд встречного, наверно, тоже не здешнего жителя душою┘ Да даже и не в затуманенности дело, не в бледности. √ В нездешности пейзажей. Тоска по счастью полной жизни в прошлом: мучительной и счастливой. И даже Карадага не надо для улёта. Вместе с тропинками, Вместе с деревьями К далям стремится душа. Важно, чтоб тропинки и деревья были страдающими: деревья √ не своего цвета, тропинки √ извивающимися, куда ни попадя┘ Важно, чтоб здесь было Плохо, а где-то √ Хорошо. Впрочем┘ Нет того переживания, что с Карадагом┘ Нет той муки скал. Самоцитата: ⌠за Новым Светом мы наткнулись на табличку: ⌠тропа обрушена■. Руководительница [моя будущая жена] скомандовала: ⌠Вперед!■ Обрушилось метра два-три. Внизу, метрах в трех, - огромные камни и море. Если и сорвешься - будешь же цепляться, жив останешься. Но обдерешься. Должно быть страшно. Однако кроме моей любезной там был еще один альпинист. Оба они стали в начале и конце обвала и командовали очередному невольному скалолазу, куда ставить носок какой ноги, за какой выступ какой рукой хвататься и сколько сантиметров до этого выступа, невидимого лезущему, осталось руке дотянуться. И так, один за другим, благополучно перебирались мы через обвал. Не сплоховал и я, не испытывая ни доли страха. Как кто, не знаю, но я после этого несколько часов себя чувствовал, как заново родившимся. Наверно это действовал адреналин, и не зря некоторые специально нарываются на его выделение в кровь■. В 1907 году Волошин развёлся с женой, Сабашниковой┘ Впрочем, разочарований у него и раньше хватало. ⌠1900 год┘ возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно √ с высоты азийских плоскогорий и произвести переоценку культурных ценностей■. ⌠Этапы блуждания духа: буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р. Штейнер [синтез между наукой и духом]■. ⌠К 9-му января 1905 года судьба привела меня в Петербург и дала почувствовать все грядущие перспективы русской революции┘ За ее событиями я прозревал смуту наших дней■. ⌠┘подготавливает разрыв с журнальным миром■. (http://voloshin.ouc.ru/vospominaniya-o-maksimiliane.htm). Вот и пришлось ему улететь мечтой в сверхбудущее, когда настанет благо для всех. А пока √ тосковать. 18 сентября 2014 г.
|
||
17.08.2014 |
|
||
17.08.2014 |
|
||
12.08.2014 |
|
||
12.08.2014 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"