Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
12.10.2014 |
|
08.10.2014 |
|
07.10.2014 |
Проверка Мейерхольда-режиссёра на ницшеанство.
|
07.10.2014 |
|
04.10.2014 |
|
28.09.2014 |
Ругаясь, недолго и глупость сморозить.
|
20.09.2014 |
|
17.08.2014 |
|
17.08.2014 |
|
12.08.2014 |
|
12.08.2014 |
|
10.08.2014 |
Рафаэль во гневе. Где-то я читал хлёсткие слова о Ветхом Завете, что это роман Бога с его избранным народом, таким жесковыйным, что никак Он его не может и не может ввести в стойкую веру в Себя. Так мне кажется, что Матфей, - когда писал о Преображении и после него, - испытывал (от имени Христа, вживаясь в его переживания) такую же минутную ненависть к народу, какая промелькивает у Яхве к избранному. Ведь было что? Иоанн Креститель объявил, что приблизилось Царство Небесное и покаяться надо, а люди что? А люди, как ни в чём не бывало, просят Христа об исцелении себя или ребёнка своего. И Христос исцелял. И надоело. Не о том думают. Ну как было не разгневаться Христу и Матфею вслед за ним, когда Его описывал. И спустившись с холма, где было Преображение (где открыл ученикам там Бог, что Христос Его Сын), опять та же история √ просят исцелить. Ясно, что Христос разгневался: ⌠┘о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?..■ (Мтф. 17:17). Так и Христос, и Матфей думали, что Царство Небесное вот-вот придёт. Ко времени позднего Рафаэля прошло полторы тысячи лет, а оно так и не пришло. Зато теперь-то, - Рафаэль думал (телепаю я┘ поздний Рафаэль), - зато теперь┘ (Как Высоцкий: вот-вот и взойдёт √ про солнце пел.) И потому Рафаэль гневается на людей, как Высоцкий на нас, потребителей, гневался, когда надо было социализм больной излечивать от потребительства, от мещанства, путём самоуправления┘ Преображение. 1518 - 1520. ⌠Нижняя часть картины, согласно иконописной традиции, представляет эпизод, который непосредственно следовал за сошествием Христа с горы: Рафаэль изображает чудо исцеления больного эпилепсией мальчика. Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины <┘> Многообразие поз и жестов выражает различные чувства персонажей и подчеркивает индивидуальность каждого из них. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями■ ( http://www.filoli.ru/artists/038-raphael/preobrazhenie.php).Я не думаю, что внизу изображено чудо. Нет. Мальчик имеет вполне невменяемый вид. Да и Христос-то ещё не спустился. Но Он вот-вот спустится (это все зрители знают). Он чудо сделает (это тоже все зрители знают). Да и персонажи там, внизу (кроме мальчика) все имеют человеческий облик. Есть на что надеяться наивному реалисту зрителю, ставшему таким от вживания в наивного реалиста Рафаэля, не лишившего прекрасного человеческого облика обличаемых. Как было на что надеяться и Высоцкому √ на память, на прошлое, на массовую инициативу и самопожертвование в только что закончившейся Отечественной войне. Но этот ералаш толпы и бури светового облака и есть образ негативизма художника к современникам, поглощённым низким. Вещизмом это было во времена Высоцкого. И надо было Высоцкому быть большим идеалистом, что в эпоху Потребления при наличии предательства властью самоуправления и разумного потребления √ можно народ своими песнями вернуть к началам, которые и двинули Октябрьскую революцию. Но Высоцкого ничто не останавливало. Как Рафаэля. Рафаэль даже, вон, открытие (боковой, театральный, драматический свет) сделал, направленное на разграничение земного и небесного. Нет никакого отсвета внизу от голубого сияния вверху. Драматизм внизу √ это драматизм змеюшника. Отвергаемого напрочь. И через 7 лет после даты создания картины Рафаэлем Рим был разорён толпами, возмущёнными роскошью и безнравственностью церковников. А через 11 лет после смерти Высоцкого в Москве власть взяли люди противоположного толка, на комфорт сориентированные. То же (просто оттяжка на 23 года) √ и с майданом в Киеве в этом году (⌠В Европу!■). Так у меня сильная тяга возразить тем, кто называет позднего Рафаэля маньеристом. Маньеристом он, может, стал бы, когда смотрел бы, как разоряют Рим в 1527-м (но он умер, не дожил). Маньерист √ это вера в сверхбудущее, благое для всех. Эта мысль меня настигла, когда я слушал живописца майдана, так сказать: ⌠Вайнберг: Немножечко предыстории надо. У меня была уже ⌠Стена■. Это была ⌠Стена■, сделанная по иллюстрациям Ганса Гольбейна Младшего к ⌠Ветхому Завету■. Отсюда у меня и форматы такие были, и всё остальное. Когда я начал думать о том, как изобразить увиденное на майдане, я не сразу вспомнил о той ⌠Стене■, я думал о каких-то больших работах. Что-то наподобие ⌠Битв при Сан Романо■ [огромные, 3-хметровые полотна]■ Паоло Учело. Может, я к этому ещё вернусь. И тут меня вдруг, так сказать, осенило┘ Фрагментарность майдана, его постоянная бегающая амплитуда чувств от печали до надежды■ (http://ukrlife.tv/video--duh-i-litera-vistavka-matviya-vaysberga-stina-prisvyachena-maydanu--1495). Тут главное слово √ Гольбейн. Так случилось, что этот день я начал с подозрения, что Гольбейн √ маньерист, хоть таким его не считают. Ну посудите сами. Гольбейн. Мёртвый Христос во гробу. 1521 - 1522. Это ж чудовищно! Это ж усомнился художник в самой вере христианской! Это ж, как маньерист Эль Греко, от христианства отступивший в неоплатонизм, в котором нет свободы воли, как в христианстве, в котором всё √ от Единого. И грех невозможен. И такое веручение воцарится-де в конце концов, а не грешное христианское. Мне, конечно, захотелось посмотреть на того Гольбейна, с которым соотнёс Вайнберг своё живописание майдана. Иллюстрированные истории Ветхого Завета. 1530. Это изгнание из рая. Не очень, можно сказать, уважает Гольбейн человечество. Как истый маньерист. Ингуманист. Поздний Рафаэль по сравнению с ним аж гуманистом кажется, хоть и он очень людьми недоволен. Настолько недоволен, что неживописным образом переиначил Матфея и в Преображение вставил гнев Христа по поводу новой просьбы исцелить. Хапатели, мол, проклятые. А живописно только каша людская выдаёт гнев художника. Гольбейн круче. Правда, другие иллюстрации не столь терпки. Ну, разве что сомнительные для достоинства человеческого моменты берёт Гольбейн: хитрые речи Авраама ("если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего"; а жара ж - как мимо идти-то?!), обман Ревеккою мужа своего, глупость фараона┘ Так что поздний Рафаэль √ представитель Позднего Возрождения, трагического героизма. Поздний Рафаэль наивый оптимист. Гольбейн же √ маньерист, сверхисторический оптимист. А кто Вайнберг? Вот его "7 дней". Творения, видимо.
Вообще-то рисовать он умеет (да простится мне наивность незнакомого с ним зрителя). Минималист какой-то. Ему должно быть не по дороге с хапателями┘ европейского комфорта в скором европейском будущем. И вот - майдан. ⌠СТ╡НА. 28.01 ≈ 8.03.2014■ Что-то мне кажется, что он людей ненавидит ещё хуже, чем Гольбейн. Не ⌠Беркут■ у него в ⌠Стене■ изображён. Не антимайдан нарисован потёками краски-грязи. И вот что рисуют во дворе его дома, наверно, правильно поняв его ⌠Стену■. http://inforotor.ru/id/persons/Matvej_Vajsberg В цитировавшемся интервью он хвастал, что сумел предотвратить строительство 50-этажного здания, которое б испортило вид из его окна. А о том, что не смог предохранить вид из своего окна вот от такой надписи он молчал. Может, и не было тогда этой надписи. Важно одно: нельзя слушать то, что говорит живописец словами. А он говорит, что он √ с майданом. И культурный Киев его считает своим, певцом майдана. Может, и искренно. Высоцкого тоже любили все. И Рафаэля. 8 августа 2014 г
|
09.08.2014 |
|
03.08.2014 |
|
25.07.2014 |
|
17.07.2014 |
|
12.07.2014 |
|
11.07.2014 |
|
27.06.2014 |
|
23.06.2014 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"