Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
08.11.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.11.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.11.2014 |
Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.11.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.10.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.10.2014 |
Плохая живопись как образ плохого отношения к плохой жизни народа.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.10.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.10.2014 |
Стихия изовранья на Украине или?..
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.10.2014 |
Кавалеридзе и нынешнее этногосстроительство на Украине.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.10.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.10.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.10.2014 |
Проверка Мейерхольда-режиссёра на ницшеанство.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.10.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
04.10.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.09.2014 |
Ругаясь, недолго и глупость сморозить. Очередной срыв. Опять обсуждаю публицистику, в которой по определению нет никакого сознательно скрытого смысла. И рождено стихотворение (на уровне идеала) без участия подсознания, о чём, идеале, должно б озарить, чтоб об этом писать мне. Не о чём просвещать. Скрыта только дата создания. Но судя по тому, что 7 апреля 2014-го уже исполнена была песня на эти стихи, а в тексте есть про снайперов (19-21 февраля), после чего был победный переворот, то стихи эти мартовские. После восстания Крыма (по принципу: что можно Украине, то нельзя Крыму). До ужаса, сотворённого майдановскими победителями в Одессе, Мариуполе и т.д.
Или всё же есть тут, о чём просвещать? И потому меня оно тянет? √ Не пойму что-то я себя┘ Но отправлюсь в своё подсознание искать, что же меня бередит. Мне вспоминается такой случай где-то около 1950 года. В нашем дворе был один мальчишка младше меня и один одногодок. Второй где-то далеко всё ошивался, и я был во дворе главным. Младший и я были, в общем, смирными мальчиками. Но раз чёрт меня дёрнул младшему предложить трюк, увиденный накануне в школе. Он становится раком и между своих ног протягивает мне руки. Если я очень сильно дёрну за руки вверх, он перевернётся в воздухе и может аж стать опять на ноги. Я был мальчик слабосильный. Дёрнул слабо. И малыш воткнулся носом в землю. Обиделся. И даже как-то очень. И сказал, что вырастет и мне отомстит. И √ не помню уже сейчас, в каких словах, √ связал он оскорбление его доверия ко мне, старшему, с чувствами литовцев (он был литовец, и дело было в Литве) к русским. Да, позвала Литва СССР к себе перед войной, чтоб не достаться немцам, но и не ахти как теперь, после войны, довольна повсеместным присутствием русских как старших. Я, помнится, извинялся. Но он ещё некоторое время дулся. А говорили мы по-русски. Даже когда я научился бытовому литовскому, литовцы переходили в общении со мной на русский. Я им интересен был. И интересность моя пропадала от перехода на литовский. Теперь я хочу вспомнить другого литовца, наоборот, отказавшегося, - хоть уверен был, что будет очень интересно, - отказавшегося читать, что я написал про их национальную гордость √ про художника Чюрлёниса. Он знал, что я прокоммунист, и ждал, что я и Чюрлёниса как-то приведу к прокоммунизму. (И был прав. По Луначарскому символизм √ потенциально революционная сила. А Чюрлёнис √ символист.) Сам он был прокапиталист, так сказать. И говаривал в этой связи: сделай по-нашему, по-литовски √ в смысле: добротно. А не, как русский┘ Тут уместно привести слова Феофана Затворника: ⌠Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца■. 20 лет до войны независимого от России капиталистического существования Литвы изрядно отдалили ментально литовцев от россиян. А каждый же народ свой менталитет видит высшим┘ Россия же всех в своей орбите превращает в русских, точнее √ в россиян. И есть напряжение, пока недопревратила ещё: ⌠нам бы младшими, да не вашими■. Вот то же произошло и от 20-летия независимости Украины. ⌠Еще во время своей службы в Литве Столыпин, неоднократно бывая в соседней Восточной Пруссии и изучая там хуторское хозяйство немецких крестьян, пришел к убеждению, что эта форма крестьянского хозяйства наиболее рациональна и прогрессивна, а крепкий мужик-хуторянин, собственник земли, - наиболее надежная опора социальной стабильности <┘> Объединенных в общины насчитывалось 9,5 млн. дворов (77% по отношению ко всем крестьянским дворам России). 2,8 млн. дворов (преимущественно в западных губерниях - в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине) находились на подворном землевладении, закрепленном реформой 1861 г.; указом 9 ноября 1906 г. наделы подворных землевладельцев сразу переходили в личную собственность домохозяев■ (http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=1222). Теперь понимаете, почему в ходу было обзывание украинцев куркулями?.. Индивидуалистический менталитет кое-где в царской России закладывался ещё с 1906 года┘ Ну и противоположный-то для сложившихся индивидуалистов √ какой? Самых плохих слов достоин: ⌠крысы■, ⌠⌠родня■ незрячая■, ⌠Воля ≈ слово вам незнакомое, вы все с детства в цепи закованы■ (в упор не вижу-де крымского восстания), ⌠Духа нет у вас быть свободными■, ⌠безликие■, которых ⌠жаль■. Или всё же не жаль? Палачи ж, ⌠каты■┘ В смысле √ победительная насильственная коллективизация, приведшая к голоду 30-х годов. Можно и не врать, что это был геноцид (по национальному признаку) √ стих-то сочинён на русском языке и адресуется россиянам тоже. Можно автору упирать на ментальное различие, более крупно делящее людей: на людей западной цивилизации и российской (валили ж повсюду майдановцы, в том числе русские, памятники Ленину√ коллективисту). И тогда ⌠мы √ великие■, ⌠без оружия мы опасные■ вам, коллективистам. √ Чем опасные? √ Неким исчезновением нас? Потому что коллективисты ⌠кровью своей умоются■ √ не есть истребление носителей вредного менталитета, как делали нацисты по отношению к вредным нациям: евреям, караимам и цыганам. А есть вытеснение (⌠зря прячутся■) носителей вредного менталитета с территории Украины. Что и произошло вскоре после сочинения стихотворения: 700 тысяч беженцев в Россию с Донбасса и Луганщины выжили посредством хаотичного обстрела жилых кварталов наполовину осаждаемых городов. Можно, правда, слово ⌠каты■ отнести у`же √ к украинским милиционерам, до переворота не пускавшим майдановцев к правительственным зданиям, верным присяге, побившим-таки раз студентов на майдане, то ли по приказу, то ли спровоцированы они были. Милиционеры, да, тоже в большинстве русские жители Украины. Но как-то мелко тогда получается на фоне абсолютов: ⌠Никогда■ и соотнесения аж двух менталитетов. Да и спасибо надо сказать за то битьё. Ибо среди общей политики неприменения силы к майдану один раз таки применение дубинок было благом √ для расширения протеста против возможного вступления в Таможенный Союз с Россией (⌠мы восстали и всё исправили■). Лучше √ среднее между голодом 30-х и побитием студентов. Лучше √ месть за 20 лет инерции совковости, выражавшейся в переполовиненности голосов в стране за крутой либерализм или за некрутой. (Надо ли объяснять, что некрутой √ это, например, низкая цена за газ для населения┘ То есть не вымерзание тех, для кого ⌠Дело не главное в жизни■.) Месть √ за заразительность этого ⌠Дело не главное■. Лучше, чтоб ⌠каты■ было русскостью на Украине, да и вообще в мире, а точнее - коллективизмом. Так что не ⌠жаль■ таких, а просто слово с Ж и Л нужно было для красивого повтора в слове ⌠беЗЛикие■. И не того же ли происхождения, как ⌠жаль■, слово ⌠жмёте■? Тот же ведь закон стихосложения √ повторы: ЖаЛь √ ЖМёте┘ Вряд ли поэтесса ощущала лично те демарши на таможне, что вытворяла Россия, чтоб вразумить дурастую украинскую власть, чем (треть торговли) грозит Украине разрыв с Россией. (Теперь Европейский Союз Украину таки вразумил в том же, и отложили они вступление соглашения между собой в действие на год, пока не урегулирует всё с Россией Украина. Длинный нос майдану и поэтессе Дмитрук.) Но повтор ЖЛ √ ЖМ таки поэтичен. И того же, боюсь, рода и появление слова ⌠завистью■. Почему боюсь? Потому что аберрация ж. Если Дмитрук обращается к народу, которому украинские люди с западным менталитетом ⌠опасные■ за грядущее достижение западного благосостояния на Украине, тогда всё в порядке. Россияне таки украинцам зазавидуют. Не за жизнь белки в колесе, а за заработанные ею золотые орехи. Причём зависть будет неизбывна (⌠вы подавитесь■), ибо менталитет (⌠Духа нет┘ быть свободными■, ⌠молчанье √ золото■, ⌠цепи■, ⌠указания■, ⌠Царь■) не даст стать ⌠братьями■ по свободному предпринимательству, и, повторяю, всё в порядке тогда. Тут не мешает тот факт, что противостояние пока √ с украинскими милиционерами, или с возможно проголосующими за ТС депутатами, или с частью народа, если дойдёт до референдума. Они √ пятая колонна России на Украине. И виновата Россия за одно своё существование. Но если ТАКАЯ страсть противостояния, то┘ Может, дело не только в инакости России? А и в серьёзности дела противостояния? И дело не только в снайперах (и их нужно благодарить: без них не было б переворота; да и знает автор и все знают, что неизвестно, чьи это были снайперы, стрелявшие в обе стороны). Может, дело в ⌠Вы огромные■? Моська тоже лаяла на Слона┘ Может, огромность неодолима? Как-то с некоторых пор в истории историю делают центы силы. И это подсознание Дмитрук знает. А может, оно, подсознание её, знает и то, что не одними нехорошестями любой центр силы знаменит. И тогда со словом ⌠завистью■ брезжит смысловая осечка, может?.. Хоть перебив ритма √ строкой выше. Тогда, может, тут просто изъян смысла заслонён избытком пафоса? И чисто поэтических красот? В куплете из 90 звуков 14 ⌠в■ (частота 0,15 при обычной частоте 0,038). Повторных звукосочетаний ⌠вж √ вс √ вц √ св √ зв■ (с заменой глухих на звонкие и с переменой очерёдности) смотрите сколько. А есть ещё ⌠тс √ ст - сд■:
И слово ⌠завистью■ и там, и там участвует. Она таки поэт, Дмитрук. Молодец. И, как писал, Пушкин Вяземскому: ⌠А поэзия, прости господи, должна быть глуповата■ (http://www.rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1826/1377_194.htm). Но. Не в публицистических же стихах? В конце хочется вернуться к субъективному. Я ж жил в Одессе первую половину того срока, пока перековывалась ментальность украинцев. Почему я думаю, что не сами они так быстро сварились, а с помощью извне? Как я смею так думать? У меня было единственное на этот счёт наблюдение в этом русскоязычном, вообще-то, городе. Бесплатное заполнение хранилища научной библиотеки книгами на украинском языке из Канады. Денег на покупку книг было мало. А из России бесплатно книг не давали. Разве что в обмен. А много ль могла напечатать Одесса? √ Профукала Россия Украину. После отъезда из Украины со мной захотел вступить в переписку один молодой украинский писатель. Выяснилось, что работает он в учреждении, спонсируемом откуда-то с Запада, название забыл, естественно. И не запоминал. Что запомнилось √ это почему он переписку прекратил. Я ему признался, что по телевизору слушать могу только Тараса Черновола. Он был тогда в Партии Регионов. А за эту партию голосовали русскоязычные, чтоб противостоять украинизации неукраинцев и в надежде на изменение политики страны √ на сближение с Россией (за коммунистов не имело смысла голосовать, так как они были непроходные). Моего признания хватило, чтоб мой адресат переписку прекратил. √ Честный человек: надо быть верным тому, кто кормит. 27 сентября 2014 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.09.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.08.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.08.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.08.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.08.2014 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"