TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.08.2014
16:15

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

10.08.2014
11:47

Рафаэль во гневе.

    Где-то я читал хлёсткие слова о Ветхом Завете, что это роман Бога с его избранным народом, таким жесковыйным, что никак Он его не может и не может ввести в стойкую . . .

09.08.2014
12:45

Модное безобразие.

    Спро`сите, как безобразие может быть модным? √ Если публика в ажиотации до неадекватности. Вот гей-Запад сумел же себя довести┘

    Я переписывался с одним из этих чокнутых. Учёный. Математик. Он сумел себе внушить, что в море научной информации и не в своей области знания он может ориентироваться. Что учёные выработали всякие критерии, по которым можно судить о том, насколько кому можно доверять. И вот, мол, уважаемые люди заявляют, что по наследству передаётся гомосексуальность. И всё. Следовательно, я, не являющийся учёным и не знающий о системе доверия в науке, если говорю, что это ерунда, то ему со мной не о чём говорить.

    Но.

    Случилось чудо. Он знал, что я давно собираю коллекцию фактов, опровергающих некую научную теорию, не являясь специалистом в той области. И я ему сказал, что в своих поисках я для себя пришёл к выводу, что от гена до свойства организма √ огромная причинная цепь.

    Эти простые слова как-то дошли до него. Он перечитал авторитетов. И пришёл к выводу, что их утверждения, уже общепринятые на Западе, √ туфта.

    И опять но.

    Он не признал, что сменил своё мировоззрение из-за меня. Впечатление такое, что в его самоощущении он вообще не менял мировоззрения.

    Вот такие чудеса.

    То же, думаю, произошло с испанской культурной публикой, у которой модным стал в своё время Эль Греко, тогда как он, рисуя портреты неисчислимых заказчиков, их уродовал √ делал вытянутые лица.

    Уродовал он от ненависти к ним, аморальным (об аморальности испанцев того времени см. http://lib.rus.ec/b/391163/read). Они же думали, что это он их рисует экзальтированными от их религиозности. Он, мол, ⌠истинный выразитель устремлений нации■ (см. тут). Испанской.

    Что он именно уродовал, можно судить по впечатлению искусствоведа, чуждого и Испании, и тому времени религиозных войн:

    ⌠его живопись <┘> стала смешной, как в искаженной форме, так и в безвкусной манере■ (Там же).

    Другое доказательство негативизма Эль Греко к портретируемым заключается в его желании вскрыть их подноготную.

    Психологически я это понимаю по своему отношению к упомянутому математику в ажиотации. Меня уязвляет, что я как-то не могу понять эту ажиотацию. Впечатление ж, что он сошёл с ума. А он очень умный. Математик же! Теорем, вроде, пооткрывал┘ Профессор.

    Сам Эль Греко был, наверно, глубоко религиозным православным. Он был греком с Крита. Он приехал в Италию учиться у Тициана. А тот же был прямо противоположным по мироощущению человеком. Любитель жизни во всей её полноте, может, с перевесом в материальное (не духовное). Естественно, Эль Греко это понял и уехал из Италии и стал писать иначе. Он, может, потому и уехал в Испанию, что надеялся встретить там глубоко религиозных людей. А оказалось и так, и не так. Без всякого лицемерия испанцы были и глубоко религиозными, и развратными. Это была для него непостижимая загадка, как для меня мой математик. И он ⌠не сильно интересовался убедительным портретным сходством, а скорее стремился <┘> прочесть то, что было скрыто в душе■ (Там же).

    ⌠В ⌠Портрете инквизитора Ниньо де Гевара■ (1600 - 1601) художник подчёркивает беспощадную жестокость, недоверие┘■ (http://art.liim.ru/hz/hz09.html).

    А левая рука какая хищная.

    Впрочем┘ Правду, наверно, пишут, что в портретах он сдерживал себя. Не покупали б иначе. Хищная ли рука, можно поспорить. Тем более √ о лице, что оно жестокое.

    Умеют люди притворяться вполне искренне.

    И чтоб их понимать, нужно жить с ними. Поэтому Эль Греко из своего дома устроил культурный центр и ничем не отличался от окружения. И грешил, наверно. И грешных друзей имел. Например, монах и поэт Ортенсио.

    Портрет фра Ортенсио Феликса де Парависино (около 1609).

    Глазки хитренькие, инициативные. Сам такой красивенький. Упоение женщин, наверно.

    Вот, например, его стихотворение.

    ПОСЛАНИЕ ЧЕРНЫМ ОЧАМ

     

    О дивные черные очи!

    Ваш раб, нарушая молчанья смиренный обычай,

    Мысль, сердце, а молвить короче ≈

    Себя целиком объявляющий вашей добычей,

    Почтет за безмерное счастье,

    Коль встретит у вас он к его вдохновенью участье.

    Подобные звездам лучистым,

    Что вкраплены в черную неба ночного порфиру,

    Мерцаньем высоким и чистым,

    Сулящим бессмертие света померкшему миру,

    Вы блещете, дивные очи,

    Похитив сиянье у дня, цвет похитив у ночи.

    Два зеркала ≈ верх совершенства

    (Любовь да послужит для вас драгоценной оправой),

    Смягчите бальзамом блаженства

    Страданья мои, причиненные сладкой отравой;

    Надеяться небо велит нам,≈

    Иль могут быть очи хрустальными, сердце гранитным?

    О вы, ледяные озера,

    Где тонет мой дух, захлебнувшись бездонною жутью!

    Точь-в-точь как в забаву для взора

    Стекло покрывают с изнанки сверкающей ртутью,

    Так вас небеса зачернили,

    Дабы там свой образ узреть в полной славе и силе.

    Из Индии нам мореходы

    Привозят алмазы и жемчуга скатного груды,

    Лишенья терпя и невзгоды,

    Везут из Китая песок золотой, изумруды,

    Однако в их грузе богатом

    Сокровищ нет равных двум этим бесценным агатам.

    Вы, очи, две черные шпаги,

    Подобны клинкам вороненым толедской работы,≈

    Коль метите в сердце бедняге,

    Спасения нет ему, с жизнью покончены счеты,

    И, черным покорствуя чарам,

    Он падает, насмерть поверженный первым ударом.

    Любуюсь я, сколь грациозно

    Врага вы слепите каскадами выпадов ложных;

    Оружие ваше столь грозно,

    Что ранит смертельно оно и тогда, когда в ножнах,

    А раненый враг поневоле

    Скрывает свое упоенье от сладостной боли.

    Как жизнь холодна и бесцветна

    Для тех, кому сердце не жжет ваше черное пламя;

    Неволю сношу безответно,

    Не ропщет мой дух, он простерся во прахе пред вами,

    Но жду я с терпеньем упорным:

    Любовь да воздаст мне за все этим счастием черным.

    Однако и друга не очень-то поуродуешь. Обидеться может.

    Поэтому Эль Греко и потянуло рисовать сумасшедших (см. тут).

    Святой Апостол Иоанн Богослов. (1610 - 1614)

    Апостол св. Томас (1610 -1614).

    Апостол св. Джеймс. (1610 - 1614).

    У этих страсти (а страсти √ грех) не были скрыты. Но Эль Греко не был бы художником, если б просто нарисовал пасквиль на человеческую природу. Нет. Он сделал из этих грешных святых апостолов, для чего, наоборот, самортизировал нравственную невольную ужасность этих больных. √ Зачем? √ Ради энергии разоблачения самообманной религиозности испанцев, может, потому не относящихся к себе объективно, что тогда Испания была как бы впереди планеты всей √ самая богатая страна (на неё валились дармовые богатства из Америки). Испанская объективная исключительность √ так можно понимать √ виделась корнем зла, воцарившегося в стране.

    Как нынче американская исключительность не даёт гражданам США открыть ту истину, что они являются корнем нынешнего зла на планете. (Потому зла, что больше всех исповедуют неограниченный прогресс. А в эпоху Потребления такая вера ведёт к смерти человечества из-за глобальной экологической катастрофы от перепроизводства.)

    Такая неявная борьба Эль Греко со злом могла означать только одно √ то, что он совершенно разочаровался в действительности и в будущем и ожидал избавления только в сверхбудущем, для чего ему каждый ныне живущий грешник был ценен, как потенциальный материал (хоть во внуках) для Провидения.

    Особенно хорошо такое отношение художника к настоящему, будущему и сверхбудущему, отразилось, по-моему, в его апокалиптическом пейзаже.

    Вид Толедо. 1596≈1600.

    Грош цена этому испанскому нынешнему блеску и процветанию, материальному и духовному. Грядёт катастрофа. И лишь за ней когда-то будет прощение за сегодняшние прегрешения.

    Нет. Это высказывание есть моё осознание катарсиса, совершённое по внезапному вдохновению. Аналитично подходя, здесь видим противоположности: рукотворный земной безрассудный блеск (сады, постройки) и небесный мрак-гнев на это. Оба √ шикарные в своей самости. Одинаковый блеск света на небе и на постройках, может и есть образ сверхбудущего. Именно сверх-, ибо будущее √ катастрофа. Однако и само столкновение земного (материального) с небесным (духовным) тоже ж даёт что-то. Тот самый катарсис, который и осознаётся как благое сверхбудущее. То, что и есть главное в Маньеризме.

    Этот последний нюанс, - столкновение и результат, - может обсуждаться только после открытия Выготским психологической основы художественности, и он не мог осознанно обсуждаться Дворжаком, открывшим маньеризм Эль Греко.

    У Дворжака то и дело речь идёт об образном выражении сверхбудущего, как это сделал я, заметив в пейзаже одинаковый блеск на небе и земле.

    Вот, например, слова, которые сказаны по поводу другой картины, но c некоторой натяжкой приложимы к демонстрируемым выше апостолам:

    ⌠Есть что-то <┘> фанатическое в этих лицах, аскетическая сдержанность и впитанная с молоком матери метафизичность, тот дух, благодаря которому можно понять то, что нельзя увидеть глазами и осязать руками■ (Дворжак. История искусства как история духа. С.-Пб., 2001. С. 301 - 302).

    Кажется, что вытянутость лиц есть образ аскетичности.

    Но вряд ли сдержанность вы увидите у св. Томаса. Да и у любого. Они просто захвачены в момент задумчивости, неактивности. На самом же деле видно, что это, наоборот, необузданные люди. Перед нами столкновение этой сущностной необузданности и временного, случайного спокойствия. Столкновение будоражит. Понять суть беспокойства нельзя. Она подсознательная (⌠то, что нельзя увидеть глазами и осязать руками■). И вот осознание её озаряет Дворжака: ⌠метафизичность■! Сверхбудущее, иными словами. Где окончательно улягутся противоположности: необузданность и спокойствие.

    Дворжак стихийно сделал то, что открыл Выготский и выразил словами психологического закона для всех случаев (психология тут не гуманитарная наука, а естественная).

    Дворжак мыслит, не выходя за образность. Он думает, что ⌠метафизичность■ Эль Греко выразил ⌠почти в лоб■, нарисовав ⌠фанатическое в этих лицах■ и аскетичность.

    Стихийно поступил и Эль Греко, но не ⌠почти в лоб■ нарисовав, а путём столкновения противоречий. И так поступают все настоящие, большие художники. В противном случае неуловимым образом получается иллюстрация заранее знаемого, и┘ не впечатляет так мощно.

    Все люди, по Эль Греко, не безнадёжны: и жестокий инквизитор, и дамский угодник поэт. Но √ только в принципе. Когда-то в сверхбудущем свершится его идеал. Поэтому пока художник к своим моделям (не к пейзажу √ тот безответный) достаточно суров и уродует им лица вытягиванием. Судит их. Тихонько. Как фигу в кармане держит.

    А портретируемые┘ довольны.

    18 июля 2014 г.

03.08.2014
14:17

Сурово.

    Уважаемый читатель, разрешите воспользоваться вашим любопытством, приведшим вас на эту страницу, и сообщить вам, что недавно я пришёл к двум заключениям. Первое, . . .

25.07.2014
10:01

Правда про Сосюру.

    Я б не писал эту статью┘ Ну что писать о произведении прикладного искусства? О произведении о заранее знаемом┘ О любви к родине. Что скрытое может в нём быть, если . . .

17.07.2014
16:05

Что значат эти слёзы?

    На канале MEZZO играли Пятую симфонию Чайковского. И ко мне то и дело подступали слёзы. Я было думал, что это слёзы по молодости. Я был впечатлительный молодой . . .

12.07.2014
17:15

Во всём виноват капитализм.

    Признаюсь, мне давно хочется написать что-то под таким названием. Не склочно-мелочное, а по большому счёту и неопровержимое. Когда-то, лет сто назад, об этом и . . .

11.07.2014
18:34

Мне смешно.

    Мне смешон я. Натягивающий, если сказать грубо, предвзятый смысл на неизвестное произведение известного автора. Читаю, читаю, читаю об этом произведении у некого . . .

27.06.2014
12:31

Не могу молчать, слушая это.

    Слушая интервью Казиника Познеру (http://muzoff.com.ua/news/pozner_mikhail_kazinik_24_06_2014_24_ijunja_2014_24_06_14/2014-06-24-67768). Я очень рекомендую читателям этой вещи переходить на отсылки тут . . .

23.06.2014
11:10

М-да.

    Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Гоголь. Этот фильм, ⌠Перемирие■ (2010) Проскуриной, явно сделан как бы в ответ оранжевым, пик . . .

01.06.2014
21:27

Смотрение в себя и русскость.

    Смотрение в себя и русскость. Когда-то я стоял на Кузнецком мосту перед одной картиной на персональной выставке некого художника (запомнил почему-то фамилию √ . . .

28.05.2014
11:32

Хочу!

    Обнимитесь, миллионы! Шиллер. Хочется что-то позитивное сказать о западэнцах. Всё-таки аж охранники похищенных российских журналистов их жалели. Жалели из-за . . .

26.05.2014
14:45

Посвящается евромайдану...

    Посвящается евромайдану, как поводу ещё раз, после Гуляй-Поля, осознать, насколько вредно дискредитировать анархизм, эту душу коммунизма, спасущего . . .

19.05.2014
12:01

Сюрреализм по форме, но реализм по сути.

    ═ Мои картины ≈ не сны усыпляющие, а сны пробуждающие. Магритт. Для начала договоримся о понятиях. Я предлагаю считать реализмом то, что общество ещё не знает, а . . .

12.05.2014
14:38

Визбор блудлив?

    Можно пожаловаться? Я не уверен. Когда я написал свою первую вещь, прочитавшая её знакомая сказала: ⌠Теперь посмотрим, будет ли вторая■. Я тоже где-то читал, что . . .

08.05.2014
17:06

Агит-проп: Юрий Журавель.

    Вдруг┘ Что-то неожиданное случится. И в политическом рисунке откроется┘ нечто большее, чем агитка за своё. Ю. Журавель. Небесная сотня. Для незнающих, если такие . . .

03.05.2014
20:47

Безобразие!

    Красивая это картина? Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934. Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат . . .

30.04.2014
14:13

Разгадка секрета.

    Дело давнее, но если поверить, например, Аннинскому┘ ⌠Как закалялась сталь■ никак не могла пробиться к опубликованию, а потом √ к признанию писателями. ⌠Новая . . .

26.04.2014
11:31

Осмеяние осмеивающего.

    Проверяю мысль своей подруги, что Градский написал оперу ⌠Мастер и Маргарита■ (1985 - 2009), чтоб посмеяться. ⌠Предисловие■ в либретто это подтверждает: ⌠Эта . . .

20.04.2014
11:15

Фу, Макаревич!

    Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100