Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
01.06.2014 |
|
||||||||||||
28.05.2014 |
|
||||||||||||
26.05.2014 |
|
||||||||||||
19.05.2014 |
Сюрреализм по форме, но реализм по сути.
|
||||||||||||
12.05.2014 |
Визбор блудлив? Можно пожаловаться? Я не уверен. Когда я написал свою первую вещь, прочитавшая её знакомая сказала: ⌠Теперь посмотрим, будет ли вторая■. Я тоже где-то читал, что именно вторая и решает, будет человек писать или нет. И вот появились последующие. Но почти каждый раз перед √ тревожно: получится ли? Потому ⌠почти■, что этой тревоги нет, когда вдруг что-то почувствовал и остаётся только сесть и начать писать. Авось кривая вывезет. И она вывозит обычно. Так дважды авось, если того ⌠что-то■ не было. А была только надежда, что автор знаменит. Значит, не зря. Значит, в нём есть перец. Значит, можно надеяться, что до этого перца я доберусь. У меня ж √ ТЕОРИЯ. Впрочем, жуткая теория. Теория нецитируемости художественного смысла. Из-за того, что он подсознательный. В ⌠тексте■ произведения проводятся 2 ценности. А их столкновение даёт третью, нецитируемую. И получается, что я √ хозяин-барин. Какую мой ндрав вдруг выберет ценность, не присутствующую в ⌠тексте■, такая и есть то третье, что, мол, рождается в душе в подсознательном виде. И никто мне не указ, если спорит со мной с другой позиции. Это я, мол, а не кто-то способен переводить из подсознательного в сознательное. В слова, то бишь. У меня, правда, нет авторитета. Зато огромная практика. Взаимосогласовавшая тысячи, наверно, разборов художественных произведений. Ну, это я перегнул. Против себя. Нарочно. Что разогреться перед стартом. Не ндрав мною руководит. А как бы угол расхождения тех двух ценностей. Результирующая, мол, ценность √ это как бы середина между двумя направлениями. А подтверждением правоты √ огромная практика взаимосогласования и прочих, второстепенных, впрочем, данных. Итак, что ж я хочу нынче растолковать? Песню Визбора ⌠Ходики■ (1977). Я её до сих пор никогда не слышал (слушать тут, например). Впечатления она на меня, когда услышал, не произвела. √ Давай, ТЕОРИЯ, выручай! Но сначала √ что удивило: слово ⌠синева■.
Там же речь шла о том, ⌠что в новом месте / Горит поярче предвечерний свет■. А с предвечерним как-то не вяжется синева. С предвечерним светом ассоциируется краски тёплые: жёлтая, оранжевая, розовая. А синяя √ она с утром┘ Зато синяя птица счастья┘ С новым местом связывается счастье. Такая вот┘ очень солидная ценность. И тогда сколько-то противоположная ценность √ Польза. А с нею связывается быт, ⌠"Это мало "■, произнесённое о множестве книг, единственном, что есть в доме лирического героя. С Пользой ассоциируются ⌠покупки■, ⌠ходики■, ⌠чайник со свистком■, ⌠вещами■. Ценностное столкновение налицо: он √ романтик с этикой Счастья, она √ мещанка с этикой Пользы. Романтики ⌠спешат вперед■ и счастья не достигают, как бы ⌠много берегов■ ни ⌠сменил■. А мещанка┘ Ей польза важна. Поэтому с нею ⌠другой мужчина■. И всё хорошо и уютно: ⌠чай■, ⌠ходики■. А песня √ грустная. Так если б у меня не было ТЕОРИИ нецитируемости художественного смысла, я б какими этот смысл словами расписал? Я б обратил внимание, что романтик в конце сожалеет, что он не мещанин. Я б вспомнил, что финал √ особое место в произведении, особо значимое. И грусть песни я б отнёс к грусти романтика о романтической недостижимости счастья, возможного лишь в качестве счастья мещанского. Но. У меня ж ТЕОРИЯ. Раз слова о мещанском счастье написаны в тексте ⌠в лоб■ или образно (⌠почти в лоб■), значит, эта ценность не может быть предметом озарения о том, что выражает собою та смута, которая вас, слушателя, всё-таки охватывает. А что может быть предметом озарения (не фигурирующим в тексте)? √ Третья ценность! Не романтическая и не мещанская. Какая? Этика Долга! Она согласуется и с тем, что левые шестидесятники, хотевшие было вылечить социализм от скатывания в капитализм (вылечить от тяги к вещам, к комфорту) были, - так уж провалились гуманитарии в так называемом социалистическом государстве, - лишены названия для художественного стиля это лечение выражавшее. Применялось название ⌠романтизм■. Которое в корне неверно. Ибо романтизм, если одним словом √ это эгоизм, если нравственно, и √ это солипсизм, если философски. Это индивидуалистический идеостиль. Тогда как у левых шестидесятников, бардов, идеостиль был, наоборот, коллективистский. Я б предложил назвать ⌠монтизм■. От слова ⌠Лермонтов■. Ибо идеостили повторяются в веках, и Лермонтов имел такого типа идеал, что и левые шестидесятники. Кем и был Визбор. Не сломленный даже и в 1977 году. И в ⌠Ходиках■. Да, грустный, что всё более недостижим что-то становится его идеал. Вот мелодия √ она ⌠почти в лоб■ выражает это. А вся песня┘ Она это делает сложно: сочувствия, противочувствия, возвышение чувств (катарсис) и, наконец, последействие искусства √ озарение, что собою словесно представлял катарсис. Не зря Визбора так чтят. Не за такую, правда, сложность. Такое понимание художественности не принято как осознанное. Но оно испокон веков принято подсознательно. Потому и не бывает ошибок славы в веках. Я вспоминаю рассказ моей жены, как она пронзительно была впечатлена словами в моём письме √ я тогда только женихался √ об этиках долга и счастья. Она, говорила, не выдержала и кому-то на работе это прочла, и получила совет этого парня не упускать. А я понимаю, почему она была пронзена. Она ж сама была стихийной левой шестидесятницей, туристской очень трудных маршрутов, выступала на слётах КСП, где большинство тогда было не с прокапиталистическим Галичем, а с тогда прокоммунистическим Окуджавой (певшем о комиссарах в пыльных шлемах). Но они для характеристики себя применяли слова ⌠романтизм■, ⌠романтик■. Даже турклуб, воспитавший её такою, назывался ⌠Романтик■. И вдруг √ я с этим различением этик┘ √ Что ей было до мещанского совета не упускать такого умного парня┘ Она родную душу пронзительно почувствовала. Я оказывался √ свой! Родной!.. 12 мая 2014 г.
|
||||||||||||
08.05.2014 |
|
||||||||||||
03.05.2014 |
|
||||||||||||
30.04.2014 |
|
||||||||||||
26.04.2014 |
|
||||||||||||
20.04.2014 |
|
||||||||||||
15.04.2014 |
Вот вопрос: почему это не волнует?
|
||||||||||||
11.04.2014 |
Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.
|
||||||||||||
01.04.2014 |
Ностальгия по настоящему. Что настанет.
|
||||||||||||
26.03.2014 |
Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.
|
||||||||||||
16.03.2014 |
|
||||||||||||
11.03.2014 |
Что такое вестернизация русской литературы.
|
||||||||||||
09.03.2014 |
|
||||||||||||
02.03.2014 |
|
||||||||||||
24.02.2014 |
|
||||||||||||
18.02.2014 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"