Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.11.2022 |
Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием
Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО МНЕ САМОМ Боже! Как мне плохо! Революция убита, вот теперь Ленский расстрел. А я живу. Как все мещане. Будто ничего не происходит. И занимаюсь искюсством, а не работой на новую революцию, как работал было до обработки охранкой в 1906 и 1908 годах. Предатель! Как все. И потому…
Ибо только их смерть, их похороны, заставляют улицу, это вместилище ненавистных обычных людей, сменить суету на остановку. Чтоб что? Неужели иное почуяли…
Шиш, настоящее вы почуяли!
В котором написано, что революция погибла, а осталась обыкновенность и суета. А ведь я и ночью отличаюсь от вас, спящие мещане.
У меня ведь и сны иные, чем у вас. Революция, которую лично я предал, сменив большевистскую агитацию на искюсство, в снах моих оживает, убитая, в… религии! Это иносказательно мучают меня угрызения совести. И…
О Боже! И это всё, чем я ото всех, от мещан, отличаюсь!.. Иными снами!.. Бедная будущая революция! Это всё, что у тебя осталось из сторонников?
Что эти мои странные стихи для революции?.. * Я эту “пьесу” написал против формалистского подхода к авангарду: "Как ни странно, оборотной стороной основного мифа эпохи – мифа строительства нового мира – был танатологический комплекс, изначально встроенный в утопистски-космистский проект авангарда. Как и другие составляющие авангардистской картины мира, концепт смерти обладает энантиосемичной [(др.-греч. εναντιο- — противоположный и σημία — значение. Например, бесценный] двойственностью, обозначая одновременно свою противоположность – танатофобию, стремление к преодолению смерти, равно как и законов природы (времени, истории, пространства) вообще. Конечно, на первый взгляд кажется довольно неожиданным, что созидание нового мира было означено танатологической коннотацией. Но в мифопоэтической картине мира, актуализация которой неизбежна в эпохи порубежья, пограничности, внесение временного хаоса (аналога смерти) в мироустройство необходимо именно для переупорядочивания его; такая “встряска” требовалась для еще большего и прочного упорядочивания мира (что, собственно, и произошло)… Достаточно привести пример В.Маяковского с его сакраментальным “Я люблю смотреть ...”” (Гирин. Картина мира эпохи авангарда. М., 2013. С. 173). Просто так случилось с Маяковским, что в 1913 году его идеал революции пребывал, как ему казалось, в смерти (Лысков, например, Великую русскую революцию датирует 1905-1922 годами), а смириться со смертью такого образца Прогресса Маяковский не мог. Потом его не устраивал осуществившийся вариант власти – советской. Можно ли его вариант, несколько анархистский, считать тоже убитым? Я подозреваю, что у Гирина теоретический заскок. Что это так, говорит его буквальное понимание первой строки стихотворения: "Как полагает Т.В. Артемьева, танатологическая доминанта вообще специфична для русской культуры, особенно – для культуры начала ХХ века: “Событие смерти рассматривается русской культурой в свете его насыщенности аксиологическими смыслами. Она далеко не всегда является наказанием и трагедией, а скорее наградой и апофеозом. Образ “русского героя” как мученика и страдальца делает ее приход желанным, а облик привлекательным <...> Эпатирующие строки В.В. Маяковского: “Я люблю смотреть, как умирают дети” вовсе не оторваны от почвы российской культуры, а написаны скорее в ее традициях”” (С. 176). 7 ноября 2022 г.
|
||||||||||||
21.11.2022 |
Есть у меня подозрение, что я жулик
|
||||||||||||
20.11.2022 |
Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах
|
||||||||||||
19.11.2022 |
Продолжение нападок на искусствоведа-либерала
|
||||||||||||
18.11.2022 |
|
||||||||||||
16.11.2022 |
|
||||||||||||
15.11.2022 |
|
||||||||||||
15.11.2022 |
|
||||||||||||
14.11.2022 |
|
||||||||||||
13.11.2022 |
Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)
|
||||||||||||
12.11.2022 |
Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением
|
||||||||||||
11.11.2022 |
Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике
|
||||||||||||
10.11.2022 |
|
||||||||||||
09.11.2022 |
|
||||||||||||
08.11.2022 |
Как был не сброшен Пушкин с парохода современности
|
||||||||||||
07.11.2022 |
|
||||||||||||
06.11.2022 |
Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал
|
||||||||||||
04.11.2022 |
|
||||||||||||
03.11.2022 |
|
||||||||||||
02.11.2022 |
Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"