Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.11.2022 |
Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием
|
21.11.2022 |
Есть у меня подозрение, что я жулик
|
20.11.2022 |
Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах
|
19.11.2022 |
Продолжение нападок на искусствоведа-либерала
|
18.11.2022 |
Это оперная эстетика? Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” Вёльфлина… Естественность итальянского языка жестов, оказывается, была открытием. Именно естественность. Что вполне совпадает с формулой идеостиля “Гармония высокого и низкого”. Естественность была низким, а богословская тематика – высоким. И было противоречие. И – катарсис от такого столкновения (Гармония). Оперная же эстетика предполагает бесконфликтное наращивание чувства. И в самом ли деле у Бубнова бесконфликтность: патриотизм? (Столь почётный в войну и сразу после неё {не сравнить с либеральным мнением 90-х годов, что беда России – её слишком большая величина, и надо её разделить на, кажется. 20 частей}.) Бубнов иллюстрирует момент, известный из истории. Князь Дмитрий задумал дать бой в болоте, которое он же и выбрал. Чтоб Мамай конницей напал на пеших (в большинстве своём ополченцев), ощетинившихся пиками, он послал конных разведчиков напасть на его лагерь, чтоб Мамай со злости стал их, удирающих, преследовать. И заодно – от злости же – чтоб не заметил засадный полк в лесу, мимо которого он гнался за напавшими. То есть изображённое есть ожидание попадания Мамая в болото. То есть непосредственно не имеет отношения к самому-самому ближайшему будущему – то начнётся с избиения Мамая в болоте спереди ждущими и сзади засадным полком. То есть непосредственно изображённое – образ низкого. Вот этот решил копьё и щит положить на траву – тяжёлые ведь. Зачем себя раньше времени утруждать? А в глазах – огромный опыт. Его глаза отмечают доли секунды в происходящем перед ним. Он не прозевает, когда нужно копьё и щит поднять. Вот этот никогда не был в сражениях. Он не воин. Даже шлём не смог достать. Он из татар видел только сборщиков податей. Им сопротивления не оказывали. Те и вооружены были соответственно слабо. С. В. Иванов. Баскаки. 1909. И ему интересно, как выглядят именно воины. Он аж даже вышел сколько-то вперёд перед всеми, желая рассмотреть. Любознательный. А этот не любознательный. Он старше. (Это тоже ополченец, с самодельным щитом, с простым топором, без шлема, ну броню на грудь сподобился достать и надеть.) Он задумался от нечего делать, может, вообще о доме и увидит ли он своих – глаза его смотрят в бесконечность и видят родных. Вот этот профессионал. Ему не впервой сражаться с татарами. Надо подождать, пока они подойдут? Ну так подождём. Мы привычные ко всяким неудобствам. Есть трусящий. Это ополченец (с топором и тоже без шлема). Он-то пришёл сюда сам. Обычай такой. Но ему нехорошо на душе. Сам князь Дмитрий просто рассказывает окружающим (что прибавит им уверенности), что он задумал сделать с Мамаем. И всё это – образы низкого. А высокое не имеет текстового выражения: пришла пора Руси освобождаться от татарского ига. И катарсис от столкновения таких низких и высокого: мы победим. (И это не вид высокого, потому что велики будут жертвы, а это низкое.) Другое дело, что Ельшевская, в душе либералка, не сумела увидеть в этой картине выражение повторяющегося в веках идеостиля Высокого Возрождения с его формулой “Гармония высокого и низкого”. Есть – что удивительно! – консенсус в искусствоведении относительно идеостиля Высокое Возрождение. В саму его формулу входит противоречие. Есть термин такой – “минус-приём”. Это когда об одном из противоречий (здесь – “пора Руси освобождаться от ига”) в “тексте” произведения (название всё же не вполне “текст”) ничего нет, но все его имеют в виду. И ведь наверно образованная она, и они в институте проходили “Психологию искусства” Выготского… – Всё равно. Предвзятость (что Россия и СССР – это олицетворения тупикового пути развития, в искусстве в том числе, имея в виду соцреализм) не даёт Ельшевской увидеть очевидное: что нет в этой картине оперной эстетики. . Нет. Я признаю, что в неприкладном искусстве как-то так организовано, что часто в упор не видишь противоречий. Я не исключаю, что и я выше ошибся где-то в анализе, что есть низкое, а что высокое. Но. Катарсис-то, будучи подсознательным, охватывает всех людей, “говоря” им ЧТО-ТО, словами невыразимое. Потому всё люди должны переживать от этой картины ЧТО-ТО, причём позитивное. Как при этом рука у Ельшевской повернулась написать что-то негативное, до меня как-то не доходит. Хоть сегодня, в дни специальной военной операции на Украине, мы все видим особой интенсивности войну фейков и потрясающую способность людскую фейкам верить, если они исходят от своих. 11 июля 2022 г.
|
16.11.2022 |
|
15.11.2022 |
|
15.11.2022 |
|
14.11.2022 |
|
13.11.2022 |
Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)
|
12.11.2022 |
Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением
|
11.11.2022 |
Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике
|
10.11.2022 |
|
09.11.2022 |
|
08.11.2022 |
Как был не сброшен Пушкин с парохода современности
|
07.11.2022 |
|
06.11.2022 |
Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал
|
04.11.2022 |
|
03.11.2022 |
|
02.11.2022 |
Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"