TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.05.2018
19:13

Пелевин изменился.

    Вообще, когда-то со мной такое было. Я теперь и не вспомню, почему. Читать “Гойю” Фейхтвангера мне было трудно – я не понимал чего-то. Я даже только что попробовал . . .

25.05.2018
11:11

Попробую-ка я...

    Мне трудно. Хочется обосновать ещё раз. Чтоб вас, читатель, не отправлять туда, где это уже обосновано. Но. Это слишком далеко уведёт. Так что – хотите – верьте, . . .

23.05.2018
17:17

Душа стесняется лирическим волненьем, и...

    Я не знаю, чего я хочу. Я прочел слова Вейдле: "…вымысел как таковой все же никакой необходимостью не прикован к слову”. И вспомнился мне мой, отрока, рисунок. Я . . .

18.05.2018
18:05

Чиканутый.

    Я попал в несчастную клеточку. Наткнувшись на что-то, отличающееся от сериала – с его задачей как можно дольше и разнообразнее сюжет продлить – я чувствую себя . . .

18.05.2018
09:58

Почему читаешь - дух зазватывает, а смотришь кино...

    …если бы мы не считали искусством (хотя бы и плохим) любые фильмы и романы, всего лишь берущие в сотый раз у искусства напрокат давно им использованные . . .

16.05.2018
10:54

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

16.05.2018
10:46

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

11.05.2018
17:26

Эх, хорошо!

    Но только написал это название, как сразу усомнился, в том, что заставило написать: “Эх, хорошо!”. Ладно. Пойду на поводу этого скачка мысли. Был у меня товарищ (уже . . .

10.05.2018
21:19

Мы сами себе диверсанты.

    Читал-читал с упоением и вдруг захотелось начать об этой книге писать – “Город Брежнев” (2017) Шамиля Идиатуллина. Строго говоря, не писать пока захотелось, а . . .

10.05.2018
16:31

Жуткая метафизическая свобода и физические преграды на каждом шагу.

    Я несчастный человек. Я пристрастился к вниканию в глубины художественных произведений, считаю своим кредо применять для этого то, чего начитался и сам додумал . . .

03.05.2018
21:56

Гоголь и подсознание.

    Не находя, о чём бы, воодушевляющем, написать, я обратился к… Гоголю. Имя – огромное. С ним не потрачу время зря, думалось. А меня бередила неизвестность для меня, . . .

28.04.2018
10:36

Да здравствует Вейдле!

    Если кто из сомневающихся, может ли он чувствовать стихи, почитает Вейдле, тот убедится в своём ничтожестве. ""Ты говорила: в день свиданья под вечно–голубым . . .

25.04.2018
12:47

Диво дивное.

    Сначала – что случилось. Я сидел, читал теоретическую книгу Меерсон “Персонализм как поэтика. СПб., 2009”. Главу о “Метели” (1830) Пушкина. Мне захотелось посмотреть, . . .

23.04.2018
09:51

Не прогорел ли Гарин?

    Попробуем так. Я буду честен и попробую разбираться. Надежда, что если полезет фальшь, я её всё же замечу и как-нибудь из неё вылезу. Но начну, как часто делаю, с себя. . . .

19.04.2018
12:57

Пушкин и его подсознательный идеал в 1830 году.

    …в подсознание, то есть на тот уровень восприятия текста, который для настоящего исследования и есть наиболее — если не единственно — важный. Ольга Меерсон . . .

16.04.2018
12:57

Плюнули в душу.

    Я хочу писать о фильме Сегала “Кино про Алексеева” (2014), но начну издалека. Очень издалека. Восхитительная всё-таки штука – интернет (но я всё равно это слово . . .

12.04.2018
14:06

Выверт.

    Кто не захочет, не станет дальше читать… Я начинаю писать статью о стихотворении Пушкина “Отцы пустынники и жёны непорочны” (1836). Что я нового скажу, я не знаю. Я даже в сию секунду не помню, о чём это стихотворение (хоть помню, что читал его вообще-то). Я знаю только то, что, если я читаю толкового учёного о Пушкине, то сказать что-то новое о произведении – получится. – Так пока всегда получалось. Потом, если понадобится, я объясню, почему получалось прежде и почему я уверен, что получится сейчас.

     

    Отцы пустынники и жены непорочны,

    Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

    Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

    Сложили множество божественных молитв;

    Но ни одна из них меня не умиляет,

    Как та, которую священник повторяет

    Во дни печальные Великого поста;

    Всех чаще мне она приходит на уста

    И падшего крепит неведомою силой:

    Владыко дней моих! дух праздности унылой,

    Любоначалия, змеи сокрытой сей,

    И празднословия не дай душе моей.

    Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

    Да брат мой от меня не примет осужденья,

    И дух смирения, терпения, любви

    И целомудрия мне в сердце оживи.

    22 [переделано из 12] июля 1836.

    Причём новосказанное обязательно окажется – то ли по аналогии, то ли по противопоставлению – актуальным.

    "Коллектив собирает индивидов, а соборность — личности. Индивиды (отдельные люди, как объект видения) могут быть извне объединены или организованы в нечто коллективистское, и организация эта будет объектной (тогда люди станут объектом видения, например, Сталина в годы коллективизации), а личности (отдельные люди, каждый из которых видит по-своему, то есть является субъектом) могут — при их желании как субъектов, а не объектно, извне — захотеть объединиться в единстве соборности” (Меерсон. Персонализм как поэтика. СПб., 2009. С. 25-26).

    Мне пришлось (видя современную мне борьбу коллективистов, например, Высоцкого, с индивидуалистами, например, Галича) ввести для себя понятия “коллектив коллективистов” и “коллектив индивидуалистов”. И Высоцкий, и Галич залетали в своём идеале в некое благое для всех сверхбудущее: в анархию (без центральной власти) как часть коммунизма для Высоцкого, в царство эгоистично-личного как часть капитализма для Галича. А Пушкин, по моим понятиям, тоже в конце жизни залетел в нечто похожее, в некий символистский реализм. И предстоит данное стихотворение тоже туда пристроить. Если удастся.

    Великий пост в 2018 году 19 февраля – 7 апреля. А сегодня 5 апреля… Пушкин писал вторую половину своего стихотворения, хоть и как переложение Великопостной молитвы Ефрема Сирина, но через два с половиной месяца после предпасхального времени.

     

    Господи и Владыко живота моего,

    Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

    Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви

    даруй ми, рабу Твоему.

    Ей, Господи, Царю!

    Даруй ми зрети моя прегрешения,

    И не осуждати брата моего

    Яко благословен еси во веки веков.

    Аминь.

    Пал он, Пушкин, куда-то 12-22 июля 1836 года.

    Куча неприятностей… Май и июнь. А.И. Тургенев в гневе, что напечатали что-то в “Современнике”, что ему во вред. Б.А. Вревский злится, что не заплачено ему 2 тысячи, ибо неоткуда – “Современник” не имеет успеха. Брюллов пишет о натянутом семейном счастье Пушкина. Денег нет, берёт взаймы у Н.Н. Оболенского. Михайловское разоряется приказчиком-плутом. Выпады Булгарина на “Современник” и вообще, что у Пушкина упадок таланта. Купил карету, заплатил только половину. Начало письма кому-то: “Я еще более несчастлив, чем виновен…”. Тифлисские долги 2000 руб. и вообще жизнь в долг. И всё покупает и покупает книги. Пишет вернувшемуся из заграницы И.А. Яковлеву, чтоб тот потерпел до осени карточный долг 6000 руб. Скука говорильных вечеров. 17 июля – ““отзыв” Пушкина, т. е. официальное объяснение о причинах задержки в погашении ссуды в 20 тыс. руб., полученной им на печатание “Истории Пугачева””. 18 июля П.И. Юркевич пишет, что ““поэт умолк и сделался журналистом”. – Плохо.

    Молиться надо, чтоб стало хорошо?

    Теперь так. Атеистам надо знать, что упомянутая молитва "включается в домашнее молитвенное правило” (http://e-batyushka.ru/answers/16255) и произносится много раз в течение поста около 18.00. И конкретный верующий знает, что как бы с ним вместе произносят то же неисчислимое множество других верующих. По собственному желанию. Соборно.

    И вполне можно верить Меерсон:

    "Местоимение “я” и производные от него “мне” и “мое” — самые личные из возможных, казалось бы, никакой универсализации не поддающиеся. Но, сказанное каждым, оно становится, в этом же уникально-личном смысле, достоянием каждого сказавшего. Здесь величайший парадокс антиномии личности и соборности в молитве. Обычно “я” противопоставлено “мы”. В данном же случае чем сильнее говорящий настаивает на том, что речь он ведет о себе лично, тем более обща соборность настаивающих именно на этом” (Там же. С. 74).

    На чём зиждется соборность? – По моему, на каноничности текста. На том, что все заучили его и не переделывают каждый по-своему. Происходит чудо: произнося молитву за себя, переживается общность.

    И дальше я с Меерсон расхожусь. По-моему, если знать, что тобою текст переиначен, то и ощущения соборности не произойдёт. А Меерсон считает, что произойдёт. И потому смело демонстрирует, что Пушкин очерёдность просимого переделал под себя, не сильно верующего какого-нибудь, а поэта:

    "…целомудрие монаху важнее, чем поэту, поэтому для поэта это последнее прошение, а для монаха — первое… и особое внимание (по лично-политическим причинам) к любоначалию, с его лирическим определением как “змеи сокрытой”, и, главное, — “праздность унылая” — в отличие от монашеской молитвы об избавлении отдельно от праздности и отдельно от уныния: оба эти свойства для монаха грешны, тогда как для поэта неунылая праздность чревата творчеством… Праздность понимается им как поэтом как состояние творческое, а не бездейственное, в то время, как для монаха это состояние внутренней рассредоточенности, отсутствия и внутреннего делания, а не только внешнего впечатления. Для Пушкина празден тот, кто таковым кажется объектно, видится так другими, а потому он может быть внутренне и творчески напряжен. Для монаха же праздность — состояние внутреннее, субъектное, не то, что кажется, а то, что изнутри делает бесплодным. А потому в монашеском понимании это безусловно самостоятгльный грех. Для монаха праздность всегда унылая, и потому определение избыточно. Для поэта же она унылая и греховная только тогда, когда он сам воспринимает ее, субъектно, так же, как другие видят ее в нем объектно. Поэт как праздный человек для Пушкина — это определение только извне, и оно позволяет предположить внутреннюю, субъектную непраздность такого героя, объектно воспринятого как праздный. Унылый же — определение внутреннего, субъектного самоощущения, и потому унылая праздность для поэта — тот же грех, что просто праздность и просто уныние — для монаха” (Там же. С. 75-76).

    Меерсон превратила Пушкина в глубоко набожного человека. А на самом деле у того псевдовера, какая через несколько десятилетий появится у разочаровавшихся в революционерах символистов, не разочаровавшихся, тем не менее, в КАКОМ-ТО благом для всех сверхбудущем.

    Вот он, символистский реализм, к которому мне предстояло подвести Пушкина 1836-го года.

    В чём тут реализм?

    В объектности первой части стихотворения. Там лирическое “я” еще "лирическая призма героя, который, в начале по крайней мере, “умиляется” молитве вчуже, как наблюдатель за нравами священников и “днями печальными Великого поста”” (Там же. С. 75)

    5 апреля 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340437  2018-04-12 14:52:27
sweetheart
-

10.04.2018
20:04

Бабский.

    Я в неглубоком пессимизме. Потому что, хоть и хвастался, бывало, но в глубине души знал, что я слабоват в искусствоведении. Что я хорошо могу – это переосмыслить то, . . .

10.04.2018
15:12

Да, в коммунизм нам! Но всем и без крови!

    Я читаю книгу Малышева “Номах” (2017). К столетию революции, что ли, написанную? Кто меня читал ранее, знает, что, раз я применил настоящее время (читаю), значит, книга . . .

08.04.2018
12:12

Битва с Битовым.

    Ну что: старая беда? Опять нарвался на нечитабельную книгу “Уроки Армении” (1967-69) в книге Битова “Путешествие из России” (СПб., 2009). Опять есть подозрение, что это . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100