TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.03.2018
17:18

Оп-пу-петь!

    Вы как хотите, а мне было, фигурально говоря, больно читать, что Рафаэль поместил в “Афинской школе” своей Платона и Аристотеля в “точку” перспективного . . .

28.03.2018
22:34

Целенаправленный поиск.

    Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах.

    Поэтому я сдамся пока и сразу расколюсь, что меня, в частности, поставило в тупик. Это – такая фраза:

    "В этой обнаженной…

    Гоген. Обнажённая. 1880. Холст, масло.

    Гоген как нельзя более полно выразил то, что отличало его от импрессионистов. В самом деле, трудно найти что-либо общее между женщиной, сидящей на краю дивана и склонившей безрадостное лицо над тканью, которую она штопает, и обнаженными женщинами Ренуара, с их цветущей и сверкающей плотью!” (http://impressionnisme.narod.ru/GOGEN/epizode_gogen6.htm).

    Сперва отвлечёмся: в самом ли деле – безрадостное?

    Ну да. И губы опущены. И аж синяя она. И фон серый. И всё – бледно. И штопает что-то, а не получает удовольствие от собственной наготы.

    Если я прав (а всегда раньше получалось, что прав), что импрессионисты воспевали абы какую жизнь, то тут, да, жизнь абы какая. Но она, похоже не воспевается.

    Но абы ли какая жизнь – у Ренуара, у которого она явно воспевается даже и без обнажения женщин?

    Ренуар. Ланч на лодочной станции. 1881.

    В тупик я попал из-за того, что показанная жизнь у Ренуара не абы какая, а весёлая и беззаботная.

    Нет, я могу, конечно, поупрямиться. Не ахти какая одухотворённая жизнь. По сравнению с недавним социально-критическим уклоном это всё же сниженное существование. Но… У других импрессионистов несчастность изображаемого более акцентируется. Не смотря, мол, на воспевание. У Мане, например, “Бар Фоли-Бержер”, 1882.

    Ладно.

    По крайней мере, вполне представимо было бы, чтоб материально настрадавшемуся Гогену такая лёгкость в мыслях необыкновенная была не по сердцу. Но. Это страдание на него свалится только через несколько лет. А пока ему может ли больше не нравиться суета по поводу преуспевания в качестве брокера? Можно ли узреть, что у него от этого порыв в символизм был, в мечтаемое счастье, что сбудется когда-нибудь в сверхбудущем?

    В несчастности и бедности “Обнажённой” можно такое узреть? За бледность… Вообще где-нибудь ещё – можно?

    Ни в одной картине 1970-х годов (http://xn----ftbai0aqbde6k.xn--p1ai/1870.html) этого не видно. Даже в самой странной (с жёлтым снегом).

    Гоген. Сена у Понт-д-Иена. 1875.

    Хоть тут есть по-импрессионистски несмешиваемый чистый цвет, не по-импрессионистски положенный широкими мазками.

    А в 1880-х до переломного 1885-го?

    Вот.

    Гоген. Глиняный кувшин и железная кружка. 1880.

    Не из-за беднейшей занавески, общей с “Обнажённой”, а из-за широких мазков и несмешивания цвета. – Это ведь начало последовавшей, на экзотических островах, особенной странности Гогена.

    И – с натяжкой – такое вот.

    Гоген. Горный пейзаж. 1882.

    В смысле – Тут – нехороший хаос. Значит Там – хорошая благодать.

    Ну и со сверхнатяжкой – такое.

    Гоген. Голые деревья. 1885.

    И только тут

    Гоген. Заброшенная улочка. 1884.

    из-за обобщённости, наконец, чувствуется какая-то завороженность в пейзаже. Которую (из-за подчёркнутого перспективного удаления вдоль улицы) можно подвести под благое сверхбудущее – типовой идеал символизма.

    А тут

    Гоген. Курятник. 1884.

    такой же эффект улёта Куда-то достигается не столько обобщённостью, сколько странностью света. Или светящейся тени…

    И тут

    Гоген. Лесистая тропа. 1884.

    странность освещения (вместе с перспективным удалением) дают то же ощущение ухода Куда-то… В зарю на небе…

    Надо, правда, признать, что ощущения миража Гоген достигал иногда какой-то дробной, что ли, обобщенностью, а не широкими мазками.

     

    Гоген. Мельница Королевы. 1881. Гоген. Молодая женщина, лежа на траве. 1884.

    И, наконец, апогей улёта.

    Гоген. У ручья, осень. 1885.

    Теперь я могу раскрыть, что я целенаправленно искал и почему.

    Когда-то (см. тут) у меня получилось, что, уплыв на острова, Гоген – от скуки суеты – впал в некий пробуддизм. Это индивидуалистского рода идеал. Прочитав, что Гоген впитывал и иных заражал символизмом, я был озадачен. Потому что символизм – идеал коллективистского рода. Как такой разнобой мог быть с одним человеком, я, в общем, догадывался. Это, как математике… В цилиндрическом мире прямая, продолженная бесконечно налево и направо, сходится в этой бесконечности сама с собой. И пробуддизм, и символизм – экстремистские мироотношения. Как бесконечно продолжающаяся в + ∞ и в - ∞ прямая. И там, в бесконечности, они сходятся.

    Вот так и символист Гоген превратился в пробуддиста Гогена. – Сработал голод.

    "В Париже стоит холодная зима 1885-86 года, жена с детьми уехала к родителям, в Копенгаген, Гоген голодает. Чтобы хоть как-то прокормиться, работает за гроши расклейщиком афиш. “Что действительно делает нужду ужасной — она мешает работать, и разум заходит в тупик, – вспоминал он позже. – Это прежде всего относится к жизни в Париже и прочих больших городах, где борьба за кусок хлеба отнимает три четверти вашего времени и половину энергии”.

    Именно тогда у Гогена возникла идея уехать куда-нибудь в теплые страны… он полагал, что там почти не надо будет зарабатывать на хлеб” (http://www.peremeny.ru/blog/11656).

    Там можно впасть в отчуждение вообще ото всего. А оно похоже на бесчувствие…

    22 марта 2018 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340389  2018-03-28 22:38:04
Константин Бучельников
-

26.03.2018
10:21

Позволить себе, что ли?..

    Вообще-то я себе не позволяю вникать в стихотворения графомана. Потому что, во-первых, о графомании нет теории (я не встречал), а во-вторых, я не знаю теории развития . . .

23.03.2018
18:19

Серюзье.

    Диву даюсь на самого себя… Неужели можно переживать что-то положительное при рассматривании такой вот мазни? Серюзье. Талисман. 1888. А не исключено, что я себя . . .

20.03.2018
17:45

Полное отчаяние.

    Меня это напрягает. Когда режиссёр нагло обращается со мной, зрителем. И не показывает мне никаким образом, что осуществляет (по-учёному) "переход от одной . . .

18.03.2018
15:17

Ох, грешен я, грешен!

    Давал волю своим размышлизмам. Однажды написал такое: “Можно сказать: душа клетки. Ибо для неё мыслима цель сохраниться, несмотря на ежесекундную нестабильность . . .

16.03.2018
16:33

Пофигизм ли у Ерофеева.

    Почему-то я, не читав сам ни произведения “Москва – Петушки” (1970) Ерофеева, ни чего-нибудь о нём, ждал, что это окажется произведением постмодернизма, который я . . .

13.03.2018
15:11

А вдруг...

    Горький хотел творить новую мифологию, и недаром появляется у Павла на стене изображение Христа воскресшего, идущего с учениками. Герой романа — этакий . . .

12.03.2018
14:03

Хорошо, когда ничего не понятно.

    Есть патриотизм, который… вообще нельзя такое слово произносить. Только можно про себя чуть-чуть подумать. Борис Хлебников Хлебников православие в качестве . . .

07.03.2018
16:43

Закусив удила.

    Я получил сильное своей уверенностью в себе возражение своему выводу, что Высоцкий был в претензии больше к нам, проявляющим слабость и отдающим социализм на . . .

05.03.2018
09:12

Вектор.

    Мысль имеет обыкновение появляться в разных головах. Мне когда-то пришло в голову проиллюстрировать художественность по Выготскому в виде геометрической суммы . . .

04.03.2018
19:36

Украина - не Россия.

    Я родился на Украине, моим родным языком до десяти лет был суржик. И, может, там в меня влилось что-то, специфически украинское, что в международном понятии . . .

03.03.2018
13:05

Стесняюсь восторга...

    Ну в самом деле… Передо мною злой-презлой человек: "Цитата дня: "Поддержавшие Путина рассчитывают на его участие в президентской кампании". Собравшиеся на . . .

02.03.2018
16:35

Урок Кафки.

    Кто меня уже читал, знает: я – эстетический экстремист. Экстремизм мой состоит в том, что я акцентирую то, о чём Выготский, - в своей “Психологии искусства”, . . .

28.02.2018
16:42

Слаб-с.

    Это я о себе… Люблю жаловаться… Я стал как бы наркозависимый… Не употреблял, правда, никогда. Но – как-то так: умопостигаемо это. - А можно, чтоб всем известное . . .

24.02.2018
14:09

Как из скуки сделать что-то.

    Есть такой эффект: само произведение искусства (если его так называют) не производит никакого впечатления, но когда о нём пишет и цитирует его критик, оно выглядит . . .

22.02.2018
12:08

Одна, но пламенная страсть.

    Читатель мой! Я вполне понимаю пожимание плечами зрителя (может, и мысленное) перед картиной, ничего ему не говорящей. Хоть имя художника – гремит. Таково . . .

20.02.2018
11:19

Ещё проив Явлинского.

    Я понимаю искусство- и литературоведов, которые не признают художественность по Выготскому. Я, правда, тут же теряюсь, не приписываю ли я Выготскому то, что он не . . .

16.02.2018
13:41

Против Явлинского.

    Послушал программу Явлинского и испугался. Люди могут опять, как и в 1991-м купиться на материальное. Впрочем, начну с менталитета. Я поверил и поразился утверждению, . . .

13.02.2018
10:00

Можно пожаловаться?

    Я надеюсь, что моя жалоба найдёт живейший отклик. – Почему? – Потому что вам ведь, читатель, многое в искусстве – за семью печатями. Мне тоже. Но мне кажется, что мне . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100