TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.03.2018
17:18

Оп-пу-петь!

    Вы как хотите, а мне было, фигурально говоря, больно читать, что Рафаэль поместил в “Афинской школе” своей Платона и Аристотеля в “точку” перспективного . . .

28.03.2018
22:34

Целенаправленный поиск.

    Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах . . .

26.03.2018
10:21

Позволить себе, что ли?..

    Вообще-то я себе не позволяю вникать в стихотворения графомана. Потому что, во-первых, о графомании нет теории (я не встречал), а во-вторых, я не знаю теории развития . . .

23.03.2018
18:19

Серюзье.

    Диву даюсь на самого себя… Неужели можно переживать что-то положительное при рассматривании такой вот мазни? Серюзье. Талисман. 1888. А не исключено, что я себя . . .

20.03.2018
17:45

Полное отчаяние.

    Меня это напрягает. Когда режиссёр нагло обращается со мной, зрителем. И не показывает мне никаким образом, что осуществляет (по-учёному) "переход от одной . . .

18.03.2018
15:17

Ох, грешен я, грешен!

    Давал волю своим размышлизмам. Однажды написал такое: “Можно сказать: душа клетки. Ибо для неё мыслима цель сохраниться, несмотря на ежесекундную нестабильность . . .

16.03.2018
16:33

Пофигизм ли у Ерофеева.

    Почему-то я, не читав сам ни произведения “Москва – Петушки” (1970) Ерофеева, ни чего-нибудь о нём, ждал, что это окажется произведением постмодернизма, который я . . .

13.03.2018
15:11

А вдруг...

     

    Горький хотел творить новую мифологию, и недаром появляется у Павла на стене изображение Христа воскресшего, идущего с учениками. Герой романа — этакий пролетарский псевдохристос, который идет, ну, если не на гибель, то на борьбу, а его мать становится как бы Богородицей всех друзей Павла, их общей матерью. Она идет вместе с ним. В начале нашего столетия, действительно, создавалась такая религиозно-политическая мифология…

    Отец Александр Мень

    Это обязательно, чтоб реализм, понимаемый как открытие в социуме того, что никто, кроме автора, ещё в жизни не видит, был целиком явлением сознания? Чтоб никакой образ этой новизны в жизни не был неожиданностью в “тексте” произведения для самого автора? Например, для Ивана Шишкина даль и выси леса, видные из его чащи в “Утре в сосновом бору”, как образ расцвета могучего народа, этот образ художнику явился? Он шёл по лесу и наткнулся вдруг на глубокую низину, так что “отсюда”, из чащи, вдруг стали видны вдали макушки сосен, растущих ниже? И ЧТО-ТО ему “сказало”: ОНО! Хоть он по статистическим отчётам не рылся, о крутом росте населения страны не знал и даже по сёлам не ходил (чтоб чуять, что народ подымается), а всё больше – по лесам…

    Горький по стране ходил-таки. Такое понятие, как переход центра революционного движения из Западной Европы в Россию мог-таки ощущать. А поражение революции 1905 года мог-таки переживать, не как конец, а как предвестие… Когда большинство интеллигенции думало, что – конец…

    Так то, о чём сказал Мень, не неожиданность ли? Не след ли подсознательного идеала – исторически близкого благого будущего, социализма?

    Что в тексте Горького?

    "Ей казалось, что с течением времени сын говорит все меньше, и, в то же время, она замечала, что порою он употребляет какие-то новые слова, непонятные ей, а привычные для нее грубые и резкие выражения -- выпадают из его речи. В поведении его явилось много мелочей, обращавших на себя ее внимание: он бросил щегольство, стал больше заботиться о чистоте тела и платья, двигался свободнее, ловчей и, становясь наружно проще, мягче, возбуждал у матери тревожное внимание. И в отношении к матери было что-то новое: он иногда подметал пол в комнате, сам убирал по праздникам свою постель, вообще старался облегчить ее труд. Никто в слободе не делал этого.

    Однажды он принес и повесил на стенку картину -- трое людей, разговаривая, шли куда-то легко и бодро.

    -- Это воскресший Христос идет в Эммаус! -- объяснил Павел.

    Матери понравилась картина, но она подумала: "Христа почитаешь, а в церковь не ходишь..."

    Все больше становилось книг на полке, красиво сделанной Павлу товарищем-столяром. Комната приняла приятный вид”.

    А как в Евангелии?

    "13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;

    14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.

    15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

    16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его

    17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?” (Лука, 24).

    Горький исказил Евангелие. Лёгкость и бодрость на изображении не соответствует настроению горя в Писании.

    Это за неожиданность можно счесть?

    Или это иллюстрация знаемого, той бодрости, какую не утратили при поражении революции большевики?

    Горький мог знать, что IV (Объединительный) съезд РСДРП (апрель 1906 года, Стокгольм) дал победу меньшевикам. И он мог знать, что большевики не успокоились.

    Так то – верхушка рабочего движения.

    А народ?

    "II Государственная дума [февраль — июнь 1907 г.] оказалась еще более левой, чем первая… Трудовики, эсеры и социал-демократы образовали левый блок, имевший 222 места (43%)” (http://histerl.ru/lectures/20_vek/revoliycia_1905-7_godi.htm).

    Внутриполитическая стабилизация могла иметь черты временности, и Горький мог это чуять.

    "После декабрьских событий [восстание в Москве 1905 г.] Горький вынужден уехать в Финляндию… В Финляндии Горький продолжает революционную работу, снова встречается с Лениным… Но и тут Горькому грозит арест. "Желания сидеть в тюрьме у меня нет, а потому я отправляюсь за рубеж", - шутливо писал он из Финляндии и в феврале 1906 года вместе с М.Ф.Андреевой уехал в Америку - собирать деньги для большевистской партии. Горький отвечает решительным отказом на предложение эсеров собирать деньги не для большевиков, а "вообще для революции".

    На всем пути до Або (Турку) - там сели на пароход, шедший в Стокгольм, - писателя сопровождали финские красногвардейцы” (http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/about/nefedova-gorkij/nefedova-gorkij-4.htm).

    Нет никакого шанса, чтоб его подсознание, а не сознание, чуяло историческое будущее. Чтоб бодрость на картинке с Христом была для него самого особой неожиданностью.

    Никакого вдруг…

    Мастерство, да, работало во всю. Почему "в произведении, посвященном жизни рабочего класса, совершенно не изображен его труд… Мы даже не знаем, на каком предприятии работают герои романа металлургическом? текстильном? [почему] в произведении, изображающем классовую борьбу пролетариата против буржуазии, нет ни одного образа капиталиста… почему в центре произведения оказалась “рабочая вдова” Пелагея Ниловна Власова, а не ее сын - “железный человек” Павел или кто-либо другой из рабочих вожаков?” (http://any-book.org/download/18964.html#_Toc220398793).

    Всё это потому, что автор идёт по пути наибольшего сопротивления. Надо было показать, как "высвобождаться из-под давящей тройной тяжести [когда персонаж] не только человек угнетенной массы, но еще - женщина и притом - мать” (Там же).

    Если уж вырывается из угнетения такая особь, то это много говорит о будущем всего народа.

    Так поступает артист, мастер. Но не то, что называется настоящим художником, который как бы с Богом общается, творит в трансе.

    Но даже и такое, нехудожественное, будучи заразительным для своего момента, творит чудеса.

    "Мировая художественная литература мало знала за всю свою историю произведений, которые имели бы такое огромное количество читателей и так непосредственно влияли бы на миллионы человеческих судеб… [Но] Даже в среде единомышленников Горького, ценивших идейное содержание повести, возникали сомнения в ее художественных достоинствах” (Там же).

    "-- Не зальют кровью разума!

    Ее толкали в шею, спину, били по плечам, по голове, все закружилось, завертелось темным вихрем в криках, вое, свисте, что-то густое, оглушающее лезло в уши, набивалось в горло, душило, пол проваливался под ее ногами, колебался, ноги гнулись, тело вздрагивало в ожогах боли, отяжелело и качалось, бессильное. Но глаза ее не угасали и видели много других глаз -- они горели знакомым ей смелым, острым огнем, -- родным ее сердцу огнем.

    Ее толкали в двери.

    Она вырвала руку, схватилась за косяк.

    -- Морями крови не угасят правды...

    Ударили по руке.

    -- Только злобы накопите, безумные! На вас она падет!

    Жандарм схватил ее за горло и стал душить. Она хрипела.

    -- Несчастные...

    Кто-то ответил ей громким рыданием”.

    Таков конец романа. Субъектно организованный. Всё, за исключением предпредпоследней строки, дано с точки зрения уже невидящего врагов персонажа: "толкали”, “били”, “лезло”, “набивалось, “душило”, “толкали”, “Ударили”.

    "...безличные предложения, или предложения, где формально-грамматическим субъектом оказывается вещь или явление ["пол проваливался под ее ногами”], а не наблюдающая разорение личность, ставят читателя на точку зрения этой наблюдающей личности… куда более радикально, чем если бы грамматические “права” этого субъекта на субъектность и в предложении были соблюдены. Его точка зрения — от того, что он только пассивный наблюдатель, как это ни парадоксально, — становится самоочевидно наиважнейшей и правомочнейшей” (Меерсон. Персонализм как поэтика. СПб., 2009. С. 356).

    Это – проникновенное заражение знаемым для автора. Это искусство, понимаемое в широком смысле этого слова – как умение. Но это не испытание СОКРОВЕННОГО, не общение подсознания автора с подсознаниями восприемников.

    Всё просто, если признать идеологические произведения произведениями прикладного искусства. Роман “Мать” призван был усиливать революционное настроение эксплуатируемых, коль скоро оно у них имелось. И, как таковое, справлялся со своим назначением прекрасно (мифология, по Меню, вполне себе работала). Но без наличия революционного настроения, оно становится бессильным. Что мы и видим теперь, в эпоху Потребления. Что было и в СССР, погружавшемся в названную эпоху. – Тем не менее, догматическая советская школа навязывала это произведение. И даже в перестройку моему сыну выпускное сочинение пришлось писать по “Матери”.

    21 февраля 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340311  2018-03-13 16:09:33
Константин Бучельников
-

12.03.2018
14:03

Хорошо, когда ничего не понятно.

    Есть патриотизм, который… вообще нельзя такое слово произносить. Только можно про себя чуть-чуть подумать. Борис Хлебников Хлебников православие в качестве . . .

07.03.2018
16:43

Закусив удила.

    Я получил сильное своей уверенностью в себе возражение своему выводу, что Высоцкий был в претензии больше к нам, проявляющим слабость и отдающим социализм на . . .

05.03.2018
09:12

Вектор.

    Мысль имеет обыкновение появляться в разных головах. Мне когда-то пришло в голову проиллюстрировать художественность по Выготскому в виде геометрической суммы . . .

04.03.2018
19:36

Украина - не Россия.

    Я родился на Украине, моим родным языком до десяти лет был суржик. И, может, там в меня влилось что-то, специфически украинское, что в международном понятии . . .

03.03.2018
13:05

Стесняюсь восторга...

    Ну в самом деле… Передо мною злой-презлой человек: "Цитата дня: "Поддержавшие Путина рассчитывают на его участие в президентской кампании". Собравшиеся на . . .

02.03.2018
16:35

Урок Кафки.

    Кто меня уже читал, знает: я – эстетический экстремист. Экстремизм мой состоит в том, что я акцентирую то, о чём Выготский, - в своей “Психологии искусства”, . . .

28.02.2018
16:42

Слаб-с.

    Это я о себе… Люблю жаловаться… Я стал как бы наркозависимый… Не употреблял, правда, никогда. Но – как-то так: умопостигаемо это. - А можно, чтоб всем известное . . .

24.02.2018
14:09

Как из скуки сделать что-то.

    Есть такой эффект: само произведение искусства (если его так называют) не производит никакого впечатления, но когда о нём пишет и цитирует его критик, оно выглядит . . .

22.02.2018
12:08

Одна, но пламенная страсть.

    Читатель мой! Я вполне понимаю пожимание плечами зрителя (может, и мысленное) перед картиной, ничего ему не говорящей. Хоть имя художника – гремит. Таково . . .

20.02.2018
11:19

Ещё проив Явлинского.

    Я понимаю искусство- и литературоведов, которые не признают художественность по Выготскому. Я, правда, тут же теряюсь, не приписываю ли я Выготскому то, что он не . . .

16.02.2018
13:41

Против Явлинского.

    Послушал программу Явлинского и испугался. Люди могут опять, как и в 1991-м купиться на материальное. Впрочем, начну с менталитета. Я поверил и поразился утверждению, . . .

13.02.2018
10:00

Можно пожаловаться?

    Я надеюсь, что моя жалоба найдёт живейший отклик. – Почему? – Потому что вам ведь, читатель, многое в искусстве – за семью печатями. Мне тоже. Но мне кажется, что мне . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100