TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.03.2018
17:18

Оп-пу-петь!

    Вы как хотите, а мне было, фигурально говоря, больно читать, что Рафаэль поместил в “Афинской школе” своей Платона и Аристотеля в “точку” перспективного . . .

28.03.2018
22:34

Целенаправленный поиск.

    Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах . . .

26.03.2018
10:21

Позволить себе, что ли?..

    Вообще-то я себе не позволяю вникать в стихотворения графомана. Потому что, во-первых, о графомании нет теории (я не встречал), а во-вторых, я не знаю теории развития . . .

23.03.2018
18:19

Серюзье.

    Диву даюсь на самого себя… Неужели можно переживать что-то положительное при рассматривании такой вот мазни? Серюзье. Талисман. 1888. А не исключено, что я себя . . .

20.03.2018
17:45

Полное отчаяние.

    Меня это напрягает. Когда режиссёр нагло обращается со мной, зрителем. И не показывает мне никаким образом, что осуществляет (по-учёному) "переход от одной . . .

18.03.2018
15:17

Ох, грешен я, грешен!

    Давал волю своим размышлизмам. Однажды написал такое: “Можно сказать: душа клетки. Ибо для неё мыслима цель сохраниться, несмотря на ежесекундную нестабильность . . .

16.03.2018
16:33

Пофигизм ли у Ерофеева.

    Почему-то я, не читав сам ни произведения “Москва – Петушки” (1970) Ерофеева, ни чего-нибудь о нём, ждал, что это окажется произведением постмодернизма, который я . . .

13.03.2018
15:11

А вдруг...

    Горький хотел творить новую мифологию, и недаром появляется у Павла на стене изображение Христа воскресшего, идущего с учениками. Герой романа — этакий . . .

12.03.2018
14:03

Хорошо, когда ничего не понятно.

    Есть патриотизм, который… вообще нельзя такое слово произносить. Только можно про себя чуть-чуть подумать. Борис Хлебников Хлебников православие в качестве . . .

07.03.2018
16:43

Закусив удила.

    Я получил сильное своей уверенностью в себе возражение своему выводу, что Высоцкий был в претензии больше к нам, проявляющим слабость и отдающим социализм на . . .

05.03.2018
09:12

Вектор.

    Мысль имеет обыкновение появляться в разных головах. Мне когда-то пришло в голову проиллюстрировать художественность по Выготскому в виде геометрической суммы . . .

04.03.2018
19:36

Украина - не Россия.

    Я родился на Украине, моим родным языком до десяти лет был суржик. И, может, там в меня влилось что-то, специфически украинское, что в международном понятии . . .

03.03.2018
13:05

Стесняюсь восторга...

    Ну в самом деле… Передо мною злой-презлой человек: "Цитата дня: "Поддержавшие Путина рассчитывают на его участие в президентской кампании". Собравшиеся на . . .

02.03.2018
16:35

Урок Кафки.

    Кто меня уже читал, знает: я – эстетический экстремист. Экстремизм мой состоит в том, что я акцентирую то, о чём Выготский, - в своей “Психологии искусства”, . . .

28.02.2018
16:42

Слаб-с.

    Это я о себе… Люблю жаловаться… Я стал как бы наркозависимый… Не употреблял, правда, никогда. Но – как-то так: умопостигаемо это. - А можно, чтоб всем известное . . .

24.02.2018
14:09

Как из скуки сделать что-то.

    Есть такой эффект: само произведение искусства (если его так называют) не производит никакого впечатления, но когда о нём пишет и цитирует его критик, оно выглядит . . .

22.02.2018
12:08

Одна, но пламенная страсть.

    Читатель мой! Я вполне понимаю пожимание плечами зрителя (может, и мысленное) перед картиной, ничего ему не говорящей. Хоть имя художника – гремит.

    Таково искусство. Оно – условность. И нужна какая-то работа души, чтоб в условность погрузиться, принять тамошние правила и ценности… И тогда только ценить.

    И никто этому в школе не учит. Или учат плохо. Или даже извращённо.

    А тут вылезаю я. Со своим набором усвоенных для себя догм. И начинаю что-то вякать… Имеющее целью понудить вас приобщиться к этим догмам…

    И, тем не менее, во мне горит – чуть не буквально – уверенность, что я прав, делая всё это сомнительное действо…

     

    Одна из догм – моя собственная (а кто я такой? У меня нет специального диплома и официального признания). Она состоит в том, что я считаю, что дожил до адекватного формулирования идейного смысла целого идеостиля – импрессионизма. (Само слово идеостиль не всеми принято.)

    Не смогу процитировать, но, по-моему, у искусствоведов общепринято, что идея стиля Высокого Возрождения, если одним словом, такая: Гармония. Если четырьмя словами: гармония высокого и низкого. (И это редкий случай, что бытует такой консенсус. Ни про какой другой идеостиль такого единства мнений нет.)

    Ну а я мечтаю, что когда-нибудь учёный мир примет для импрессионизма мой вариант: хвала абы какой жизни.

    Вот. Ни много, ни мало.

    Я не сразу до этой формулы дошёл. Зато всегда я старался не врать о своих ощущениях от произведения. И мне теперь приятно процитировать себя тех времён (1995 г.), когда у меня этой формулы ещё не было:

    "…настоящую выставку тоже открывал Домье – "Прачкой".

    Художники, люди чуткие, отражали упомянутый кризис неприятием действительности, а неприятие выражалось, в свою очередь, всяческими дисгармониями: в красках, в линиях, в теме и т.д.

    Зрители же, пришедшие в Эрмитаж, чувствовали себя довольно комфортно. День был дождливый, а они сумели его использовать с толком - для такого благородного дела, как приобщение к искусству, да к таким произведениям, каких человечество не видело последние полсотни лет, а россияне (и эсэнгэшцы), большинство, может, и не увидят больше (если картины – это военные трофеи – будут возвращены). Люди, пришедшие в Эрмитаж, были достаточно благополучны, чтоб оплатить билет, чтоб в воскресенье не промышлять на хлеб. А может, и не очень благополучны, но хотелось отвлечься. Во всяком случае, люди готовы были переживать удовольствие от красоты.

    А красоты не было.

    Это утверждение прорывалось иногда и в экспликации.

    Эдгар Дега. Танцовщица. 1874 г. "Усталость балерины (она, например, зевает, закинув руки за голову)... или - естественное желание женщины поправить что-то в наряде или прическе..."

    Эдгар Дега. Площадь Согласия. (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия). 1875 г. "Девочки обрели самостоятельность [по сравнению с более ранним изображением Лепика с детьми, известным автору экспликации]. Вся сцена производит впечатление, будто ни им до отца, ни отцу до них нет никакого дела". И здесь девочки нарисованы уродками, а не хорошенькими куколками,- по утверждению автора экспликации,- какими они были нарисованы в более раннем, цюрихском портрете в 1871 году.

    Но как музейщикам ублажить пришедших в Эрмитаж людей? Надо воспользоваться тем, что они готовы к самообману и заумными выражениями сказать, что король не голый, а одет в такое изысканное платье, которое способны оценить и даже вообще увидеть лишь приобщенные к тайнам искусства. И надо дать понять, что зрителя музейщики считают уже частично приобщенными.

    Дега. Сидящая танцовщица. 1879 г. "...с плоским лицом, нескладной фигурой и короткой шеей трудно признать красивой. Однако пастель, как неповторимая комбинация цветовых пятен, прекрасна".

    А ничего прекрасного в том грязно-розовом пятне нет...".

    Я это вспомнил и извлёк сюда из-за того, что читаю новейшую статью о Дега по поводу недавно прошедшего столетия со дня смерти этого художника.

    И всё-то в статье – мимо истины (ибо истиной-то я считаю свою вышеупомянутую догму, что выражает идеостиль импрессионизма). Даже самое начало, в котором назван стиль, ложно: "…Эдгара Дега, чьё творчество олицетворяло Модерн, приход нового периода в искусстве” (http://www.peremeny.ru/blog/21761). Потому ложно, что не модерн, а импрессионизм, и что с появлением в искусстве Дега импрессионизм уже новым не был.

    Но правда пролезает всюду. Как трава сквозь асфальт растёт. И в процитированную статью она тоже проникла. Цитирую только то, что льёт воду на мою мельницу. В том числе и репродукции скопирую.

    Дега. Гладильщицы. 1884-1886. Холст, масло.

    Выше вы читали про зевающую усталую балерину. – Вот вам совпадение – зевающая гладильщица. Да ещё с бутылкой вина в руке. – Не ахти какая прелесть. – Так и я о том: абы какая жизнь воспевается. Мерзопакостные стены и свинячье лицо – в ту же степь…

    Но в статье об этом – молчок. А вот – прорывы к правде:

    "Он [Дега] заставлял её [натурщицу] принимать неудобные, болезненные позы” (Там же).

    Дега. Танцовщицы.

    Это что: больше абы какой жизни или больше красоты?

    "Она [натурщица] могла бы быть терпимее (к его другим недостаткам), если бы Дега честно копировал её внешность, изящную и прелестную, как ей говорили. Но ведь он придал статуэтке то же вульгарное выражение, шокировавшее её в рисунках, которые он повторял вновь и вновь!..” (Там же).

    Дега. Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица.

    "…картины Дега считались намного более оскорбительными как для женщин, для искусства в целом… Отличным примером могут служить яростные нападки прессы на появление “Маленькой танцовщицы”… Сыпались даже обвинения в мизогинии [ненависть к женщинам]… "Замочный вуаёр, перверсивный подавитель женской индивидуальности”" (Там же).

    Дега. Семья Беллелли. 1858-1859.

    "…дав глазам всех четырёх персонажей различные направления, Дега усилил линии напряжения, указывающие на отсутствие гармонии в семье, на внутреннее несогласие” (Там же).

    “Дега, напротив, рисовал женщин неидеальных, усталых, скучающих, которых так и тянет почесаться, завязать шнурок на туфле” (Там же).

     

    Ну хорошо, скажете. Можно понять ваше удовольствие, что кто-то говорит то же, что и вы. Но где безусловное НРАВИТСЯ? Почему надо думать, что имеешь дело с ценностью, глядя на этих уродок и на всяческое неудобье? И ведь биография его тоже не очень помогает. Да, отец его оставил ему большие долги. Но он расплатился и вскоре выкарабкался. Он не имел проблем с продажей своих картин. Ну Франция войну проиграла… Но она ж и оправилась быстро. Ну к нему слепота кралась. Ему аж пришлось на скульптуру переключаться. Но и этот процесс был медленным и всё же как бы исключительным. Так или иначе, надо счесть, что жизнь он оценивал всё-таки не положительно. "Дега становился все более и более страдающей фигурой. Болезни сделали его сварливым, в душе художника росла антипатия к современной, уже непонятной для него жизни” (http://art.mirtesen.ru/blog/43804516714/Edgar-Dega.). – Это, в общем, соответствовало оценке жизни какого-то слоя людей, в жизни не преуспевших. Но успокаивающих себя тем, что могло быть и хуже. И делающих, как говорится, хорошую мину при плохой игре.

    Чтоб свести к моей идее-фикс о подсознательном идеале, обеспечивающем художественность, надо предположить, что страдания у Дега были в сознании, а противостояние им – в подсознании. Это очень хорошо через два поколения продемонстрировал Чаплин в своём “преуспевающем” бродяжке. Такая манера “keep smiling” вообще характерна для тех, кто принимает капитализм со всеми его издержками. Всё хорошо, прекрасная маркиза…

    Есть такая абстракция как пульс окружающей жизни. Он усилился при переходе от капитализма к империализму. И его можно было изображать как ЧТО-ТО, словами невыразимое. Оно – в бурности фактуры всего полотна в “Гладильщицах”. Там очень нехорошая обстановка. Но! Потогонная система – это плохо. С одной стороны. А с другой, если отвлечься от людских страданий… Быстрый темп жизни имеет же что-то позитивное? – Имеет. Вот оно и выражено. Вполне можно допустить, что выражено подсознательно. Просто вышло из противности заглаженного стиля академической живописи, с которой связывалось прошлое. Отсюда – бурность мазков в “Гладильщицах”, размытость в “Танцовщицах”, мятая курточка – в скульптуре. – Это всё – неожиданные позитивные образы позитивно быстрой жизни, которая ужасна этой же быстротой.

    "Велосипед он называл “смешным”, а телефон — “глупым” изобретением” (http://art.mirtesen.ru/blog/43804516714/Edgar-Dega.).

    Это его мнение явно говорит, что Дега таки не осознавал, что выражал позитив… плохого. Мы, некоторые, это невыразимое чуем. И считаем Дега большим художником. Как ни некрасиво то, что видим глазами на поверхности его произведений.

    7 февраля 2018 г.

     

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340247  2018-02-22 13:06:38
Константин Бучельников
-

340249  2018-02-22 19:39:40
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- На "...Дега таки не осознавал, что выражал позитив… плохого. Мы, некоторые, это невыразимое чуем..." //

- Читатель, Вы как для себя расшифровываете - "Дега таки не осознавал, что выражал позитив… плохого"?

Абракадабра. Оказывается, У "ПЛОХОГО" есть "ПОЗИТИВ" ! И художник его (позитив) - выражает. Абракадабра.

340250  2018-02-22 23:31:30
Воложин
- На 340249

А ещё, читатель отклика Лисинкера, лучше прочтите «Психологию искусства» Выготского.

20.02.2018
11:19

Ещё проив Явлинского.

    Я понимаю искусство- и литературоведов, которые не признают художественность по Выготскому. Я, правда, тут же теряюсь, не приписываю ли я Выготскому то, что он не . . .

16.02.2018
13:41

Против Явлинского.

    Послушал программу Явлинского и испугался. Люди могут опять, как и в 1991-м купиться на материальное. Впрочем, начну с менталитета. Я поверил и поразился утверждению, . . .

13.02.2018
10:00

Можно пожаловаться?

    Я надеюсь, что моя жалоба найдёт живейший отклик. – Почему? – Потому что вам ведь, читатель, многое в искусстве – за семью печатями. Мне тоже. Но мне кажется, что мне . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100