TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.03.2018
16:43

Закусив удила.

    Я получил сильное своей уверенностью в себе возражение своему выводу, что Высоцкий был в претензии больше к нам, проявляющим слабость и отдающим социализм на . . .

05.03.2018
09:12

Вектор.

    Мысль имеет обыкновение появляться в разных головах. Мне когда-то пришло в голову проиллюстрировать художественность по Выготскому в виде геометрической суммы . . .

04.03.2018
19:36

Украина - не Россия.

    Я родился на Украине, моим родным языком до десяти лет был суржик. И, может, там в меня влилось что-то, специфически украинское, что в международном понятии . . .

03.03.2018
13:05

Стесняюсь восторга...

    Ну в самом деле… Передо мною злой-презлой человек: "Цитата дня: "Поддержавшие Путина рассчитывают на его участие в президентской кампании". Собравшиеся на . . .

02.03.2018
16:35

Урок Кафки.

    Кто меня уже читал, знает: я – эстетический экстремист. Экстремизм мой состоит в том, что я акцентирую то, о чём Выготский, - в своей “Психологии искусства”, . . .

28.02.2018
16:42

Слаб-с.

    Это я о себе… Люблю жаловаться… Я стал как бы наркозависимый… Не употреблял, правда, никогда. Но – как-то так: умопостигаемо это. - А можно, чтоб всем известное . . .

24.02.2018
14:09

Как из скуки сделать что-то.

    Есть такой эффект: само произведение искусства (если его так называют) не производит никакого впечатления, но когда о нём пишет и цитирует его критик, оно выглядит . . .

22.02.2018
12:08

Одна, но пламенная страсть.

    Читатель мой! Я вполне понимаю пожимание плечами зрителя (может, и мысленное) перед картиной, ничего ему не говорящей. Хоть имя художника – гремит. Таково . . .

20.02.2018
11:19

Ещё проив Явлинского.

    Я понимаю искусство- и литературоведов, которые не признают художественность по Выготскому. Я, правда, тут же теряюсь, не приписываю ли я Выготскому то, что он не . . .

16.02.2018
13:41

Против Явлинского.

    Послушал программу Явлинского и испугался. Люди могут опять, как и в 1991-м купиться на материальное. Впрочем, начну с менталитета. Я поверил и поразился утверждению, . . .

13.02.2018
10:00

Можно пожаловаться?

    Я надеюсь, что моя жалоба найдёт живейший отклик. – Почему? – Потому что вам ведь, читатель, многое в искусстве – за семью печатями. Мне тоже. Но мне кажется, что мне . . .

10.02.2018
12:19

Поразительное доказательство.

    Так случилось, что я блуждал с определением художественного смысла “Пиковой дамы” (1833) Пушкина. И когда выбрался (см. http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin5_2.htm), написал: "Тут . . .

08.02.2018
14:18

Кикландские статуэтки.

     

    Это будет продолжение статьи (см. тут), в которой я отторг от первосортного искусства пещерную живопись и так называемых мадонн палеолита.

    Кто меня не впервые читает, знает, что у меня есть идея-фикс делить искусство на неприкладное и прикладное и первосортным считать только первое. За то, что только первое занимается испытанием сокровенного (заодно неприкладное происходит от подсознательного идеала, что поддаётся кое-какому доказательству, как ни мутно само понятие подсознательного).

    Вот образец того, что я намерен сейчас тоже отторгнуть от неприкладного искусства.

    Кикландский идол. Ок. ХХХ в. до н. э. Мрамор.

    "…все их находили в могилах” (http://www.barabass.ru/articles/p2_articleid/705).

    Как другие народы хоронили оружие и еду вместе с трупом. В расчёте на загробную жизнь.

    Теперь, что писал Юнг?

    "Сознание требует для своего поддержания значительного усилия. Человек устает от пребывания в сознательном состоянии. Он истощается сознанием. Когда наблюдаешь представителей первобытных племен, то можно заметить, что на малейшее раздражение, выводящее их из дремоты, они стараются исчезнуть. Могут сидеть часами неподвижно, когда же их спрашиваешь: “А что вы делаете? О чем думаете?” – они обижаются и говорят: “Только сумасшедшие думают – они держат мысли в своей голове. Мы не думаем”” (https://www.litmir.me/br/?b=88184&p=2).

    Древнейшие греки могли смерть считать родом сна и считать, что при “пробуждении” субъект не умеет совершать главное умение, которого “недавно” у людей не было. По крайней мере, у детей его поначалу явно нет. – Это умение создавать идеи.

    Мне понравился пример, иллюстрирующий, что такое идея. Вот палка. Начнём её стругать ножиком. Она уменьшается, уменьшается, и исчезает. Но идея “палка” ведь не исчезает. Она, пожалуй, существовала ещё и до выламывания ветки, из которой сделали палку. И, чего доброго, идея существовала всегда. Но последний нюанс мысли приходит попозже. А много раньше идеальное, может, ещё у долюдей было, до выделения из неоантропов людей. Это МЫ, стадо. Персонифицирующееся в вожаке, невероятными криками держащего всех в порядке. Так – из-за имитативности – так кричать могут все. Но нельзя! Значит, существует что-то… Невидимое (звук же невидим и тогда, когда произнесен, и тогда, когда только потенциален и известен каждому молчащему индивиду этого стада).

    Так поначалу то идеальное – внешнее каждому субъекту. Потом люди выделились. И у них почти не было языкового мышления (которое как-то близко к идеальности; не зря в Библию вошло выражение: “В начале было Слово”). И лишь много-много спустя они обнаружили, что они, каждый взрослый, являются источниками идей. Идеи “лицо”. Идеи “нос”. И так далее.

    И это умение создавать идеи – обретается с возрастом.

    И… может быть утеряно умершим-как-бы-уснувшим.

    Так что ему поможет, воскреснув на том или этом свете, опять научиться создавать идеи? – Мраморная (долго не испортится) скульптура, положенная рядом с трупом в могилу. Причём скульптура эта надо, чтоб была зримым образом именно идей (лица, как чего-то круглого, носа, как чего-то торчащего из лица).

    То есть это – своеобразный учебник для оживших.

    А совсем не испытание сокровенного у живых.

    То есть не неприкладное искусство. А вполне себе прикладное. Призванное усиливать умение создавать идеи. Нисколько не имеющее отношения к подсознательному идеалу. Наоборот, призванное восстанавливать сознание после как бы сна.

    20 января 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340199  2018-02-10 21:18:45
Константин Бучельников
-

06.02.2018
16:55

Что к чему.

    Так случилось, что мне захотелось почитать роман Гладкова “Цемент” (1925). Это, вроде, так называемый производственный роман стиля так называемого . . .

02.02.2018
17:04

Зачем рисовали в пещерах.

    Вы знаете, что такое мозговой штурм? – Это (по своему опыту рассказываю) когда собирают нескольких самых головастых инженеров и озадачивают их некой . . .

29.01.2018
09:40

Я озадачен.

    Я уже привык к тому, что, какую вещь Чехова ни возьму, мне везде видится, что он –ницшеанец. То есть автор, до такой крайней степени не переносящий скуку Этого мира . . .

27.01.2018
16:37

Полюбить отчуждение.

    В “Нелюбви” (1917) Звягинцева я почувствовал своё вожделённое ЧТО-ТО, но не обрадовался. Какой-то нехороший осадок мешал радоваться. Мне крепко непонятны были два . . .

25.01.2018
16:25

Ну что сказать?

    За что на Руси любили юродивых? – За то, что те вместо людей принимали на себя повышенную обязанность быть верным Богу. Та ж требует самоотречения. Юродивые даже . . .

25.01.2018
10:55

Роман о навязывании счастья.

    Уважаемые читатели! Я всегда старался не нагружать вас собою, пытаясь у вас на виду добраться до понятности того недопонятного, что передо мною открывалось в . . .

23.01.2018
18:33

Совпадение.

    Я начал с того, что отыскал такую вот цитату (я как бы предвидел, что я её отыщу): "Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100