TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.02.2022
13:40

Что-то художник явно мне сказал. Что?

    Бродил по интернету и вдруг… Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011 – 2013. Волна тоски хлестнула: какая бледнопись!.. А как ярко в настоящей жизни!... Картинное небо у . . .

09.02.2022
23:05

Я охаял Шостаковича в опере «Нос» и не жалею

    Я охаял Шостаковича в опере “Нос” (см. тут) и не жалею. Не жалею, потому, что нашёл подтверждение музыковеда (как его понял я, музыкального образования не имеющий) . . .

06.02.2022
14:54

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

06.02.2022
14:52

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

03.02.2022
19:10

Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский

    Сильно я его обидел в статье (см. тут) о фильме “Нос, или Заговор “не таких””, отлучив фильм от искусства… Всё вот думаю: хорошо, он страстный антисоветчик, а за . . .

02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что . . .

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь.

    Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если литературовед упускает самое важное – странность “Медного всадника” Пушкина: человек сталкивается со статуей.

    Борев, наоборот, затушёвывает эту странность:

    "Многими приёмами Пушкин достигает соизмеримости, сочетаемости двух, казалось бы, не сопоставимых фигур - "державца полумира" и бедного петербургского чиновника. Прежде всего этому служит поле художественного напряжения…” (Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения “Медного всадника”, М., 1981 http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=3xIjMtJJyak%3D&tabid=10358).

    Это словосочетание определено в книге так (напряжение и направление подобны): "Художественное направление отражает реальные исторические результаты взаимодействия традиции и новаторства”.

    Так я не понимаю: неужели сочетаемость и это самое напряжение это одно и то же? Скажем, в “Каменном госте” тоже сталкивается человек и статуя. Но там время действия – эпоха Возрождения. Люди тогда ещё недалеко ушли по дороге неверия. Мистика не резала глаза людям тогдашнего времени, соответственно – и современникам Пушкина, о тогдашней мистике читающим. Совсем другое – пушкинское время, время всяких реализмов – настоящего и поддельных. (Настоящий – чуяние в социуме того, что уже появилось, но ещё никто не замечает; поддельный – натуроподобие.) Взять и теперь ввести в действие статую… как-то шокирует. И, если в первом случае Пушкин – реалист, чуя консенсус в сословном обществе (пусть и ошибочно чуя, как вскоре оказалось; но оказалось-то – вскоре; а сейчас-то была полная иллюзия социального открытия)… То во втором случае – от сомнения в этом консенсусе – настроение открытия исчезает. Реализм ли это, если налицо сомнение, а не открытие? Это безыдеалье какое-то. Раздрай, а не сочетаемость. Если взять аналогию в современности, будет как бы постмодернизм (нет ничего, достойного быть идеалом).

    И теперь я цитирование Борева продолжу:

    "…этому [сочетаемости] служит поле художественного напряжения между живым Петром Вступления и бронзовым – в основной части поэмы. “Игра” живым и мёртвым человеком, человеком и памятником, “пешим” и “конным” создаёт возможность соотнесения царя и мелкого чиновника, их рассмотрение в одной плоскости, в едином масштабе вне государственно-иерархической табели о рангах, а в контексте эстетических рангов, то есть в сопоставлении с эстетическим идеалом [как бы постмодернизмом], являющимся вершиной ценностной иерархии. Перед идеалом [как бы постмодернизма] все социально равны и выступают в своей общечеловеческой значимости, благодаря чему фигура Петра оказывается сопоставимой с фигурой Евгения”.

    То есть это сопоставимость не социальная (не "социально равны”, как ошибочно пишет Борев), а сопоставимость выразительных элементов текста.

    Я б их назвал художественными элементами, если б они составляли часть схемы Выготского: сочувствие (осознаваемое) + противочувствие (тоже осознаваемое) = возвышение чувств или катарсис (подсознательное). Обобщённо. А конкретнее: сочувствие Евгению + сочувствие Петру = как бы постмодернизм (ничто не достойно быть идеалом).

    В 1981 году Бореев тоже б мог подвести к художественности по Выготскому (“Психология искуксства” была издана уже в 1965 году). 16 лет прошло!

    Нет. Борев этого не делает. В результате путается в значении слов. Но…

    Но создаёт впечатление понятности своего текста. Правда, только для таких цепких читателей, которые способны в более раннем тексте уловить равенство направления и напряжения и которые способны удержать в уме это равенство (страница 93) до места, которое я принялся цитировать (страница 136).

    То есть у моего оппонента только иллюзия, что Бореев понятен. Литературо- и искусствоведческие тексты неизбежно относятся к тому, что называется трудным чтением.

    Иллюзия ясна в сравнении со мной. – Озлясь, что теория Выготского не принята абсолютно никем, я стал врагом литературо- и искусствоведов: стал писать специально разговорным языком. А чтоб чуять текстовую странность, сигнализирующую мне о своей рождённости в подсознательном идеале, мне приходится писать у чуять, где, где я наткнусь на странность, и где меня тянет в ложь, в сторону от истины художественного смысла. То есть я стал писать в стиле “поток сознания”. Что не способствует читабельности сравнительно с более простыми текстами. – Видя такое, мой читатель, за просторечие чувствуя себя равным мне, а за поток сознания – наоборот, неравным, - в таких обстоятельствах мой читатель злится на меня за стиль. И ему не приходит в голову послушно, как с уважаемым Боревым, самообманывать себя, что он всё понимает.

    (Я повадился, будучи в 10-м классе {тогда это был последний класс}, читать журнал “Природа”, научно-популярный журнал Академии Наук, пропуская все формулы. И имел реальное ощущение, что я всё понимаю.)

    .

    Но вопрос на засыпку: зачем Пушкин ввёл живого Петра во Вступление?

    Я ошибался в статье “О художественном смысле начала “Медного Всадника” как представителя художественного смысла целого произведения” (см. тут). Теперь можно ошибку исправить.

    Ответ очень прост: для выражения (перебоями), по отношению к Петру и одичности (как и по отношению к Евгению во всей поэме), идеала как бы постмодернизма: нет ничего, достойного быть идеалом. И живой Пётр – тоже.

    21.12.2021 г.

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100