Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.02.2022 |
Что-то художник явно мне сказал. Что?
|
09.02.2022 |
Я охаял Шостаковича в опере «Нос» и не жалею
|
06.02.2022 |
Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…
|
06.02.2022 |
Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…
|
03.02.2022 |
Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский
|
02.02.2022 |
Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского
|
01.02.2022 |
|
31.01.2022 |
|
29.01.2022 |
|
28.01.2022 |
Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью
|
26.01.2022 |
|
24.01.2022 |
Всюду врут?
И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры Возрождения, а именно: образ мадонны и образ Христа; Следовательно мы имеем здесь дело, по сути своей, не с портретом, а со своего рода иконой” (http://www.avrora-lukin.ru/index.php?id=295&Itemid=13&option=com_content&view=article). - Но доказательства ж надо! - Пожалуйста. "Разделим условно “Джоконду” на две части, проведя вертикаль посредине фигуры Моны Лизы. Перед нами два разных образа. В правой части картины мы видим выступающую наполовину фигуру Христа, спокойно и величественно восседающего на престоле в знакомых по огромному числу религиозных композиций царственных одеждах. В том, что здесь перед нами именно мужское начало, убеждают многие детали. Высокий мужской лоб…”. Видим, что как раз наоборот: слева лоб выше, чем справа. "…мужской лоб с характерным надбровным бугром (таким же, как в этюдах кричащего всадника для “Битвы при Ангиари”…”. Хорошо. Согласен. "…мужской подбородок…”. Не вижу. "…волосы, ниспадающие так, как они изображены художником у Христа в “Тайной вечери””. Согласен. "За спиной Христа мы видим изображение гор и реки, через которую перекинут мост. Символика горы достаточно очевидна и однозначно связана с понятием высшего, небесного (“Горе имеем сердца” - литургический возглас – может быть тут ярким примером)”. Но я вижу горы с обеих сторон Моны Лизы. Другое дело, что тут есть явное нарушение перспективы. Горы слева резко ниже гор справа! Хорошо, будем считать, что, раз справа горы выше, то правая сторона – Христа, как хочет Аникин. Тем более, что справа река, а слева – дорога. "Нельзя отрицать, что Леонардо знал распространенный в его время эпитет Христа: “река жизни””. В Откровении от Иоанна: "И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца” (22:1) Ладно, можно согласиться. "Важную смысловую нагрузку несёт благословляющий знак, в который сложены пальцы правой руки, хорошо знакомый по множеству композиций, изображающих Христа за пасхальным столом”. Может, Аникин сделал описку? С правой-то стороны “Джоконды”, Христовой стороны, соответствующая Христу рука левая (смотря от Него). Вот и рисуют её благословляющей.
Впрочем, и наоборот – тоже есть. Запутался что-то Аникин. "Рентгеновский снимок “Джоконды” подтверждает то, о чем можно судить и не прибегая к услугам технической проверки. Лик Христа на рентгене “Моны Лизы” проступает вполне отчетливо”. Не правда. https://two-views.com/celebrity/mona-lisa-xray.html Гуглоперевод текста с этого сайта говорит, что рентген показывает, что ничего, кроме видимого глазом, под ним не существует. "Левая часть “Джоконды” разительно отличается от правой. Если Христос изображён на фоне величественного, конструктивно-строгого пейзажа, то Мадонна (а в том, что это она, при внимательном рассмотрении сомнений не возникает [у меня возникают] изображена на фоне более мягкого, другого по характеру пейзажа”. Не правда. Та же гористая местность. Только что страннейшее нарушение перспективы, указанное выше. (Я это вычитал у Лифшица - http://www.gutov.ru/lifshitz/texts/real.htm) "Становится понятен “темный вдовий наряд”, странно соединяющийся с платьем царственно-пурпурного цвета”. На обычной репродукции это не заметно. Сделаем необычную. Уменьшим в ней в тенях пурпура. Где его изначально мало было – там позеленеет, где много – там не сможет так позеленеть. Таки не смогла справа самая-самая тень позеленеть. Аникин прав. "Соединение двух фигур в одну объясняет и ту “широковатость”, о которой писал Кеннет Кил”. Беременна, мол, Мона Лиза. – Но я не понимаю, как это работает на сдвоенность. "Особое значение приобретает орнаментальная вышивка на платье Моны Лизы – с изображением креста”. Но нет же никакого креста! Или есть! И даже много! Я один из них выделю белым. Да-а! "В связи с этим высказыванием художника изображение кисти правой руки “Джоконды”, в которой невозможно не прочесть основные догматы, на которых стоит многовековое здание Церкви Христовой: первые три пальца художник изобразил прямыми, а два последних слегка согнуты – Бог-Троица, и две природы Христа (Божественная и человеческая). Мы имеем возможность видеть, в “Джоконде” Леонардо буквально следует провозглашенному им принципу, заявляя: “Живопись – удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений...””. Не могу я согласиться с различением прямых и согнутых пальцев. Прям, может быть, только большой палец.
Ну что? Много где Аникин перегнул. Но я меняю в заглавии точку на вопросительный знак. Аллегория единения земной и небесной Церкви Христовой вполне могла быть осознаваемым идеалом Леонардо. Ведь само Высокое Возрождение с его общепринятым идеалом Гармонии низкого и высокого обусловлено колоссальным развратом среди священнослужителей. Через век аж религиозная война из-за этого началась. Реформации и Контрреформации. А пока – страстный порыв к Гармонии из окружающей вседозволенности. У меня одна проблема – моя идея-фикс, что художественно только то, что несёт следы подсознательного идеала автора. И среди следов первое место занимает противоречивость “текста”. Не данность идеала в сознании, мол, рождает “муки слова”, все “слова” плохи, и только “сказав” противоположное, вдруг чувствуешь, что это ТО, ЧТО, так и не понимая, хотел “сказать”, словами по-прежнему невыразимое. Подумать, что слова “гармония низкого и высокого” не приходили в гениальную голову Леонардо, не мыслимо. И всё-таки я помыслю. Хоть Леонардо впрямую написал о технике, к гармонии ведущей: "Я говорю также, что в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым, и так следует разнообразить насколько это только возможно и как можно ближе одно от другого” (http://www.avrora-lukin.ru/index.php?id=295&Itemid=13&option=com_content&view=article). Известно стремление Высокого Возрождения к иллюзионизму. Ни одного мазка в “Джоконде” не видно. Там – разобрались – 30 слоёв не толще 40 микрон каждый. Для того же Леонардо изобрёл и сфумато – рисовать без резких краёв, чтоб как бы воздух чувствовался между даже и лицом (а не только далями) и плоскостью, взятой в раму. Пишут, что впечатление, что “Джоконда” видна как под водой даже, а в воздухе. Но мне импонирует наблюдение Чичерина: из-за этого сфумато от любого изменения прищура ваших глаз, от любого вашего движения перед картиной вы видите другое выражение лица Моны Лизы. – Живая и всё тут! И ваши мысли читает!! А они ого какие… Разные… Все выражения её лица не чистый плод воображения зрителя, а из-за “текстовых” провокаций, нарисованных художником. То она вакханка, пишет Чичерин, то чистая. – Живой человек тоже всё время разный. Леонардо, наверно, для того и приглашал (это известно) певцов на сеансы позирования, чтоб от разных песен было разное выражение лица, которое оставалось только изобразить. Не известно, были ли в репертуаре скабрёзные. Может, и были. "…американские ученые пришли к выводу, что улыбка Моны Лизы содержит 83 % счастья, 9 % пренебрежения, 6 % страха и 2 % злости, и потому она воспринимается так неоднозначно” (https://www.kleo.ru/items/news/2009/10/23/mona.shtml). Больше позитива. Леонардо, может, так и организовывал концерты. Высокое ж Возрождение нормативно, воспитывать хочет. Может, только во имя иллюзорности, правды, концерты с негативом и применялись. Чтоб как бы живая – воспитывала зрителя, не ахти какого праведного, какими все и являются, чтоб не сказать хуже. Гармония могла получаться автоматически, а не по осознаваемому расчёту. А в сознании было только благое, только благое, в пику тому ужасу, какой окружал. Вдобавок Леонардо вполне мог зашифровать ещё и идею единства: "Мария олицетворяет собой церковь земную, а Христос – Небесную” (Аникин). Но художественность обеспечивает остающаяся в подсознании Гармония. 22 августа 2019 г.
|
17.01.2022 |
|
16.01.2022 |
Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?
|
15.01.2022 |
|
14.01.2022 |
|
13.01.2022 |
|
12.01.2022 |
|
10.01.2022 |
Про почти никем не виденный спектакль
|
09.01.2022 |
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"