TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

     

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится мне отчаянная резкость – недругами России.

    А надо напомнить (а для кого-то это новость), что легче всего подсознательный идеал выражается не образом, а катарсисом по Выготскому (это когда противоречивый текст возбуждает осознаваемые противочувствия, а их столкновение в восприемниках рождает катарсис, осознаваемый как ЧТО-ТО словами невыразимое, то есть катарсис содержательно является подсознательным идеалом автора, сознанию ни автора, ни восприемника не данным).

    К Архангельскому я имел претензию, что он останавливался на текстовых противоречиях в его разборе “Медного Всадника” Пушкина. Точнее (см. тут), он смысл столкновения этих противоречий ("с подданным мирится”) переносит с “Медного Всадника” (1833) на “Пир Петра Первого” (1835). Ибо для Архангельского не существует нецитируемости художественного смысла (как подсознательного идеала). Для него не существует души искусства, точнее – неприкладного искусства.

    Ну а тот, для кого не существует души искусства, рано или поздно предаст Россию.

    Вот что Архангельский предложил:

    "Александр Николаевич Архангельский выдвинул идею трансмедийного освоения литературы, согласно которой курс литературы должен быть активным, т.е. произведение нужно не просто прочитать, но пережить, войти в диалог с автором, сделать какую-то инсценировку, трансформировать сюжет в его альтернативу, создать комикс, буктрейлер [короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-либо книге] или ещё что-то подобное. Только таким способом сегодня можно привлечь учеников, заинтересовать их изучаемым материалом” (https://yandex.ru/turbo/argumenti.ru/s/society/2021/12/752118?publisher_logo_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-turbo%2F1384300%2F2a00000166c1b462fbf0901d45035266b858%2Forig&promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com ).

    Если великий методист преподавания литературы в школе Гуковский ещё в 40-х годах считал, что из школы ученик должен выйти минилитературоведом, то Архангельский своим предложением ставит крест на таком направлении обучения. Если путь Гуковского можно считать становлением аристократами всех, т.е. считать это коммунистическим путём (ибо всесторонне развитый человек это и есть аристократ), то путь Архангельского – это путь оболванивания, столь нужного капитализму.

    Ссылка тут, которую я давал выше, показательна.

    Тут надо отвлечься.

    Содержание катарсиса не логически, не дедукцией, не тупо выводится из противочувствий, а им озаряет. Перебои стиха, сделанные Пушкиным не только для темы Евгения, но и – как заметил Архангельский – для темы Петра, какое содержание катарсиса внушают? – Надо угадать, сообразуясь с духом времени. Предыдущий идеал Пушкина (в 1830-м) был консенсус в сословном обществе и был открыт (как “повествовательное эхо”) Бочаровым в 1974-м (мною, независимо из-за незнания, в 1996-м). Архангельскому в 1990-м это было известно, что и породило "с подданным мирится”. – Так вот мы с Архангельским ошиблись. Первая болдинская осень (1830) не вторая (1833). В растерянности был Пушкин в 1833-м (см. тут). Без никакого идеала остался. Как бы постмодернизм – нет ничего, достойного быть идеалом.

    Такие умственные озарения (идеал консенсуса в сословном обществе, безыдеалье) невозможно породить способом буктрейлера, комикса и инсценировки.

    Скажете, речь об учащихся.

    Парирую: я тот же учащийся (у меня нет филологического образования), но в моей душе родились и консенсус, и безыдеалье. А почему? Потому что я “ученик” Гуковского с нацеленностью: каждому – в аристократы.

    А Архангельский? – Был членом правления соросовской группы “Гражданское общество и средства массовой информации”, членом правления “Открытой России” (вроде бы Ходорковским финансируемой), членом правления общества “Либеральная миссия”. Его слова: ““Крым наш” — это вообще плохая Византия”.

    26 декабря 2021 г.

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

06.01.2022
20:37

Разочарование от Андрея Смирнова

    Поверьте мне, если кто не знает или забыл, что физика элементарных частиц устраивает так, что жизнь этих крох частично видна. Например, след их движения – в виде . . .

05.01.2022
11:58

До всего можно докопаться

    Ну, почти до всего можно докопаться в эру интернета… Я иногда получаю упрёки, что не специализируюсь на каком-нибудь одном художнике. Что невозможно быть глубоким . . .

04.01.2022
17:49

Воля

    Мне вспоминается грустно-смешной рассказ с 16-й страницы когдатошней “Литературки”. Продавщица гастронома подошла ко входной двери, чтоб её закрыть на обед и . . .

02.01.2022
19:03

Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского

    Читать наезд и интеллектуальное столкновение можно тут. Но предупреждаю: всё это – только для любителей интеллектуального. . Отступление Вы, наверно, замечали, . . .

01.01.2022
16:43

Не догоню, так хоть согреюсь…

    Сколько я ни погружался – мыслью и на практике – в технику живописи, в памяти мало что задержалось. Как с умением готовить разные блюда. Сколько ни привлекала меня . . .

30.12.2021
11:58

Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)

    Зачем нужны интерпретаторы произведений искусства? – Затем, что художники не выражаются “в лоб”. Даже образ (чем-то выражено что-то) может кому-то оказаться не . . .

28.12.2021
12:52

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

    Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова: У природы нет плохой погоды, Каждая погода — благодать! . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100