TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.06.2020
12:19

Принципиальность

    Принципиальным быть трудно и легко. Трудно – потому что надо беспрерывно отстаивать свои принципы, а жизнь их с неиссякаемым упрямством пытается опровергнуть. А . . .

07.06.2020
18:36

Подвиг бесполезный

    Конечный смысл любого текста за пределами того, чтобы быть написанным, — также быть и прочитанным. Деление на ночь. Роман Аросева и Кремчукова “Деление на . . .

02.06.2020
10:03

Можно ли разбить кирпич ладонью

    Десантнику разбить кирпич ладонью можно. В десантники берут особенных здоровяков. Плюс их специально тренируют. А вот может ли разбить кирпич хлюпик от роду? – . . .

01.06.2020
09:24

Кота за хвост

    Нравственность должна лежать в характере. И. Кант Начинаю читать выдвинутую в большой список претендентов на соискание премии “Большая книга” 2020 книгу . . .

31.05.2020
15:12

Случайность ли?

    Я не помню, когда я лично по ТВ слышал от Путина общее соображение, что людей жалко. А одно и по конкретному поводу помню, по пожару в Кемерово: мол, заботимся о том, . . .

28.05.2020
09:40

Существует ли идейная безыдейность?

     

    – Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет?

    – Нет – и не существует.

    – Это ваше убеждение?

    – Да.

    – Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай.

    Тургенев. Рудин.

    Сегодня я прочёл фразу: "Хорошо ещё также то, что позиция Попова нарочито безыдейна. На фоне свихнувшегося, поно`сящего идеями мира она смотрится вполне симпатично”, - и решил возразить. Потому что вчера пробовал читать этого Попова. Стало противно, и я бросил. Но я-то бросаю читать последнее время зачастую оттого, что мне противен именно понос идей в произведениях, молчаливо считающихся художественными. А по-моему (по-эстетически-экстремистскому) художественно только то, что движимо было подсознательным идеалом автора (проявляющимся в текстовых следах этого идеала). Всё остальное (считающееся) – всего лишь эстетично (экстраординарно), ибо – от сознания. Художественное, по-моему, может и должно быть эстетичным, а эстетичное запросто может художественным не быть при таком подходе. Колыбельная, например. Её экстраординарность, в частности, в монотонности. Сознанию и баюкающего, и убаюкиваемого дано переживание сонности. Происходит усиление знаемого переживания. И нет, кстати, идейности. Но вот в том-то и перец, что в наше время, время третьей мировой войны, гибридной, в том числе информационной, есть очень много произведений, движимых осознаваемой идеей. И произведения Р. Попова из них. Они движимы идеей, что мир – плох и это отлично. Сатанизмом движимы произведения Попова.

    Можно б подумать мягче:

    "…возникает то мировоззрение, та позиция, которую на Западе называют (условно и тем не менее достаточно определённо) манихейской. Это признание прав уродства наряду с правами красоты, добра и гармонии: не в подчинении у добра и красоты, а именно наряду, на равных правах… не… писать красиво о некрасивом… а прямо подавать это уродство в раскавыченном виде” (Урнов. Пристрастия и принципы. М., 1991. С. 123).

    Но я против смягчения. Не "наряду”, а именно выше – это и есть сатанизм. То есть – писать красиво о Зле. – Именно так и пишет Р. Попов. Эстетизирует Зло.

    Его произведения имеют экстраординарное (являющееся таковым с точки зрения обычных людей, сатанизм за ценность не имеющих). Например, "Женские ступни пахнут приятно” (каждое слово само по себе не имеет негативной ауры). Это название его произведения. Я спросил всё знающий интренет: “как называется половое извращение сосать пальцы ног”. – Ответ: "фут-фетиш…

    • Trampling (топтание) — хождение ногами по телу.

    • FeetLicking — облизывание ступней.

    • FeetSniffing — обнюхивание ступней.

    • FootJob (работа ногами) — стимулирование половых органов ногами.

    • ToeSucking, ToeLicking — сосание и лизание пальцев ног, иногда просовывание языка между пальцами. В случае, когда фетишист сосёт свои пальцы ног, используется специальный термин SelfSucking.

    • Foot Massage — массирование ступней. Иногда, как элемент предварительной игры перед сексом” (https://yandex.ru/q/question/relations/kak_nazyvaetsia_seksualnoe_vlechenie_k_o_7ce39354/).

    Из другого его произведения, “Приключения в психушке”, этому соответствует:

    "Я же глядел под стол, любовался её пальцами ног – Ольга Ю. была в босоножках и следочках. Мне знаком такой вид пальцев. Длинные, мощные и цепкие, они способны оторвать сосок у мужика”.

    (Опять нет ни одного слова с негативной аурой, даже у "мужика”, строго говоря, аура – мощь, сила. Только сочетание "оторвать сосок” таки негативно само по себе. Но, признавая это гиперболой, негатив бледнеет.)

    Думаю, не найдутся возражающие, если я скажу, что большинству не свойственны, в общем, такие переживания, то есть Р. Попов знает, что делает, когда вставляет такую фразу в свой рассказ. (Я, например, вчера, читая это место, просто удивился такому завихрению. И лишний раз подумал, что от сознания пишет человек, а не от вдохновения, непонятного самому себе, т.е. без именно подсознательного идеала.)

    Но, наткнувшись сегодня аж на упомянутое название рассказа и просветившись интернетом, я лишний раз убедился в умозрительности этих экстравагантностей. Больше того, я вспомнил, что на Западе под влиянием нынешней либеральной идеологии (до вмешательства доходящей в деле невмешательства в частную жизнь) теперь различают сто с чем-то полов.

    Нынешней либеральной идеологии есть геополитический полюс сопротивления – традиционалистская Россия. Поэтому её существование нужно разрушить. Изнутри. Совращением в крайний индивидуализм (политически раз – в 1991-м – уже удалось 5-й колоне целый народ заморочить). Поэтому столь западные по духу произведения должны быть на русском языке. Что мы и имеем. И вводиться извращения должны методом овертона. – Что это?

    "…при масштабном и бесконтрольном со стороны общества использовании СМИ можно любую идею из немыслимой сделать не просто принятой в обществе, а единственной нормой… за пару десятилетий [в Западной Европе] педерастия и лесбиянство стали абсолютной нормой” (https://whatisgood.ru/theory/media/okno-overtona-kakie-idei-proxodyat-pervye-stadii-vnedreniya/).

    Извращение должно подаваться между прочим и как общеизвестное и, в общем, принятое. – У Р. Попова это оформлено так, например:

    "Днём меня вызвали к психиатру Ольге Ю. Высокая и красивая, она сидела за столом и смотрела на меня круглыми глазами. Я же глядел под стол, любовался её пальцами ног – Ольга Ю. была в босоножках и следочках. Мне знаком такой вид пальцев. Длинные, мощные и цепкие, они способны оторвать сосок у мужика.

    – Ну, Рахман, скажите мне, что привело вас сюда? – спросила она.

    – Видите ли, – ответил я, – в детстве я страдал…”.

    И поехали дальше, как ни в чём не бывало. (Приводить пример из рассказа с соответствующим названием неловко – там много мата. Вводимого тоже в стиле овертона – безэмоционально и как будто это общепринятая лексика. Она и впрямь общепринята в духе упомянутого манихейства. Точно знаю, что в английском языке.)

    А что красиво написано… - Ну судите хотя бы по этому интеллигентному обороту "Видите ли”. Или эти по-французски, по-моему, обособленные определения: "Высокая и красивая, она сидела… Длинные, мощные и цепкие, они способны…”.

    Кстати, о француженке… Буквально на днях я произвёл впечатление на такую. Художница. Филолог по образованию. Русская по рождению, образованию и душевному строю. – Я ей послал для прочтения статью о Бодлере, которому высказал своё “фэ” за то, что от сознания (а не подсознательного идеала) написал “Цветы зла”. Причём сознательность его сатанизма омрачается ещё и тем, что он использует слова с негативной аурой для воспевания негативных понятий. (В словосочетании “Цветы зла” этого как раз нет.) И я противопоставлял Бодлеру раннего Брюсова, его повесть “Декадент”, где Зло нигде не омрачено словами с негативной аурой. – Я её, видно, убедил. Но до сознания её не дошло. Зато через день она мне пишет, как своё: "Я поняла, почему не могла ни разу дочитать Бодлера до конца. Он настолько жалок в своих рыданиях, до убогости. Так не любит свое отражение и обвиняет в этом весь мир”.

    Р. Попов собой, вроде, гордится.

    "Короче, в приёмном отделении я не глядя подписал три-четыре бумажки и повёл санитара вверх по лестнице”.

    Прелесть.

    Мне вспомнилось, как – уже перестройка, кажется, наступила – мне передали, чтоб я шёл в кабинет начальника отделения, и я понял, что меня, наконец, повышают (после 9 лет гонений по инициативе куратора из областного КГБ по нашему НИИ). Начальник предложил мне подписать бумагу. Я не глядя подписал и взглядом спрашиваю: “Всё? Могу идти?”. Он: “Вы и не спрашиваете!” Я безразлично пожал плечами. Он крякнул: “Ну и гвозди у вас в характере!” Я повернулся и ушел, так и не проронив ни слова.

    Я стал перечитывать “Приключения в психушке”, ища слова с негативной аурой. Абзац за абзацем – нет их. – Сатанист.

    Когда-то в отрочестве я раз заглянул в щёлку забора на двор сумасшедшего дома и в страхе отшатнулся. На траве сидел один и изо всех сил (очень быстро) часто-часто прикасался лбом к согнутому колену.

    Р. Попов:

    "Сосед справа тоже был на ручной вязке. Он спал. Неожиданно он проснулся, посмотрел на меня и принялся неистово качать пресс. Койка ходила ходуном”.

    И ни одного слова нет с отрицательной аурой. Бодлер отдыхает.

    Я было подумал, что это от крайней ненависти автора не только к окружающей действительности, но и вообще к Этому неблагому миру. Ницшеанец то бишь.

    Но те ж срываются обычно и дают образ метафизического иномирия, а у Р. Попова этого нет. Моменты мистики просто иллюстрируют сумасшествие “я”-повествователя. Вот – протест против связывания рук для препровождения на рентген:

    "…я понял, что сейчас могу вырубиться. Но тут двери распахнулись, и в сиянии света зашла Ольга Ю.

    – Оставьте его! – сказала она громовым голосом, – пусть идёт свободным!

    Лиходеи отпрянули, простынный жгут осыпался прахом, а Ольга Ю. взошла на подоконник, просочилась сквозь решётки и растворилась в солнечных лучах.

    – Ладно, – сказал Тигран, – идём так. Ты чего дрожишь-то?”.

    Автор ставит на экзотику. Всё – от головы, не от души.

    Главное, что плохо – Р. Попов написал произведение прикладного искусства. Приложено оно к идее сатанизма.

    Оно вполне востребовано несистемной оппозицией (либералами, леваками и нацистами) для разложения и уничтожения традиционалистской России. И для её сторонника просто опасно это считать безыдейным. Но рассказ можно нейтрализовать – определением, в чём состоит его идея.

     

    Может ли быть, что я ошибаюсь в определении? Что Р. Попов не Зло славит, по крайней мере, в “Приключениях в психушке”. А что это (сюжет – невозможность покакать уж который день из-за того, что дверь в туалете прозрачная – санитар наблюдает, не запирающаяся – дед Алексей пришёл и смотрит, что не убирают вовремя, а кто-то накакал рядом с унитазом, сесть же ступнями на унитаз – колени хрустят)… А что это образ несвободы в России и скрытый призыв к революции. А победа ж революции предполагает торжество Добра. Это не то, что сатанизм – торжество Зла.

    И ведь не проверишь способом определения, чем движимо другое произведение, то же, скажем, “Женские ступни пахнут приятно”. Так проверять можно только того, кто пишет стихийно, под влиянием подсознательного идеала, то есть в значительной мере не властен над тем, что напишется.

    Разве что… окажется, что и другой рассказ можно понять как сатанистский.

     

    Прочитал. Противно было – страсть. От натурализма мерзостей. Так, наверно, пацаны-садисты мучают животное и получают удовольствие. Р. Попов, наверно, пишет и наслаждается, представляя, как его слова корёжат обычного читателя.

    "Егор Кикоть скатился с Яны и подошел к окну. Пока шел, пара капель спермы упали на его ногу. Егор вытер капли другой ногой, оставив грязный след”.

    Ну да, пол-то, наверно, грязный, а Кикоть идёт босой.

    Какой сюжет?

    Кикоть когда-то заснул за рулём грузовика и сбил поэта-песенника и композитора (гомосексуалистов, как обнаружил волонтёр, обслуживавший их, тоже извращенец). Сделал инвалидами. Отсидел, вынужден им выплачивать ползарплаты и никогда не пить. Яна его притворяется, что с ним кончает. От злости на всё он решает заказать убийство этих двоих, застукав двух парней, избивших до полусмерти человека, оказавшегося следователем, да ещё и несшим с собой папку с делом на кого-то (можно продать обвинённому). Повёл их показать, где живут те двое. А парни убили его самого и папку вернули себе. А Яне удалось кончить, сося палец своей ноги, как любил это с нею делать её бывший.

    Всё.

    Концентрация пакостных существ человеческих 100%-ная. Применение Р. Павловым приёма персонализма (показа с точки зрения персонажей) – тоже 100%-ное. Ну, разве что самые первые слова содержат в себе голос автора:

    "На Хо Ши Мина 30, в самом конце улицы, в камышитовой халупе с маленькими окнами, жили два инвалида…”.

    То есть инвалиды знают свой адрес и, возможно, ту дрянь, из которой сделано их жилище знают, ну и оценка жилища халупой с маленькими окнами тоже может быть ихней. Голос автора во всём этом негативе можно усмотреть потому, что очень вероятно, что не выдумка и адрес и камышит. – В Москве (гуглокарта показывает) есть площадь Хо Ши Мина и в месте, где не может быть халуп. А в Петербурге есть такая улица и она на краю города. Там и Шуваловский парк рядом, что соответствует текстовому "Лесом пойдем”. Реализм, так сказать. И бытие определяет сознание.

    Голос автора можно усмотреть и в последнем предложении:

    "Через полминуты Яна потекла”.

    Не могла она при таком занятии отдавать отчёт о времени.

    Вполне может быть, что Р. Павлова душит ярость на действительность. Причём из слов:

    "Они помирились, конечно, и Егор в маршрутке по пути на работу прочитал пару страниц из “Веселой науки”. И ничего не понял. Но на это говно купились тевтонцы, а это что-нибудь да значит”, -

    ясно, что Ницше автору известен. Гитлеровское извращение Ницше для себя, мещанина-в-жизни (не в живописи), возможно, тоже. Именно как извращение: сверхчеловеки (осознаваемое) вместо иномирия (как подсознательного идеала). То есть известно превращение безобидного в опасное.

    Если искать и тут голос автора, то он в "не понял”. Ибо любовь Гитлера к Ницше широко известна, и это вполне могло дойти до подонка Егора Кикотя.

    Р. Попов, поняв безвредность для человечества правильно усвоенного философа, мог от него отвратиться? – Вполне. Столь обычного для ницшеанцев-художников невольно выдаваемого текстового образа метафизического иномирия нет и в этом рассказе.

    А вот сатанизм он выбрать как лучшую альтернативу вполне мог. Вместо ницшеанского “над Добром и Злом” выбрать “Даёшь Зло!”. Как издевающийся над котей пацан (Кикоть). Не нужно подсознательного идеала, хватает осознанного.

    Это не значит, между прочим, что я отвергаю участие в создании рассказа иного подсознательного, не в ранге идеала. Тот же Кикоть, хоть и существующая (как показывает интернет) фамилия, могла в голову автора прийти от мучения кота пацаном – самое часто мучаемое животное.

    12 мая 2020 г.

21.05.2020
20:07

Я растерялся

    Речь пойдет не о, а вокруг фильма Урушадзе “Мандарины” (2013), получившего премии: “Оскар” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Золотой глобус” (2015 – лучший . . .

19.05.2020
09:50

И никакого шаблона

    Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не . . .

14.05.2020
10:19

Тончайшее

    Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг . . .

13.05.2020
12:12

Замотало Мателли

    Я чувствую вину перед своим читателем. (Свой – это тот, кто приметил мою фамилию и читает: что, дескать, он опять написал? Перед тем, кто, наоборот, как раз избегает . . .

11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я . . .

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100