Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.01.2012 |
В день рождения Высоцкого памяти его посвящается. Ибо он был враг индивидуализма.
|
|||||
24.12.2011 |
Весёлый Ким средь грустных бардов.
|
|||||
22.11.2011 |
Мурмурсуляк. На днях включил телевизор днём, а там √ как я разузнал потом √ конец сериала ╚Ликвидация╩ Урсуляка. Крытые грузовики, один за другим, подкатывают к зданию. Из них выскакивают солдаты с оружием. В такой знакомой форме советского времени┘ И кадры, вроде, √ черно-белые, родные┘ И здание странно знакомое┘ Я не видел это кино. Легендарная ликвидация легендарных бандитов в легендарной Одессе во времена службы там легендарного Жукова с использование концерта легендарного Утёсова. (Между прочим, ликвидация бандитизма на самом деле была проведена совсем не так, не противозаконным арестом всех авторитетов на концерте Утёсова, а отправкой отборных людей, в прошлом фронтовых разведчиков, сорить деньгами по ресторанам и приказом стрелять с целью убить с первого выстрела при малейшей попытке их ограбить. Но это оппозиционное урсуляковской киноверсии воспоминание явилось потом.) Пока √ захотелось кино посмотреть. √ В компьютер √ пожалуйста. Шесть серий. Начинаю с первой. И┘ С первых же сцен, с первой же облавы на бандитов √ знакомое место. Сабанеевский мост. Господи┘ Слеза на глаза. Но кто так кино смотрит? Не для одесситов же бывших и восторженных прежних гостей этого города кино снимали в 2007 году. Или всё же что-то такое?.. По сюжету 1946-й год. Я стал одесситом через 42 года после этого времени. Судить не могу. Но┘ Чтоб жители знали, кто из соседей бандит, и были б на их стороне, против мусоров?.. Как в легендарной бабелевской, царских времён Одессе, когда все были против царской полиции┘ Сомнительно. Или надо на это не обращать внимание. Ибо фильм √ ностальгия по прошлому. Каким бы оно ни было для простого советского человека┘ теперь┘ через 20 лет после конца советской власти┘ со Сталиным, который для большинства был тогда, в 46-м, любимым┘ с затрушенной, запущенной при той же советской власти красавицей Одессой, третьим городом царской России, - Одессой, так чудно сумевшей остаться целой во время войны и сохранить свою красоту┘ и с проскальзывающей иногда памятью её нынешних жителей о её славе ещё царских времён┘ традиция, мол, сохранилась┘ Или пусть даже и не сохранилась, но как чудно дать себя обмануть, будто она сохранилась┘ Особенно, если Одесса стала┘ не своей, что ли. В другом государстве √ для живущих теперь в России, для эмигрировавших из бывшего СССР, где Одесса была всеобщим, народным достоянием┘ Да и для живущих в ней сейчас, ╚под собою не чуя страны╩, ибо в стране националистический угар. В общем, фильм-ностальгия. В самом деле. Я уехал из Одессы в 2003-м году. Она блестела и сверкала. В центре, по крайней мере. А в 2007-м снимают для кино резиденцию начальника военного округа в 46-м √ так она пошарпанная так, какой я её застал в перестройку. И это √ трогает. Ну что мне эта европейская ухоженность заграничная┘ Чужая┘ Знакомый рассказал про Одессу же, как он видел, как снимали там кино на Ришельевской. Постелили на мостовую большой ковёр, и┘ мостовая на вид превратилась в булыжную. Так что стоит в век компьютерной графики одесские здания изрисовать, мол, облупившая штукатурка там, трава на тротуарах, треснувший асфальт и никакой современной рекламы на улицах. И полная послевоенная убогость. Для того, наверно, и эти безобидные уродства евреев, соседей главного героя, Гоцмана, оперативника из угрозыска. Для того √ столь запоминающиеся лица у воровских авторитетов. √ Свои, все √ свои в доску! Отголоски самих сталинского типа репрессий √ тоже свои. В самом деле, как остроумно, в легендарно-одесском стиле, придумано кино-Жуковым: арестовать авторитетов преступного мира не за преступления, всех сразу и в одном месте. Сама манера повседневного поведения Жукова какая свойская. (Не даром и десятки лет спустя перед его барельефом на стене его бывшей резиденции всегда лежат свежие цветы.) Все √ свои. Есть смерти┘ Так то √ чужак виноват. Пришлый в Одессу. И пособник фашистов в прошлом. Предатель. А так √ все свои. Свой даже эмгэбэшник, быстренько арестовавший и избивший Гоцмана, выгнанного Жуковым из кабинета за сравнение Маршала Победы с фашистами, как и Жуков, грубо-силовым способом наводившими оккупационный порядок в Одессе. Обошлось же по большому счёту: не успел убить Гоцмана. В доску свой Жуков не дал же. В семье не без урода, эмгэбэшника┘ Ну и не без уродинки сам супержестокий Жуков. Так своё и помнится хорошим не за объективную хорошесть, а за то, что своё. За то, что оно точно-точно такое, каким было, когда мы были молодыми, детьми┘ И дым отечества нам сладок и приятен┘ А если оно ещё и недостижимо по всяким причинам┘ Из-за невозможности приехать, например, или из-за необратимости самого времени┘ Отлично, смачно сделанный сериал. Казалось бы, радоваться нужно. Такое произведение в такое время, время упадка отечественной кинематографии┘ А √ обидно. Я подразделяю для себя искусство на идеологическое и прикладное. Идеологическое, хоть теперь слово ╚идеология╩ не в чести, это так называемое настоящее, высокое искусство. Оно порождено в большой мере подсознанием художника. Тот не смог выдержать √ его б разорвало иначе, фигурально выражаясь, - если б он не схватил, скажем, кинокамеру, и не стал снимать: выражать свой идеал, который и выразить иначе, чем снятыми кадрами, невозможно. В первую очередь словами выразить √ невозможно. И оттого создаётся┘ противоречиями. Как в ╚Ликвидации╩, казалось бы: своё √ внешне уродливыми типичными евреями, внутренне уродливыми одесскими ворами, политически уродливым Маршалом Победы, не считающимся с законом┘ Прикладное же искусство √ это ╚искусство для╩. Только не для выражения идеала. Для чего-то поменьше. Марш √ для войска, месса √ для церкви, колыбельная √ для усыпления. А есть ещё целый разряд √ для усиления какого-нибудь чувства. Похоронный марш √ для горя, неаполитанские песни √ для внушения любви┘ ╚Ликвидация╩ - для ностальгии по прошлому. Творец произведения прикладного искусства с самого начала творения знает, что он хочет сказать. И потому, по большому счёту, знает, как это сказать. Может у него не сразу получиться сказание лучшим образом √ он поправит. Но он знает. В отличие от творца произведения идеологического искусства. Тому идеал дан больше в подсознании, чем в сознании. Но не только из-за того знаменитая мука слова, а из-за того, что ╚слова╩-то никакие не годятся для подсознательного. Вот и вырываются √ противоречивые. √ От искренности самовыражения. Это и есть художественность: противочувствия (от противоречий: 1 и 2) вызывают 3 √ возвышение чувства (катарсис). А усиление чувства происходит проще, заражением. Например, прошлое → ностальгия. Чем точнее прошлое, тем сильней ностальгия. А точность сама по себе √ это вне нравственности. Потому нехорошие черты прошлого не имеют нравственного измерения. И хороши. А художник стихийно знает же про сложноустроенность (1, 2, 3) художественности. Вот Урсуляк и рисует на одесских домах облупившуюся штукатурку и снимает, в том числе, другие нехорошести. Но это совсем не от неведения своим сознанием своего идеала, известного только его подсознанию. Это √ от мастерства. Он сделал-таки произведение искусства. Но не высокого √ прикладного. А мог бы┘ Мне кажется, я понимаю, откуда ноги росли у такого кино-ностальгии. От того, что надоела эта ориентация на так называемые общечеловеческие ценности в виде американского глобализма. Но, друзья, надоело-надоело, а ведь не пугают же дальновидные люди, что России не останется вообще, если она не станет конкурентопригодна. Так и будет. И я предлагаю спасительную национальную идею. Недавно додумался до подходящего образа для её описания. Я десятки лет работал конструктором. Одевал в материал электрические схемы радистов. Работал в самой, можно сказать, отсталой от Запада отрасли √ радиоэлектронике. Мне и в голову не приходило, например, поднимать вопрос о замене алюминиевого литья корпусов наших приборов, - стандартизованные, не моги покушаться на всесоюзный стандарт, - о замене на композитный материал. Пусть-де полегчают наши приборы. Я не знал о вообще существовании композитных материалов, не читал специальных журналов. Я впервые об этом композитном подумал лишь в первую фазу перестройки, громко объявившей про кошмар тиражирования технической отсталости. Я испугался неподъёмности своей мысли и так ничего и не предпринял. А числился в коллективе отличным конструктором, элитой. У меня было даже одно свидетельство об изобретении (так и не внедрённом) и масса свидетельств о промышленном образце. Хоть инженером я стал не по призванию. В работе было масса рутины. От ненависти к ней я работал очень быстро. Был передовиком. Но никогда не оставался после работы, ибо дома я писал искусствоведческое сочинение, им я оказывался, думаю, на переднем краю мировой интерпретационной критики. Там была моя душа. Вот подобное раздвоение я предлагаю для российской национальной идеи. Спасти человечество! Миру, ведомому США, грозит глобальная экологическая катастрофа от перепроизводства и перепотребления, от прогресса. Естественным противником успешности как идеала является мало изменяющийся российский менталитет, пережиток первобытного коммунизма. А у непервобытного коммунизма суть же √ разумное материальное потребление и неограниченное духовное. То, что в принципе способно спасти человечество от гибели от прогресса. Застой. Но гибель России от неконкурентоспособности ещё ближе. Так надо возглавить мчащееся к пропасти стадо и постепенно повернуть его от пропасти. Надо взять себе целью модернизацию, но осложнить каждый инновационный проект мерой его вреда для темпа отказа от прогресса и комфорта. Ибо чем дольше длим отказ, тем ниже от уровня нынешнего небогатого европейца будет тот уровень человечества, который в итоге удастся установить после отказа от прогресса. Но человечество будет спасено. Это движение вперёд со смотрением назад. А Урсуляк предложил одно смотрение назад┘ 22
ноября 2011 г.
|
|||||
07.11.2011 |
"Елена" Звягинцева и "Цитадель" Михалкова.
|
|||||
28.10.2011 |
Кто опростоволосился: Попов или я?
|
|||||
17.09.2011 |
|
|||||
25.08.2011 |
|
|||||
06.08.2011 |
Грис, художник "подлинной действительности".
|
|||||
21.07.2011 |
|
|||||
06.07.2011 |
|
|||||
12.05.2011 |
|
|||||
21.04.2011 |
|
|||||
11.04.2011 |
Не духом единым?.. Или не хлебом?..
|
|||||
05.03.2011 |
|
|||||
19.02.2011 |
|
|||||
10.02.2011 |
Новые левые - мальчики бравые.
|
|||||
31.01.2011 |
Левизна как материальное самоограничение.
|
|||||
24.01.2011 |
|
|||||
24.01.2011 |
|
|||||
29.12.2010 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"