Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.11.2012 |
Как у немцев зарождалась Реформация и как у русских возрождается православие.
|
|||||||||||
05.11.2012 |
|
|||||||||||
02.11.2012 |
|
|||||||||||
28.10.2012 |
|
|||||||||||
19.10.2012 |
Нельзя верить художнику на слово вне текста его художественного произведения.
|
|||||||||||
16.10.2012 |
|
|||||||||||
23.09.2012 |
Молчание-то - золото, намёк - ну, пусть серебро, но...
|
|||||||||||
08.09.2012 |
|
|||||||||||
05.09.2012 |
|
|||||||||||
04.09.2012 |
|
|||||||||||
31.08.2012 |
|
|||||||||||
24.08.2012 |
Что необходимо наряду с Гайд-парком.
|
|||||||||||
20.08.2012 |
Пришей кобыле хвост или естественно?
|
|||||||||||
17.08.2012 |
Что я помню о 6-м Всемирном Фестивале Молодёжи и Студентов.
|
|||||||||||
04.08.2012 |
Чепуров. Год назад, в день рождения Пушкина, в Петербурге, Капелла
имени Глинки дала музыкально-драматическое представление ╚Борис Годунов╩ с
музыкой Сергея Прокофьева по трагедии Пушкина. Не было тогда ещё Болотной площади, Чистых прудов,
Контрольной прогулки┘ а Чепуров всё как бы предвидел и ╚сказал╩ им своё ╚фэ╩. Все помнят, чем кончается трагедия: народ безмолвствует. Опамятовался. Стоило так плохо отнестись к Борису Годунову
за тайное убийство царевича Димитрия, чтоб схлопотать, вот, совсем уж наглое убийство
сразу двух царских (царских всё же!) детей ради Димитрия ли┘ ожившего ли?.. И ведь все знают, что кончилось это повальное сумасшествие
народное Великой Смутой, чуть не погубившей Россию как государство. Как ровно
20 лет назад в прошлом году летом надломился СССР, тоже при молчании народном
(если учесть, что за 5 месяцев до того три четверти проголосовало за его
сохранение). Не послушались пушкинского предупреждения более чем
полуторавековой давности, его ╚Бориса Годунова╩. Предупреждения кому (в 1925
году, тогда он трагедию кончил)? Элите общества, дворянству, чьим аналогом в
1991-м и раньше явилась российская высшая интеллигенция. Не то, чтоб Пушкина
тогда дворяне поняли, но успокоились, а более чем полтора века спустя столь
уважаемого среди интеллигенции, как═
Пушкин, не нашлось. Высоцкий, голос и жизнь сорвавший, чтоб удержать нас
от потребительства, умер, так до нас и не докричавшись. Окуджава √ предал┘ А. Что там┘ Пушкин задолго до выступления декабристов понял, что
р-р-романтические устремления √ ерунда. ╚Борисом Годуновым╩ он ставил
окончательную точку под своим переходом к другому стилю письма и мировоззрению
√ реализму. ╚Теперь пушкинское ╚я╩, выжигая в себе былое вольнолюбие,
ищет возможности подчиниться Закону, понятому уже, однако, не в сочетании с
Волей, то есть не как регулятор свободных действий частного лица (либеральная
точка зрения), а как (точка зрения типично ╚архаическая╩) земная реализация
Закона предвечной Судьбы, возвышающейся над всякой частной человеческой волей и
требующей от нее беспрекословного повиновения. Есть только один способ
безболезненно соотнестись с такой Судьбой и с таким Законом: сакрализовать их и
слиться с ними. Отсюда и происходит у Пушкина в чем-то близкое, с одной
стороны, гегелевскому, с другой - идеологии Реставрации, обожествление
сверхстабильного социума и истории, ╚возглавляемой╩ героической и
╚харизматической╩, как бы мы сейчас сказали, фигурой великого царя, ведущего ее
к этой стабильности и пресекающего всякие попытки частных индивидов встать на
ее пути╩ (http://stihoma.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=29&Itemid=57). А нам всё твердили, начиная с советской школы, что Годунов в
голод √ велел открыть житницы, погорельцам √ отстроить дома┘
И
зачем-де так у Пушкина? √ затем, мол, что Борис, хоть и самый лучший из царей,
но сделано так, чтоб доказать, что царская власть √ это всегда плохо. Может, такую же точку зрения хотел довести до нас и
Мейерхольд с Прокофьевым, в 30-х годах, задумав встретить 100-летие со дня
смерти Пушкина (убитого царизмом в последнем итоге) своим ╚Борисом Годуновым╩
на слова Пушкина. Может, Мейерхольд потому сам в январе 1937-го прекратил
репетиции, опасаясь закрытия театра царём-Сталиным (что и случилось в 38-м). А может, тут наоборот √ провластная тенденция, как сам
пушкинский первоисточник, т.е. история Карамзина. Провластная, но, может,
Мейерхольд понял, что устоявшуюся трактовку не переборешь, и вещь будет понята
как антивластная. Вместе с Прокофьевым хотел, может,═ всё сделать в истинно пушкинском духе┘ (А
мало ли самых лучших намерений не было понято или проигнорировано в те страшные
годы. Осуждаемые большевики морально-политического в стране единства ради
признавались в несуществующих замыслах, чтоб неповадно им было возникнуть в
действительности из заграницы.) Во всяком случае, я, послушав 24 музыкальных фрагмента (тут), слышу одну
минуту (21:45 √ 22:50) предвидение прозрения народа от победного польского
нашествия 1604-1605 года. Пушкин не зря взял с собой рукопись трагедии, когда его из
ссылки вызвал к себе в Москву воцарившийся Николай Первый, не зря почитал ему
что-то оттуда, не зря его ссылка была немедленно прекращена. Да, и теперь есть моральный изъян в третьем сроке
президентства Путина, как убитый в Угличе Димитрий. Но какого Димитрия получила
страна в последнем итоге? Дмитрий Анатольевич хорошо сделал, что подыграл
Западу с Ливией? Что имел институт современного развития, советующий вступить
России в НАТО? Что терпел во главе совета по правам человека при президенте РФ
Федотова с его идеей десталинизации, раскалывающей общество? Пришлось менять
президента. И лишь чистоплюйство мешает считать Путина сто`ящей заменой.
Чепуров же в прошлом году как в воду глядел. Но. Как с художественностью? Почему в конце (22:50) музыкального фрагмента некий подъём
слышится? Как наставительное позитивное резюме. Извлекать, мол, надо уроки из
истории┘ Авангардистом же был Мейерхольд, а Прокофьев ему не перечил.
Что если Чепуров Мейерхольду последовал? А я ж авангардизм подозреваю в
опасном. Ведь что такое искусство? Это непосредственное и непринуждённое
испытание сокровенного мироотношения человека. Непосредственное и
непринуждённое┘ А жизнь? Жизнь √ есть непосредственное и принуждающее
воздействие на человека же. Гораздо более действенна жизнь, чем искусство. Так
авангардизм же, в своём нетерпении, готов зачастую отказаться от
непринуждённости в пользу принуждения. Здесь √ заражения. Как можно расценить такое заявления Мейерхольда: ╚Пантомима
волнует зрителя не тем, что в ее содержании скрыто, а какое мастерство актера в
ней себя проявляет╩ (http://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/method/#Rome_Text_4)? Нет скрытого! Вы подумайте только! Как цирк. Рассчитанный на
ребёнка. Где ╚мастерство актера╩ приводится к уровню ╚почти равному
мастерству акробата╩. И Прокофьев же опустился до уровня иллюстратора. ╚В
письме к композитору Мейерхольд точно оговаривал хронометраж и эмоциональную
окраску каждого музыкального фрагмента, соотнося его с длительностью и
характером монологов, диалогов героев и всей сценой в целом╩ (http://intoclassics.net/news/2012-04-30-20897).
Прокофьев √ иллюстратор┘ А иллюстрация ж тоже нечто, сделанное ╚в лоб╩. Есть
мысль √ и, пожалуйста, вот для неё выражение, вот ею заражение. Есть даже свой
интерес специфический. Чернушенко, помогавший Чепурову оживить нерождённое в
30-х годах═ произведение, говорит как
похвалу Прокофьеву такие слова: ╚воздействует на человека сильнее, чем
обычная речь╩ (http://www.nstar-spb.ru/articles/article_537.html).
Всё внимание на эффективности воздействия (под влиянием Мейерхольда типичный
авангардизм с переходом за границу искусства √ условности √ в жизнь) ╚интонированием╩
слова. (А я б даже как раз без ╚слова╩ б обошёлся. В звучании от 2 до 5:43
минут записи идёт такой долгий бессловесный стон, что┘ действует он именно
непосредственно и принуждающее, и не вспоминаешь про ╚совесть человека╩.
Слушаешь в записи, без соотнесения ни к какому персонажу, и это длительное
бессловесное завывание кажется обращённым как бы непосредственно к тебе. К тебе
в качестве кого? Представителя народа, ответственного за судьбу родины? И
сейчас┘ - Это, впрочем, размышлизм, последействие искусства, если тут именно
оно. Причём √ размышлизм-натяжка, а не озарение.) Смешно. Авангардизм┘ Ломать непродвинутую публику через
колено┘ Этому соответствует как раз не охранительная установка, а
революционная, оранжевая, по нынешним временам. Что ж сделал Чепуров? Может, и
он √ против власти? Может, и он. Если верен авторам нерождённого произведения,
а Мейерхольд авангардист. ╚┘серьезное становится забавным, забавное ≈ трагичным╩ (http://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/method/#Text_401)...
Знал, наверно, Мейерхольд о первых названиях трагедии: ╚Комедия о царе Борисе и
о Гришке Отрепьеве╩, ╚Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе
Борисе и о Гришке Отрепьеве╩┘ Что там ни думал Пушкин с такими названиями, а
финал, √ пушкинский реализм: нельзя, мол, как декабристы, решать судьбу народа
без народа, хоть народ, увы┘ √ такой трезвый═
финал авангардисту был, наверно, не под стать. Проверим. ╚Когда волею обстоятельств после ╚Годунова╩ ему пришлось
репетировать пьесу Л. Сейфуллиной, он так и сказал понимающему собеседнику: ╚Не
все же работать над современным, пора и в сказки поиграться╩╩ (http://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/method/#Text_401). Пьеса Сейфуллиной √ это ╚Наташа╩, с сознательными
крестьянами, а потом колхозниками. √ Понимаете, что за сказки √ сознательные
крестьяне? √ Значит, ╚Бориса Годунова╩ он понимал ╚современным╩. Дальше. ╚В этой постановке эпоха царя Бориса должна была
рождаться в атмосфере, не совместной с парадностью и официальностью. Здесь
могло быть только ╚дезабилье╩ [женская одежда, не носимая при посторонних],
и никаких царских облачений. История делалась нечистыми руками, спешно и споро,
в нетерпении скорейшего получения прав. [По-большевистски, парадокс только
в том, что история делалась против большевиков, которые были за Мировую
Революцию и против благоразумно-умеренного построения социализма √ якобы
социализма √ в одной, отдельно взятой стране. Но где было авангардисту, - от
слова ╚авангард╩, бегущему впереди паровоза самой Мировой Революции, ибо, мол,
медленно он едет, - где было авангардисту ценить благоразумно-умеренную цель.
Круто обходились с троцкистами? Значит, спешно и споро] Вот отрок, напоминающий Борису убиенного царевича, чисто
и высоко выводит молитву. Его голос угасает, заглушённый мелодией оркестра,
названного режиссером ╚джаз-бандом╩ [по ассоциации с ╚бандой╩? Сталинская
банда┘]. Приходит ночь средневековья [ну раз Мировая Революция √ это
будущее, ясно, что противоположное направление - ночь средневековья]╩
(там же). Плевать Мейерхольду на Пушкина с его новым в 1825-м году
идеалом государственности, просвещённого абсолютизма. (В упомянутых 24-х музыкальных отрывках нет молитвы отрока,
заглушённой оркестром, но не важно.) ╚┘наступление эпохи, в которой возобладали приемы
рукопашной борьбы. Не долгое, со многими ходами, дворцовое интриганство, а
быстрый и окончательный расчет с противниками: ╚Кому в пах, кому в лоб, кому в
бровь, кому в глаз╩ (О. Э. Мандельштам). Именно потому на репетиции Мейерхольд
с раздражением кричал актеру, наивно продолжавшему думать, что ╚Борис Годунов╩
≈ это ╚пьеса о царях╩: ╚Опять пошла сладость! <┘> Он тут сплюнул на землю
≈ понимаете, сплюнул╩. Это были краски не только пушкинские, но И сталинские.
Штрихи к портрету эпохи, ничем не уступающей годуновскому средневековью╩ (там
же). И плевать Мейерхольду, что, по Пушкину, выживи Годунов,
началась бы в Московии эпоха Возрождения, на Западе завершившая средневековье.
Вот, что сделалось с недавним западником и продекабристом
Пушкиным, ставшим реалистом под влиянием ближайшего веления времени √ после
кровавой Великой Французской революции и наполеоновских войн, призванных
насильно учредить прогрессивный общественный строй во всей старушке-Европе,
наступила монархическая реакция. Ну что поделать? Против Истории не попрёшь,
если реалист. Как и реалист Сталин, сделавший вывод из ненаступления Мировой
Революции. Что поделать против истории России, на рубеже XVI-XVII столетий
сделавшей страну не готовой ещё к Возрождению (пока Пушкин в качестве реалиста
ограничивался осмыслением прошлого: поражений безнародных революций в Европе
XIX века, непрорыва из средневековья Московии Годунова). Как истинный художник Пушкин нарочно вывел в трагедии
западника боярина═ Пушкина, своего
предка. И продемонстрировал (подспудно продемонстрировал) пагубность
западнических порывов в ТО время. В том числе и у Годунова, пошедшего с убийством
царевича на своеобразную оранжевую революцию (оранжевые теперь не гнушаются
применением снайперов для ╚оранжевых╩ действий; в Литве недавно не удалось
посадить в тюрьму человека, доказавшего, что жертвы штурма советскими войсками
телецентра в Вильнюсе 13 января 1991 года погибли от пуль из охотничьих ружей,
стрелявших с окрестных крыш; а на днях эскадроны смерти Башара Асада по
западной версии, мол, потеряли ум и, рискуя навлечь на Сирию интервенцию в
обход Совбеза ООН, порезали горла десяткам детей). Хорошо. Но как же с Прокофьевым? С той сомнительностью в
конце 22-й минуты и поучительным надисторическим воспарением из сомнения народа
от победы Лжедмитрия во главе наёмников? √ Патриотизма своего не смог
преодолеть Прокофьев? Или вспомнил о минутном сомнении Лжедмитрия?
Но эта минута у Пушкина была ж до сражения, а само оно, по
Пушкину же, было проиграно. Так что в музыке тут √ не по Пушкину. А по Мейерхольду ли (если тот подробно всё указывал)? Что за
победа была у троцкистов, если тут, в замысле, аналогия с ╚современным╩? Или это √ победа и сомнение √ есть результат прошлогодней
работы Чепурова? И он антиоранжевый? Знает про существование неистребимого
российского менталитета и не хочет этого, через колено, оранжевого нового
ломания России ради приобщения к американскому глобализму┘ Ура ему! Но всё-таки, справедливости ради, надо признать это всё-таки
рождённое, наконец, произведение √ произведением прикладного искусства,
рассчитанного на просто заражение. Автор с самого начала знал, что он хотел, -
так посмею я предположить, имея минимум информации. 3
июня 2012 г.
|
|||||||||||
24.07.2012 |
Попытка подобраться к постижению абстракционизма.
|
|||||||||||
19.07.2012 |
Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..
|
|||||||||||
10.07.2012 |
|
|||||||||||
19.06.2012 |
|
|||||||||||
17.06.2012 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"