Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.11.2012 |
Как у немцев зарождалась Реформация и как у русских возрождается православие.
|
05.11.2012 |
|
02.11.2012 |
|
28.10.2012 |
|
19.10.2012 |
Нельзя верить художнику на слово вне текста его художественного произведения.
|
16.10.2012 |
|
23.09.2012 |
Молчание-то - золото, намёк - ну, пусть серебро, но...
|
08.09.2012 |
|
05.09.2012 |
|
04.09.2012 |
|
31.08.2012 |
|
24.08.2012 |
Что необходимо наряду с Гайд-парком.
|
20.08.2012 |
Пришей кобыле хвост или естественно?
|
17.08.2012 |
Что я помню о 6-м Всемирном Фестивале Молодёжи и Студентов.
|
04.08.2012 |
|
24.07.2012 |
Попытка подобраться к постижению абстракционизма.
|
19.07.2012 |
Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..
|
10.07.2012 |
|
19.06.2012 |
Сезанн. Проделаем несколько манипуляций. Вот "Дорога у горы св. Виктории" (1898- 1902) Сезанна. Теперь выделим из неё контур собственно горы. А теперь сравним этот контур с картиной "Акведук" (1898-1900). Для определённости наметим на ней белым пунктиром контур Виктории. Видим, что гора, находящаяся вдали, несколько раз заслоняет собою ветку и ствол дерева, находящегося вблизи. Пониже тот же ствол ещё раз заслонён чем-то светлым (помечено белыми точками), что является тоном той же дальней горы, а не ближней листвы, которая тёмно-зелёная. Ещё ниже тот же ствол заслонён дальней яркой зеленью, что под домиками на горе, к которым, собственно и проведён акведук. Что это? Абсурд? Издевательство над здравым смыслом? Что если таки действительно это тихий бунт против здравого смысла┘ Тихий: не так уж и заметно в этом законном хаосе буйства зелени нечто от дозаконного хаоса. И что если по Сезанну и законное и дозаконное есть одно и то же - Единое. Он не первый в те годы стал улетать душою куда-то┘ Во что-то метафизическое, не от мира сего (плохого мира, из которого хочется убежать). Бежать, как знакомые Гоген (см. тут), Ван Гог (см. тут). Как незнакомые Гамсун (см. тут), Чехов и Левитан (см. тут). Этот акведук┘ сработанный ещё рабами Рима┘ а вот √ стоит. И такая же вечнозелёная средиземноморская растительность чуть не топит его в себе, как и тогда. И не потому ли невнятна архитектура домов? √ Чтоб отвлечься от конкретного времени┘ Да и пространство┘ Его, собственно, нет. Не отделены планы друг от друга, передний √ от заднего. Даже небо √ от земли. Какого-то они одного тона. На первой репродукции √ то же. Всё √ Единое. Вплоть до упомянутого абсурда. А вот похожие наблюдения с сайта http://blogs.privet.ru/community/impress/97375322 . Кухонный стол. 1888-1890. Корзина, большой кувшин и столешница стола в разных плоскостях. Справа всего как-то больше, зато влево наклонены оси сосудов, ножки одного стола, другого, спинка стула (или что там?). На переднем плане правый и левый край столешницы под скатертью не сходятся. И что? Если б всё было по законам перспективы, то это б утверждало банальность? В то время, как он чует, что есть нечто сверх её┘ Он √ чует, а обычные люди √ нет. Так не подчиняться ж им!.. Ему, сверхчеловеку┘ Здоровый ли это взгляд на мир? Не был я прав когда-то, пессимистом и потому больным назвав его, встав на точку зрения оптимиста (аж с фашистами я тогда солидаризировался, запрещавшими экспрессионизм)┘ (А в интернете обозвали меня динозавром┘) Да. Я был не прав. Меня сбила усвоенная мною ошибочная идея наличия экспрессионистской тенденции в широком смысле слова, начавшаяся от Домье и продолжившаяся до второй половины ХХ века. Она, мол, отражала кризис капитализма, страшное напряжение в мире, переходящем от эксплуататорской эры к неэксплуататорской. Когда эта идея была выдвинута, наоборот, начинался кризис так называемого социализма, капитализм же демонстрировал феноменальную устойчивость. А на самом деле конец реализма в конце XIX века породил не только экспрессионизм, искусство отчаяния от невозможности победить капитализм, коллективизмом движимое искусство, и потому ненавидимое фашистами. Ещё тогда же родилось искусство других пессимистов, недовольных пошлостью капитализма, индивидуалистское, ницшеанское направление. Движущий его идеал в перспективе и принципе аж фашизм породил. И нужно мужественно признать, что постимпрессионизм ту, противоэкспрессионистскую, тенденцию начинал. 21 марта 2012 г.
|
17.06.2012 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"