Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
01.11.2018 |
|
|||||||
28.10.2018 |
В связи с юбилеем Марка Захарова.
|
|||||||
27.10.2018 |
|
|||||||
26.10.2018 |
|
|||||||
22.10.2018 |
Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?
|
|||||||
20.10.2018 |
|
|||||||
19.10.2018 |
Шаргунов со мной, наверно, не согласится.
|
|||||||
16.10.2018 |
Вопрос на засыпку.
Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная картина появилась у Игоря Попова? Попов. Наш двор. 1964. Про неё, казалось бы, верно пишут так: "…картина из тех времен, когда телевизор был редкостью, а компьютеров не было вовсе, когда в каждом дворе все вместе заливали катки, строили горки, лепили снеговиков, забивали "козла", чинили автомобили, сушили бельё, играли свадьбы и воспитывали детей. Это было время, когда весь двор жил общей и насыщенной жизнью, в которой совместно переживали и горе, и радость, не было "чужих" детей и "чужих" проблем” (https://visualhistory.livejournal.com/1378634.html). А это ведь уже 1964-й год… Наша семья была очень бедная. Тётя аж не выдержала и купила нам телевизор, сказав, что нельзя ж в космическую эру жить без телевизора. И Гагарина я уже фотографировал с экрана нашего телевизора. А Гагарин полетел в 1961-м году. То есть в 1964-м телевизор уже не был редкостью. Это я уже принялся опровергать приведённую выше цитату. Я с самого начала задал себе вопрос, как мог художник, критик действительности, традиционалист в пику вредному материальному прогрессу (см. тут и тут), вдруг нарисовать оптимистическую картину, когда кругом материальный прогресс в почёте? – Если он не ерундовый художник, то не мог. И я предположил, что единственный логический ответ – это, если он этой картиной ностальгирует по ещё недавней, но уже уходящей общинной жизни в СССР. В соответствии с таким предположением я стал рассматривать фотографии дворов советского времени в 50-60-е годы. И, наткнувшись на очень похожий сюжет, обнаружил, что это 1940-й год! Двор дома № 64 по Загородному пр. Фото 1940 г. Годы, поближе к 60-м, какие-то не такие общественные. Ярославль. 1960-1970 гг. В 80-х уже совсем уныло. Что значит, крупный художник, и что значит, опытный покупатель картин. Музей Русского Искусства в Миннеаполисе, США, купил “Наш двор”. – Как экзотику это купили? Ибо у них не так. А как? Рисунок 4. Вид проекта жилищного строительства Пруитта-Иго, Сент-Луис, Миссури, Хельмут, Лейнвебер и Ямасаки, архитекторы. Источник : Предоставлено библиотекой Фрэнсис Лоэб, Высшая школа дизайна Гарвардского университета.Рисунок 5. Вид с птичьего полёта на дома Роберта Тэйлора, Чикаго, Иллинойс, Шоу, Мец и ассоциация, архитекторы. Источник : фотография Билла Энгдаля. Предоставлено Чикагским историческим обществом.Машинный перевод: "В Сент-Луисе жилищная власть наняла хорошо связанную местную фирму Хельмут, Лейнвебер и Ямасаки. После того, как дизайн Минору Ямасаки для апартаментов John J. Cochran Garden (расположение 6-, 7- и 12-этажных зданий с балконами, служащими в качестве крыльца), получил награды в архитектурных кругах, власть построила его дизайн для материнского Pruitt-Igoe проекта из тридцати трех 11-этажных зданий (см. Рисунок 4). Вдоль одной внешней стены фирма включала глубокие коридоры или “галереи”, которые должны были функционировать как детская площадка, крыльцо и вход в прачечную и складские помещения, привлекающие жителей и создающие “вертикальные районы”. В Чикаго жителям в течение ряда лет построили четырехмильную полосу государственных жилищных высоток вдоль Южной государственной улицы, с кульминацией в 1963 году с завершением крупнейшего в мире проекта государственного жилья, дома Роберта Тейлора, двухмильного участка двадцать - 16-этажных зданий, вмещающих более 4300 квартир (см. рисунок 5) (Architectural Record 1954; Bailey 1965; Bowly 1978)” (https://www.innovations.harvard.edu/sites/default/files/hpd_0703_hoffman.pdf). Расчеловечено. Вот Попов того же боялся. И мыслимо думать, и что он провидел такую перспективу в СССР, и что чуткий зритель того времени это тоже провидел, и, наконец, что холодный ужас провидения с тёплыми красками “Нашего двора” в столкновении друг с другом рождают ЧТО-ТО, что озаряет выразить словами: “Спасайте, спасайте, товарищи, общинный дух! Ведь пропадаем!”* Верный своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет след подсознательного идеала, я позволяю себе рассудить, что такая сложноустроенность переживания от картины (два сочувствия и результат их сложения) и есть этот самый след. 28 сентября 2018 г. * - А вот художник Павел Белинский пишет обратное:“…ему не свойственна ностальгия по минувшему прошлому” ( http://www.belinski.ru/site/index/33).- Да нет. На словах этого же художника можно найти аргументы как раз для противоположного. Когда он открыл идею ценности традиционализма, его обуяло боевое настроение утверждения этой идеи: "мажорная, пастозная живопись “каргопольского” и “судиславльского” циклов” (Там же). Попов. Каргополь. Весна. 1963. Попов. Галич. Начинается гроза. 1965. Попов. Закат. Большая Пысса. 1964. Тут и бедность, и неустроенность не страшны – родные, привычные, ментальные. А вот когда Попов вернулся в Москву и стал рисовать её, теснящую традиционализм со страшной силой, то и живопись его поблекла – в далёкую даль уходит свершение его идеала традиционализма: "выразительное живописное письмо, сменяется живописью более широкой, менее пастозной, где цвет насыщен оттенками и многочисленными рефлексами" (Там же). Попов. Первый снег. 1968-1972. Не радость тут, как обычно думают школьники, когда пишут сочинение по картинке, а печаль – в какой несграбный переулок пришлось лечь такой красоте, как первый снег. Та же несграбность – повсюду в картинах Москвы. Попов. Фрунзенская набережная, дом 14. 1968-1972. Попов. У Киевского вокзала. 1970--1973. 1.10.2018.
|
|||||||
12.10.2018 |
|
|||||||
11.10.2018 |
Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)
|
|||||||
09.10.2018 |
|
|||||||
04.10.2018 |
|
|||||||
03.10.2018 |
|
|||||||
30.09.2018 |
Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.
|
|||||||
29.09.2018 |
|
|||||||
28.09.2018 |
|
|||||||
27.09.2018 |
Стоит ли иное у Сорокина читать.
|
|||||||
24.09.2018 |
|
|||||||
23.09.2018 |
|
|||||||
21.09.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"