TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.11.2018
14:09

Не ахти что

    Я смущён. Собою. Я заметил, что зачастую стал писать не потому, что меня распирает вдохновение, а потому что люблю писать. Нет, я, конечно, учитываю нужду читателя (да . . .

29.11.2018
16:46

Пустота

    Мысли и переживания при чтении романа Варламова Диво! Слезами быстро наполнились глаза мои на 24-й странице: "- Я на читателя хочу учиться”. Это Павлик говорит, . . .

22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек. По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А . . .

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в . . .

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков . . .

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с . . .

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

    Ко дню рождения С. Г. Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная . . .

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал…

    Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл:

    "Возникновение подобной живописи не только у Лентулова, но и у ряда близких ему художников того времени, организовавших в 1910 году творческое объединение: “Бубновый валет”, связано…” (http://artpoisk.info/article/hudozhestvennyy_put_aristarha_lentulova/).

    Тут мне понадобилось освежить в памяти, что такое “Бубновый валет” (1911 – 1917). В частности, не писал ли я о нём. (Я настолько много пишу, что про большую часть написанного не помню. Я каждый раз для локальной цели получаю самообразование. И оно в памяти не задерживается, если не часто применяется. “Бубновый валет” не часто был мне нужен – вот я про него и забыл.) Оказалось – писал (тут). И получалось парадоксальное. Что нарочитой грубостью письма они выражали… идеал нирваны. Такого, скажем её подвида, как то, что получается введением себя в транс, что ли, от цепкого сосредоточения внимания на чём-то (как это ни трудно, ибо жизнь-то – отвлекать норовит). Вот это отвлечение нарисовано c грубостью, всяким балаганным, площадным. И оно доведено до пародии. Следовательно, отрицается. Так какой результат столкновения таких противоречий? – Загипнотизированность некая.

    Имеем дело не с образом (иносказанием), а с результатом противочувствий (третьесказанием, скажем так).

    Но в той картине, что я разбирал, был и образ – гипнотизирующий взгляд двух мужчин, смотрящих на зрителя.

    А в той картине Лентулова, разбирать которую я готовлюсь, образ той же нирваны иной – бледнопись.

    Лентулов. Портрет молодого человека в панаме. 1910.

    Художник устал от действительности, от суеты, от этого столкновения разных глаз, грубых мазков с заглаженными, света и тени, горячего и холодного тонов, тщательного и обобщённого письма. "…полотно построено на резких контрастах, на обособленности цвета в тени и на свету, на противопоставлении горячих и холодных цветов” (http://artpoisk.info/article/hudozhestvennyy_put_aristarha_lentulova/).

    А автор статьи, не замечая бледнописи и вообще большой странности изображения, пишет:

    "…любовь к звучной, яркой и напряженной живописи” (Там же).

    Будто тот оптимист.

    Ну откуда звучная, когда бледно так?!.

    Напряжённая – да. Но раз так всё погашено бледностью, то напряжённость негативна, а не позитивна. Сине-красное лицо ж ужасно. А эти корявые пальцы…

    Кстати, бледнопись – не обязательна. Можно ведь некое исчезновение из жизни (с её контрастами) как цель выразить и не бледно.

    Лентулов. Автопортрет. 1910.

    Ещё немного и надо было б на таком фоне человека разыскивать, как в ребусе.

    Понятно, что Лентулов не прошёл мимо кубизма, который тоже был индивидуалистски крайне недоволен действительностью, той же наукой, например, с её идеализациями, упрощениями до геометрических фигур, не существующих в жизни (вы ровную прямую видели? или треугольник? – их нет!).

    Лентулов. Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года. 1915.

    Вообще-то было столетие с той войны. Но патриотизмом тут не веет. Не может быть сильных чувств в идеале у пробуддиста. А тут – опять война… Век прогресса… Науки. А всё – плохо. Бежать бы ото всего.

    Подтверждение:

    Лентулов. Звон (Колокольня Ивана Великого). 1915.

    Ну? Не издевательство? Русские любят пестроту…

    "100 лет назад, 26‒29 мая (8‒11 июня) 1915 года, по Москве прокатилась волна антинемецких погромов. В этих беспорядках, вызванных поражениями Русской армии, ростом германофобии и раздуванием шпиономании в обществе, приняло участие до 100 тысяч человек, которые за четыре дня разгромили 475 торговых заведений, 207 квартир и домов. Пострадавшими в этом “патриотическом” бесчинстве были признаны 113 германских и австрийских подданных, а также 489 русских подданных, носивших немецкие или похожие на немецкие фамилии. Убито было 5 человек немецкого происхождения, из которых четверо было женщинами; многие были избиты, понесли потери и погромщики. Нанесенный погромами ущерб был оценен в огромную сумму ‒ 50 миллионов рублей...” (http://ruskline.ru/history/2015/06/10/patrioticheskoe_beschinstvo).

    Колокола при этом, конечно, не звонили. Нет. Они звонили позже:

    "В августе 1915 г. в Москве был произведён Красный звон…

    Красный звон - звон колоколов, возвещающий о победе.

    В августе 1915 года красный звон мог звучать:

    В честь защитников крепости Осовец: после газовой атаки противника, полуотравленные российские солдаты отбили штурм 3-х немецких полков. С 1939 года за защитниками крепости закрепляется термин "атака мертвецов". В 1915 году их имена известны были по всей России.

    В честь назначения главнокомандующим императора Николая Второго?

    В честь праздника трезвости 29 августа? Колокольный звон в Москве в тот день длился до шести часов вечера” (https://otvet.mail.ru/question/166892889).

    Если через наоборот (а корёжащее изображение требует), то Лентулову тишина люба. Нирвана.

    Это совсем не авангардизм, не экспрессионизм. Тот образно кричал душераздирающе, что нет Бога (коллективист не в силах это перенести). Фашисты не зря их во враги записали. А я их, большинство, за грань искусства вывожу, потому что искусство – условность, а пришедшие на выставку не ожидают издевательства над собой. Издевательство – не условность. Как примиряюще писал Волошин о первой выставке "Бубнового валета": "Человеческий глаз — самое консервативное и нетерпимое из всех существ, населяющих человеческое тело” (Викитека). Привыкнете, мол, успокоитесь.

    Но мне примирить хочется по другой причине. Это не образные, а сложнее устроенные произведения. Из противоречий. Надо не привыкнуть (к необычным образам), а научиться третьесказанию.

    Я одного не понимаю. Как можно было пробуддисту принять участие в организации культуры после революции.

    "По поручению Наркомпрос Аристарх Лентулов организовывает художественное училище. Одновременно с этим Лентулов начинает оформлять сценические площадки, а затем переходит в театр. Создавая декорации к спектаклям, художник продолжает продвигать свои принципы” (http://anysite.ru/publication/aristarh).

    Ведь пробуддизм мироощущение индивидуалистское и пассивное, а революция – ипостась коллективистская и активная. Правда, и до революции Лентулов тяготел к распространению своего мироотношения и создал “Бубновый валет”. – Может, это какой-то особый пробуддизм? Или же… он его не осознавал!?.

    А что… Я знал одного, выросшего аутистом (а чем это не пробуддизм). Его, маленького, затаскивали против воли к девочке-соседке. И он внешне соглашался играть вместе. Но было видно, что больше всего он хочет удрать домой. Его, правда, затаскивала мама. Но можно представить и, что он-один гонит себя-два, и тот подчиняется. Раздвоение такое. Вот я молодой… Я был не против соблазнить девушку. Но, чтоб это была исключительно моя заслуга. А не чтоб та была шлюхой. Или не чтоб мне на неё указали, как на б…ь. Но, вспоминаю случай, когда я познакомился с одной на танцах. А та была с подругой. А я был с сослуживцем. Командировка. И мы пошли их провожать. И на завтра договорились встретиться у них уже с выпивкой и с привлечением ещё одного нашего и ещё одной их подруги, не присутствующих. И ситуация стала мною не управляемой. И назавтра встретились. И я, будучи немного не в себе от такого поворота дел, был возбуждён через меру. И всё-таки улучшил минутку и удрал от них. Но был же момент, что я и пошёл, и духарился…

    Революция и какое-то участие на её стороне, может, подействовали на Лентулова отрезвляюще, как на меня та вечеринка на шестерых с непредсказуемыми последствиями. И… он ударил по тормозам. Чтоб оставаться собою.

    Лентулов. Улица в Сергиевом Посаде. 1922.

    Лентулов. Закат на Волге. 1928.

    Лентулов. Солнце над крышами. Закат. 1928.

    Грубо: мазки, цвета... Да. Но. Как запредельное возбуждение, втайне готовое скакнуть в апатию.

    16 августа 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340906  2018-10-10 12:40:51
Sweetheart
-

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100