TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.11.2018
14:09

Не ахти что

    Я смущён. Собою. Я заметил, что зачастую стал писать не потому, что меня распирает вдохновение, а потому что люблю писать. Нет, я, конечно, учитываю нужду читателя (да . . .

29.11.2018
16:46

Пустота

    Мысли и переживания при чтении романа Варламова Диво! Слезами быстро наполнились глаза мои на 24-й странице: "- Я на читателя хочу учиться”. Это Павлик говорит, . . .

22.11.2018
18:47

Три загвоздки.

    Речь пойдёт о трёх проблемах в искусство- и литературоведении и о том, как на них реагируют разные исследователи. Одна – проблема подсознательности идеала, . . .

14.11.2018
20:27

Отчаяние - это иногда наиивный оптимизм.

    Вы подумали, что такое название – абсурд? – Ошибаетесь. Вот наслал Бог змей на взбунтовавшихся против Него из-за голода в пустыне евреев при исходе из Египта. И . . .

12.11.2018
13:29

А что если?..

    А что если Рязанов не менялся? И в 1966-м, когда снял “Берегись автомобиля”? Ну посмотрите на последние кадры… Ну ненормальный же этот Деточкин. И фамилия . . .

11.11.2018
21:25

Домысел.

    Мне надо объяснить себе, почему у Феофана Грека Иисус Вседержитель грозный, Феофан Грек. Спас Вседержитель. 1378. Роспись. а у его ученика в “Преображении” (1403) в . . .

08.11.2018
15:16

Схватка в фейсбуке.

    Окончившаяся, как это часто бывает в фейсбуке, не приспособленном для истины, стиранием того комментария, который невозможно оспорить. Косым шрифтом – мой . . .

07.11.2018
15:03

Индикоплов.

    С. Воложин. Индикоплов. Лишь несказа`нное может быть содержанием литературного, как и всякого другого художественного произведения. Вейдле Есть шанс набрести . . .

06.11.2018
16:29

Пётр Голощапов и Владислав Рослякоа.

    Я начну издалека. А по дороге попробую понять Владислава Рослякова, убившего себя и 20 человек. По-моему, прав и не прав Путин, виня глобализм в той дикой трагедии. А . . .

01.11.2018
22:40

Вечное ницшеанство.

    Мне грустно. Когда-то я бросил писать о “Станционном смотрителе” Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 . . .

28.10.2018
10:44

В связи с юбилеем Марка Захарова.

    Для меня, человека не театрального, Захаров существует как антисоветчик, сжёгший перед телекамерой свой партбилет, когда это было уже не страшно сделать. (Его . . .

27.10.2018
12:36

Стыдно.

    Сегодня я впервые получил возражение по сути своего, если можно так выразиться, творчества. Суть – это что я объявил себя вправе считать неожиданность чего-то в произведении или недопонятность следом подсознательного идеала художника. Именно подсознательного. Правом моего вкуса, иначе говоря, объявил. Возражение – что это моя иллюзия, а истина – пустота такого права.

    А я как раз в эти дни получаю один за другим отрицательные результаты собственных проверок себя на истинность одного моего суждения.

    Дело в том, что я по первому рассказу книжки Шаргунова “Свои” (2018) – “Террор памяти” пришёл к выводу (см. тут), что это – произведение ницшеанца. Вполне качественное, ибо идеал этот у автора подсознателен.

    И вот, сколько дальше ни читаю этот сборник рассказов, больше ни один не подтверждает этого вывода. Нет, второй подтвердил, но с натяжкой, заставляющей отказать Шаргунову в высокой художественности. А дальше – стоп. Всюду господствует сознание. И как-то обидно. И невыразимо стыдно. Боюсь, из-за того, что он моё, - человека, не критика, - мировоззрение (отдающего должное СССР-овскому лжесоциаизму) гладит по шерсти, а хвалить я его не могу. По ощущению вкуса, вышеописанного.

    Ну есть у него писательское мастерство. Например, в рассказе “Русские на руинах” только в название вынесена словами безнадёжность относительно России. Страстное переживание от лицезрения процесса её исчезновения, присутствия при последних её судорогах – спрятано в подтекст. Самохвальство членов клуба поэзии "под названием “Сладостное слово”” дано приёмом так называемого персонализма – от имени персонажей, которые убоги, как их стихи:

     

    Люблю тебя в разгаре мая

    Временно, значит, люблю. Что это за любовь, если она так сама себя рассматривает? А эти неизбежные навязчивые ассоциации… Люблю тебя, Петра творенье… Люблю грозу в начале мая…

     

    И холодно когда, люблю,

    Спохватилась авторесса, дескать, нехорошо любви себя ограничивать временем весны и пиком её (весны и любви) протекания. Как-то к вечности надо, мол, подтянуть и неизменности. Для того и "холодно” пришлось выпятить постановкой его не в обычный порядок слов: И когда холодно, люблю.

     

    Навек душа твоя родная,

    Вот и полагающаяся по шаблону вечность “в лоб” прорезалась.

     

    За всё тебя благодарю!

    И ещё одно слово-Абсолют (маслом кашу не испортишь) "всё” сюда же… – А глагольные рифмы-примитивы? – Так кто ж знает, что так – стыдно?

    Персонализм, в общем. Автор за персонажей не отвечает. Он ужасается. С мучительным стыдом:

    "Когда настало время объявить [я-повествователю, писателю из Москвы, не отличающемуся от Шаргунова] победительницу, сказать оставалось одно:

    - Прекрасные! Все стихи прекрасные!”

    Сердце кровью обливается, за Россию, гибнущую, мол, и настоящую и за Шаргунова, несчастного не только политически, но и художественно.

    И мне пришлось впервые врать жене, что её тут спасут в нашу последнюю ночь, когда мне уже врачи сказали, что она умрёт через дни или часы.

    Грешен. Я попробовал подумать, что это типичное для ницшеанства доведение читателя до предвзрыва, предвзрыва такой силы, что он способен уничтожить весь Этот мир. Чехов так не раз поступал. Но у Чехова не было виновника. Весь Этот мир был виновен. А у Шаргунова винованик есть – капитализм, сменивший социализм (я всегда присоединяю к этому слова “так называемый”). Этому – способом от противного – посвящена первая часть рассказа, отделённая пробельной строкой от описания собрания клуба поэзии. Там Виктор Евгеньевич “в лоб” рассказывает приезжему писателю-москвичу о могучем (я посмотрел в интернете) Алтайском тракторном заводе во времена СССР, в рассказе не названном. И так же “в лоб” рассказано тем же персонажем о людских катастрофах от реставрации капитализма.

    То есть ни о каком Абсолюте (как у ницшеанца) речи быть не может. Автор идеалом имеет если и не реставрацию социализма, то изменчивость, а не Вечность или Вневремённость.

    Погибаю, но не сдаюсь!

    Об этом говорит и пейзажный зачин: "Собиралась гроза…”, и намёк перед концом:

    "…чтение продолжалось, сырость пахла сладостно и сложно, хвоей после дождя и океанским бризом, и мне показалось, это катакомбы и первые христиане…”.

    Кто образован, знает, КАК преследовали первых христиан, и способен соотнести, КАК христианство после этого взлетело.

    То есть Абсолют тут у Шаргунова прямо противопожный ницшеанскому иномирию “над Добром и Злом”. Он чем-то подобен христианству с его идеалом в сверхбудущем. Это старый коммунизм, раз только хорошо тут о так сказать социализме. – Способом намёка. То есть ничего от подсознания. Ибо даже и новизны нет. Да и просто намёк шит белыми нитками по чёрному.

    Правда, возразят мне: а как же с чувством неловкости так и реющим повсюду?

    Рискну предположить, что тут-то художественное чувство у Шаргунова взяло верх над публицистическим началом. Его подсознание чувствует, что он написал не художественное произведение, не движимое подсознательным идеалом, а – сознательным, пусть и невнятным: чем-то старокоммунистическим. (Потому старо-, уточню, что новый врагом своим имеет неограниченный прогресс, на который замахивался и лжесоциализм, и молится теперешний капитализм; в новом же – акцент на РАЗУМНЫХ потребностях каждого).

    Стыдом Шаргунов развенчал своё сознание. И, мне хочется думать – косвенно подтвердил, что в последней глубине души он – ницшеанец всё-таки. Но этого не знает. Как и полагается художнику.

     

    Неужели такая красота логики есть моё хитросплетение? Воздушный шарик, как возразил мне сегодня мой серьёзный укоритель…

    25 октября 2018 г.

    Так не полагается… Я статью отправил в журнал, а решил её продолжить…

    Ну и что? Я всё, что ни написал, могу считать написанным в порядке постановки вопроса, потому что железной определённости в интерпретации быть не может до тех пор, пока не научатся объективно фиксировать различие между подсознательным идеалом и другими подсознательными явлениями.

    Итак.

    Не исключено, что я просто плохо вживаюсь в идеал всеобщего блага в сверхбудущем. Всё-таки я – атеист, а Шаргунов имеет большой опыт участия в христианских ритуалах. И христианский Бог всё-таки принял смерть в Этом, плохом мире. Смерть для христианина есть переход в лучший мир. Что, если Шаргунов готовит в своих произведениях конец одного за другим дорогих ему объектов Этого мира, той же России или вообще живого существа, например, ящерицы из рассказа “Укол в сердце”, или (из рассказа “Свой”) добровольца на войну на Донбасс Ильи из Москвы… Готовит ради иномирного (как и у ницшеанца) идеала, но тот – христианский! Просто христианский!

    Он понимает, что возрождения веры в России ещё не произошло, что даже воцерковлённые, которых меньшинство, всё равно не истинно верующие, ибо Эту жизнь ценят превыше всего, и потому являть им свой идеал того света не намёком – это оттолкнуть их от христианства… Вот и… Даёт намёки.

    Что если, кстати, и Путин такой? Раз тот свет так хорош, то и надо весь мир привести к нему. И потому он высказывает раз за разом такое запредельное: “А зачем нам нужен такой мир, если в нём не будет России?”, “Мы как мученики попадём в рай, а они просто сдохнут”.

    Какие-то крайние проявления такой веры – самоубийство почти тысячи человек в Гайане. Другие крайние проповедуют прекращение деторождений. А Путин, нормально верующий, просто готов уничтожить человеческую цивилизацию, если начнётся война по уничтожению России. Так, мол, предначертано – быть концу света. Вон, и принцип Ферми о чём-то том же говорит: не зря молчит Вселенная, цивилизации кончают с собой. Так лучше умереть с верой в христианский тот свет, чем иначе.

    И смущение Шаргунова такой вот природы…

    А “Террор памяти” - это искушение себя, христианина (как дьявол Иисуса искушал) противоположным и равномощным по метафизичности, ницшеанским идеалом…

    26.10.2018.

26.10.2018
10:10

Настырье.

    Такого слова, может, и нет, но “Настырность” я уже применял для названия статьи. Я запомнил, как передо мной раскололась дама, сидевшая при книге отзывов о . . .

22.10.2018
10:31

Что теперь патриарх Константинопольский Варфоломей так спешит с новым расколом?

    В моей жизни было по крайней мере одно видение. На Украине. Я не считаю случай миража. (Я его ребёнком увидел, будучи в Средней Азии, на горизонте в виде цепи облаков . . .

20.10.2018
13:17

Снова и снова

    Каждый про себя знает, что, если что забыл и хочешь вспомнить, надо думать о чём-то около, и – вспомнится забытое. Представляется, что что-то подобное происходит с . . .

19.10.2018
14:12

Шаргунов со мной, наверно, не согласится.

    Уж не помню, к каким выборам это было… Коммунисты Зюганова собрались на съезд. Его транслировало ТВ в прямом эфире. Я слушал и возмущался. Ну к революции призывают . . .

16.10.2018
09:14

Вопрос на засыпку.

    Ко дню рождения С. Г. Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная . . .

12.10.2018
19:54

Мазохизм Жилинской.

    Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который . . .

11.10.2018
10:23

Тошно. (Что хотел сказать своим фильмом Серебренников)

    Мне хочется начать, как часто со мною бывает, с себя. Вспомнилось, как мне стало тошно от пресыщения. Вспомнилось от песни Науменко “Лето” (песня для Цоя 1982, . . .

09.10.2018
22:32

Ой, я, кажется, попал!

    Я, наверно, сначала расскажу, как я попал… Мне понадобилось получить образование, кто такой Лентулов. Я стал читать и прочёл: "Возникновение подобной живописи . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100