TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.02.2016
11:19

Нравится, и всё.

    Грешен: нравятся мне такие картины.

    Раффалт. Возвращение на родину. Вечерний свет. 1845. Дерево, масло.

    Грешен, потому что великий Александр Бенуа ругательно называл это дюссельдорфщиной.

    Я конечно могу рассуждать про – сколько? посчитать надо – 8 планов (действительно, парадоксально много)… За парадоксальность и свой опыт обращения к счёту планов и обнаружения их парадоксального количества (только опыту и открывающийся), я могу, конечно, объявлять, что это множество скрыто от сознания не только простого зрителя, но и самого художника, в трансе наращивавшего число планов… И потому-де мне нравится: подсознание моё, спознавшееся с подсознанием художника, виновато… Но вздрогнул я (фигурально выражаясь) от верности тона облаков. И то – вряд ли верно. А верно… В небесах торжественно и чудно… Огромное небо, прибежище мечтаний романтиков, которым на земле худо… Про “худо” говорят (это я потом заметил) и меланхолические ноты в названии: “Возвращение” и “Вечерний”.

    (Анекдот. Я сначала не разобрал и принял за подпись к этой картине – другую, где дата была 1971 год. И мне стало муторно: к такому году романтизм в Германии был уже давно пройденным этапом. А я ж не хочу никаких скандалов… Слава богу, всё образовалось.)

    Ялмар Мунстръелм. Лесная лужа в лунном свете. 1883.

    Куинджи какой-то…

    Что худо на этой земле – стало как-то стыдно печалиться. Зло – норма. (Это отражается в резкости письма.) И хочется вообще в иномирие. – Так меня ведёт выработанный шаблон мысли.

    Интересно: это можно как-то проверить в данном случае?..

    Хм. Мунстръелм кончил Дюссельдорфскую академию художеств…

    И вообще, есть и другая репродукция.

    И никакого, как у Куинджи, поворота к декоративности (искажению действительности), что могло б намекать на тягу к иномирию.

    И я не знаю, оцепенел ли б я, проходя мимо этой картины в музее. И верность тона облаков, не знаю, подействовала ли б на меня.

    Что это – реализм? Мудрый. Не надо, мол, впадать в крайности (есть и тёплые оттенки в этом холоде ночи).

    Трудно мне. Грызу себя поедом. Мне мало ощутить, нравится мне вещь или не нравится, и быть спокойным в любом случае. Мне надо выкопать из самого себя, почему мне нравится. И мне хочется в последнее время, чтоб выкопанное было универсальным, а именно, чтоб можно было доказать, что то, за что понравилось, оказывается, связано с подсознанием и художника, и моим. – Ну? Представляете задачку?

    Прекрасное, присутствующее в природе в “Возвращении на родину”, есть образ прекрасного в собственной душе измученного судьбой Раффалта. Так говорит теория романтизма. То есть надо искать в картине проявления конкретного и субъективного. Так конкретное-то тут есть – силуэты гор Каленберг и Леопольд. "К северу от Вены, на самой окраине города, возвышаются две практически одинаковые горы” (http://travels.co.ua/rus/austia/vena/kalenberg.html).

    Но кто это может знать, кроме побывавших в Вене?

    Или всё же чувствуется, что пейзаж – не условный?.. Жалкое деревце (второе справа) среднего плана свидетельствует об этом. И в глаза это не бросается. То есть – воспринимается подсознанием. Да можно и про художника думать, что не нарочно он нарисовал такую чахлость, явно желая нарисовать красоту.

    За субъективность сойдёт акцент на воздушной перспективе. Влажный воздух чуть ли не осязаешь, глядя. Отлично индивидуализм (а он как цель годится для выражения субъективностью) описал Лев Толстой:

    "Я люблю природу, когда она со всех сторон окружает меня и потом развивается бесконечно вдаль, но когда я нахожусь в ней. Я люблю, когда со всех сторон окружает меня жаркий воздух, и этот же воздух, клубясь, уходит в бесконечную даль, когда те самые сочные листья травы, которые я раздавил, сидя на них, делают зелень бесконечных лугов, когда те самые листья, которые, шевелясь от ветра, двигают тень по моему лицу, составляют синеву далекого леса, когда тот самый воздух, которым вы дышите, делает глубокую голубизну бесконечного неба, когда вы не одни ликуете и радуетесь природой, когда около вас жужжат и вьются мириады насекомых, сцепившись ползают коровки, везде кругом заливаются птицы”.

    Только у Толстого воздух жаркий, а у Раффалта – влажный.

    Раффалт. Перед грозой. 1847.

    Меня могут подловить знатоки, что тут-то точно не романтизм, и стиль бидермайер.

    "Принято считать, что бидермайер культивирует состояние самоуспокоенности, “священного личного мирка”, т.е. приспособляемость немецкой буржуазии к политике… Бидермайер, вероятно, был рождён на волне желания бюргерского общества отмежеваться от общественных проблем и глобальных катаклизмов, ограничиться комфортным и спокойным существованием в своём “уютном мире”… за бидермайером также закрепилось название “ранний реализм”… абсолютно конкретное, без классицистской идеализации воспроизведение действительности” (http://www.wm-painting.ru/BidermaerDesignStyle).

    И Раффалта таки и называют художником бидермайера.

    Это отсутствие идеализации очень хорошо видно на архитектуре лачуги, на курах, на том, чем занимается женщина.

    Но в “Возвращении на родину” такого акцента нет.

    Здесь

    Раффалт. Пейзаж в Караванке.

    Тоже.

    Раффалт. Бурный ландшафт.

    Эта картина особенно хорошо противоречит бидермайеру с его:

    "На смену чтимой романтиками "творящей жизни" пришёл бюргерский послевоенный настрой на отдых и умиротворение в повседневности” (Там же).

    Хоть на земле именно умиротворение, но в небе – совсем наоборот.

    Раффалт. Возвращение домой в вечернем свете.

    Тут – тоже. Явно мировая скорбь ещё не изжита.

    Промежуточный художник – Раффалт. Хоть (по последней репродукции) иногда кажется, что он ещё немного – и сделает шаг к Куинджи, из романтизма ушедшего через световые эффекты в иномирие ницшеанства, совсем-совсем уж не приемлющего Этот мир.

    Но стремление в иномирие может осуществиться и не метафизически, а в земную Вечность – в образ народного менталитета, не меняющегося веками и тысячелетиями, что так же вызывает мурашки на спине, как и метафизика.

    Вот именно туда и повернул Ялмар Мунстръелм.

    Ялмар Мунстръелм. Поздняя луна зимой.

    Он финн. И гордится… скудостью родной природы. В том он видит исключительность и народа и окружающей его природы. А исключительность – это уже из рода ницшеанства. И крайность.

    А что я невпадание в крайности увидел в “Лесной луже…”… Так то было заблуждение, необходимое, чтоб отстраниться от уходящего в абстрактную метафизику Куинджи.

    Куинджи нескромен. А Мунстръелм скромен. Я б, уверен, и не остановился б возле его картин, висящих в ряду с другими. Но не является ли и это фактом, который можно объяснить тоже подсознательным: я не финн, мне их менталитет чужд, вот я и не клюнул на обращение к чужому менталитету. А финн, наверно б насторожился, почуяв родное.

    Есть люди, которых бесит моё обращение к подсознательному. Им нравится, и всё. Без рассуждений. Вкус – их икона.

    А мне этого мало.

    4 февраля 2015 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
333645  2016-02-05 13:50:47
sweetheart
-

333646  2016-02-05 14:45:46
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Ну, что от него ждать ? - Он только ахает и ахает. И ни-и-икакого АНАЛИЗА.

Позвольте Вам напомнить про ваше презрение к тем, кто "ахает", когда встречается неожиданное в тексте или картине. И ХОЧЕТСЯ поделиться с Читателем - Зрителем. А глядь - Вы послушно повторяете наше малокультурное "аханье". Ну вот Ваша реплика-отметина :

" ... Но вздрогнул я (фигурально выражаясь) от верности тона облаков ... "

Это по поводу картин Раффалта - "Возвращение на родину", "Пейзаж в Караванке". Спасибо за хорошую подборку картин. Особенно, - эти две.

Чудесный и органичный переход от СОЛНЕЧНОСТИ к угрюмой, мрачной ОБЛАЧНОСТИ.

Вот видите, Вы прекрасно миновали эту самую пресловутую бессознанку (или в вашей транскрипции - бессознательное). Удачи.

333647  2016-02-05 15:09:43
Воложин
- Вот чудак.

Это ж я позволил себе слабость.

333648  2016-02-05 15:17:00
Воложин
- Вдогонку.

Только что, разыскивая, поставлена или нет недавняя статья в одном журнале, я наткнулся на одну свою старую статью, перечитал, и аж мороз по спине продирал. Там о Левитане. О котором совсем много лет назад я не мог двух слов связно сказать. Вот эт-то статья так статья! – Один такой отзыв написал: «Я заворожён этой работой Соломона Воложина, его особой, своеобразной, но, при этом, очень органичной прозой - такой "левитановской" по самой своей природе. Мои поздравления и автору, и альманаху!».

333649  2016-02-05 16:35:07
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Ну, это просто - прелесть, как - Вам подходит. Органика :

" ... Вот эт-то статья так статья! – Один такой отзыв написал: «Я заворожён этой работой Соломона Воложина,

его особой, своеобразной, но, при этом, очень органичной прозой - такой "левитановской" по самой своей природе. Мои поздравления и автору, и альманаху!». ... "

---- ---- ----

Напомню, - Читателю. Это уважаемый автор - о себе, любИмом. Как там, в фольклоре по этому поводу ?

- САМ себя НЕ ПОХВАЛИШЬ, - целый день, КАК ОПЛЁВАННЫЙ ! Да, уж. Что выросло, ТО выросло.

333650  2016-02-05 17:15:32
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Спасибо за ссылку на Вашу статью о Левитане (художник, пейзажист) в журнале "Семь искусств", №12, 2010. Разумеется, выделил те фрагменты, где про Сибирь, А.Чехова :

" ... «Сталкиваясь с пространственной бесконечностью тайги, отсутствием цивилизации и невозможностью ее – "Холодно!” – Чехов находит то, за чем отправлялся в путешествие [на Сахалин] – время стоит».

«Холодно! Ни жилья, ни встречных... Ничто не шевелится в темном воздухе, не издает ни звука, и только слышно, как стучит возок о мерзлую землю да, когда закуриваешь папиросу, около дороги с шумом вспархивают разбуженные огнем две-три утки...

Подъезжаем к реке. Надо переправляться на ту сторону на пароме. На берегу ни души.

– Уплыли на ту сторону, язви их душу! – говорит возница. – Давай, ваше благородие, реветь.

Кричать от боли, плакать, звать на помощь, вообще звать – здесь значит РЕВЕТЬ , и потому в Сибири РЕВУТ не только медведи, но и воробьи и мыши. "Попалась Кошке – и РЕВЁТ", – говорят ЗДЕСЬ про Мышь. ... "

Начинаем реветь. Река широкая, в потемках не видно того берега... От речной сырости стынут ноги, потом всё тело... Ревем мы полчаса, час, а парома всё нет. Надоедают скоро и вода, и звезды, которыми усыпано небо, и эта тяжелая, гробовая тишина» (Чехов).

----------- ----------- ----------

Опять же, - катта рахмат.

333654  2016-02-05 20:48:11
Александр Покрышкин
- Г-н Лисинкер, не поддавайтесь на провокации графомана. Воложин не заслужил внимания психиатров, но надеется на Ваше.

30.01.2016
18:24

Жаль, что не принят термин околоискусство.

    На днях мне предложили пройти тест (http://www.colta.ru/articles/club/6844#question), насколько я понимаю современное искусство. Предложивший тест не прошёл, а я прошёл: “Похоже, что вы . . .

26.01.2016
10:23

Поплыла Поплавская.

    Критика Поплавской, поставившей фильм (1990) по повести Лескова (1872-1873) “Очарованный странник”, по-моему, пройдёт легче, чем критика самого Лескова. Повесть Лескова . . .

20.01.2016
22:14

Украйина цэ Йевропа.

    Поглядев на картины Михайло Деяка, я подумал, что не только американские гранты устремили мечты украинцев на Запад. Італія. 2012. Блакитні пальми. 2012. Острів . . .

13.01.2016
15:46

Даёшь "ЗАЧЕМ ТАК"!

    Я люблю читать корифеев. У них можно осознать массу нюансов касательно того, КАК сделано произведение искусства. Воспитанный в советской школе, нацеленной на . . .

09.01.2016
13:34

Чууууудно

    Художественное произведение приводит нас в восторг и в восхищение именно той своей частью, которая неуловима для нашего сознательного понимания. Гёте . . .

03.01.2016
16:30

Навскидку

    Я случайно наткнулся на такое стихотворение Окуджавы (оно было напечатано без даты создания): Немоты нахлебавшись без меры, с городскою отравой в крови, . . .

02.01.2016
14:17

Доказательство ли...

    Сначала – несколько афоризмов Юлия Андреева. "Иногда приятно вспоминать даже то, чего не было”. “Либералы считают, что червяк полетит, если создать ему условия . . .

01.01.2016
15:33

Против Жолковского

    Что именно против Жолковского, - “Рай, замаскированный под двор: заметки о поэтическом мире Булата Окуджавы" (2005), - я ещё не знаю. Но будет. Хотя бы по двум . . .

20.12.2015
20:49

Мельник против Куваева и Сурина в своём фильме "Территория".

    Ну вот. Высохли глаза и я должен написать об этом фильме Мельника “Территория” (2014). Плохое слово “должен” в данном случае… Хм. А ведь это слово – было моё личное . . .

14.12.2015
20:13

Что "сказал" Поллок.

    Это – продолжение предыдущей статьи (см. тут). Ещё один щелчок по носу того высокомерного ментора, уверенного в непогрешимости своего вкуса и отказавшего . . .

13.12.2015
14:32

Что замалевал Малевич.

    Один крайне высокомерный человек в одном своём писании, выглядящем – как всегда у него – некими неоспоримыми скрижалями завета между людьми и им, непогрешимым, . . .

11.12.2015
23:02

Доказательство.

    Доказательство того факта, что художники по натуре стихийно выражаются противоречиями (и в том состоит артистизм), а иногда они противоречиями же выражают своё . . .

27.11.2015
18:31

Я оторвался от публики.

    Я оторвался от публики в своей любви к искусству. И отрыв произошёл из-за моего пристрастия к глубокому постижению произведений. И если публика прельщается . . .

23.11.2015
22:30

Принципиально всё позволяю себе!

    или Что значит влияние начавшегося первичного накопления. Начинал Микеланджело противоположно тому, чем кончил… Первая его скульптура вполне недоницшеанская . . .

19.11.2015
10:31

Ещё о Давиде.

    Я получил совершенно нелепое возражение, дескать, нет на лице у микеланджеловского Давида следов душевной бури, которая, писал я, явилась той второй частью, . . .

15.11.2015
11:49

Срыв гения.

    Мне кажется, что я могу проиллюстрировать свою любимую мысль, дескать, когда художник знает, что он хочет выразить, то у него произведение получается хуже, чем . . .

12.11.2015
16:23

Вух!

    Логика требовала… Но я не ожидал, что так здорово требование оправдается. Это фото фрагмента лица статуи Микеланджело “Давид” (1504). И вы посмотрите, какая буря у . . .

10.11.2015
13:21

Прав или не прав Путин.

    Вот его проект закона: "Статья 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении . . .

08.11.2015
22:32

Поплакать в жилетку.

    Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html. Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100