TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.01.2016
18:24

Жаль, что не принят термин околоискусство.

    На днях мне предложили пройти тест (http://www.colta.ru/articles/club/6844#question), насколько я понимаю современное искусство. Предложивший тест не прошёл, а я прошёл: “Похоже, что вы . . .

26.01.2016
10:23

Поплыла Поплавская.

    Критика Поплавской, поставившей фильм (1990) по повести Лескова (1872-1873) “Очарованный странник”, по-моему, пройдёт легче, чем критика самого Лескова. Повесть Лескова . . .

20.01.2016
22:14

Украйина цэ Йевропа.

    Поглядев на картины Михайло Деяка, я подумал, что не только американские гранты устремили мечты украинцев на Запад. Італія. 2012. Блакитні пальми. 2012. Острів . . .

13.01.2016
15:46

Даёшь "ЗАЧЕМ ТАК"!

    Я люблю читать корифеев. У них можно осознать массу нюансов касательно того, КАК сделано произведение искусства. Воспитанный в советской школе, нацеленной на . . .

09.01.2016
13:34

Чууууудно

    Художественное произведение приводит нас в восторг и в восхищение именно той своей частью, которая неуловима для нашего сознательного понимания. Гёте . . .

03.01.2016
16:30

Навскидку

    Я случайно наткнулся на такое стихотворение Окуджавы (оно было напечатано без даты создания):

     

    Немоты нахлебавшись без меры,

    с городскою отравой в крови,

    опасаюсь фанатиков веры,

    и надежды, и поздней любви.

    Как блистательны их карнавалы —

    каждый крик, каждый взгляд, каждый жест…

    Но зато как горьки и усталы

    окончания пышных торжеств!

    Я надеялся выйти на волю.

    Как мы верили сказкам, скажи?

    Но мою злополучную долю.

    утопили во зле и во лжи.

    От тоски никуда не укрыться,

    от природы ее грозовой.

    Между мною и небом – граница.

    На границе стоит часовой.

    Я его прочёл, оно было про меня (я, наверно, фанатик веры в коммунизм, раз признаюсь в этом сейчас, в 2015 году; кстати, непосредственно после провала строителей боливарианского социализма в Венесуэле). И я обиделся на Окуджаву. Но тут же вспомнил, что он же предал идеал левых шестидесятников (спасти больной социализм) ещё в 60-е годы. Что ж от него хотеть, если это стихотворение написано позже. Но позже ли оно написано? – Стал искать. Еле нашёл: в 1993-м году. Году расстрела Ельциным здания для Верховного Совета.

    Я обиделся, потому что не мои "блистательны карнавалы”. Я отказывался вступать в партию на первой в жизни работе, я тихо не стал на комсомольский учёт, когда эту работу сменил. Я разочаровался в коммунистах и комсомольцах, но не в коммунизме. Я лишь иногда дохожу до пафоса в своих писаниях, когда думаю, что вижу в ином художнике своего единомышленника, скрыто (а настоящий художник всегда скрыто) выражающего свой идеал, и раскрываю этот идеал моим читателям, присоединяясь к тому идеалу. Какой уж тут блеск и карнавал? То – про победителей. А я потерпел поражение от истории.

    Однако и "горьки и усталы” – это не про меня. Что мне поражение от истории, если я верю в сверхисторию. Не в мистическую, а просто в очень далёкую.

    С этого я начинал разбираться в стихотворении. И было очень стыдно, что на меня действует содержание, что ли, а не форма. А что говорит мой бог Выготский? “Мысль в литературном произведении 1) или такой же материал, как произносительная и звуковая сторона морфемы, 2) или же инородное тело”. Так что есть мысли в данном стихотворении Окуджавы?

    Имеет или не имеет значение, КОГДА написано это стихотворение: до или после подписания “Письма сорока двух", опубликованного 5 октября и говорящего о событиях 3 октября, которых всё же мало кто видел? До или после танкового расстрела Дома Советов 4 октября, который видели все? До или после интервью?

    " — Булат Шалвович, вы смотрели по телевизору, как 4 октября обстреливали Белый дом?

    — И всю ночь смотрел.

    — У вас, как у воевавшего человека, какое было ощущение, когда раздался первый залп? Вас не передернуло?

    — Для меня это было, конечно, неожиданно, но такого не было. Я другое вам скажу. С возрастом я вдруг стал с интересом смотреть по телевизору всякие детективные фильмы. Хотя среди них много и пустых, и пошлых, но я смотрю. Для меня главное, как я тут понял: когда этого мерзавца в конце фильма прижучивают. И я наслаждаюсь этим. Я страдал весь фильм, но все-таки в конце ему дали по роже, да? И вдруг я поймал себя на том, что это же самое чувство во мне взыграло, когда я увидел, как Хасбулатова и Руцкова, и Макашова выводят под конвоем. Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это — заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело. Хотя для меня было ужасно, что в нашей стране такое может произойти. И это ведь опять вина президента. Ведь это все можно было предупредить. И этих баркашовцев давно можно было разоружить и разогнать — все можно было сделать. Ничего не делалось, ничего!

    — А с другой стороны, если бы президент пытался что-то предпринять раньше, демократы первые начали бы заступаться: дескать, душат демократию...

    — Вот-вот, у нас есть такая категория либеральной интеллигенции, которая очень примитивно понимает нашу ситуацию. С точки зрения идеально демократического общества — да. Но у нас, повторюсь, нет никакого демократического общества. У нас — большевистское общество, которое вознамерилось создавать демократию, и оно сейчас на ниточке подвешено. И когда мы видим, что к этой ниточке тянутся ножницы, мы должны как-то их отстранить. Иначе мы проиграем, погибнем, ничего не создадим. Ну а либералы всегда будут кричать. Вот Людмила Сараскина, очень неглупая женщина, выступила с возмущением, что, дескать, такая жестокость проявлена, как можно, я краснею. Пусть краснеет, что же делать. А я думаю, что если к тебе в дом вошел бандит и хочет убить твою семью... Что ты сделаешь? Ты ему скажешь: как вам не стыдно, да? Нет-нет, я думаю, что твердость нужна. Мы — дикая страна”. (http://piter.fm/music/%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82-%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0/artist-about).

    Имеет значение, повторяю, КОГДА написал это стихотворение Окуджава: до или после оправдания своего интервью (мол, "дикая страна”):

    "В газете „Подмосковные известия“ я высказывался против Хасбулатова, Макашова, Руцкого, которых не приемлю. Но не против простых людей” (Там же).

    Или значение время написания стихотворения не имеет, раз и "дикая страна”, и "не против простых людей”?

    А это – выражение обыкновенного идеала типа Барокко (соединение несоединимого), мудрость, если одним словом.

    Я прочёл, что было 3 октября. Я понял: была-таки "вина президента”. Но имеет ли эта мысль значение минус приёма для стихотворения, где "утопили во зле и во лжи” не образца 1993 года предатели коммунизма (ельцинисты-бывшие-коммунисты)? Ведь в стихотворении утопители – предатели коммунизма более ранние (сталинисты)… Особенно – те, кто понял, что к "сказкам” относится коммунизм.

    То есть, ельцинисты не при чём, для этого стихотворения, что бы они ни натворили 3 октября. Ибо они – реалисты, а не идеалисты, не комиссары в пыльных шлемах, раз те переродились и "утопили во зле и во лжи”.

    Или, - раз "От тоски никуда не укрыться, / от природы ее грозовой”, - про ельцинистов он предвидит то же "утопили”?.. И тоже не важно, до или после октября 93-го сочинено стихотворение? – Судя по тому, что стали позже в стране "простых людей” демократию называть дерьмократией, может, Окуджава предвидел и это, раз он мудрый реалист? Реализм же это как раз и есть предугадывание социального будущего… Какие б реалисты-в-жизни его ни творили, клянясь "небом”… И реалисту в искусстве только и остаётся, что констатировать: "Между мною и небом – граница. / На границе стоит часовой”. И бороться с часовым – то же, что превратиться Окуджаве в таких же "Хасбулатова и Руцкова, и Макашова”, 3 октября обратившихся вдруг в "фанатиков веры, / и надежды, и поздней любви", в идеалистов… Да и в Ельцина, нарекаемого романтиком иными.

    И тогда я выкарабкался из позорных для литературоведа личных ассоциаций от стихотворения, достигнув понимания идеала Окуджавы в 1993 году: соединения несоединимого, если воспеть несоединимость неба и земли. Ибо воспевание-то – явь! Явь созданного стихотворения. Сочинил – и стало легко… Соединил несоединимое.

    И тогда я могу честно восхититься словами автора, у которого я наткнулся на окуджавское стихотворение:

    "…а существует ли опасность вненаучного субъективистского произвола, „растаскивающего“ Пушкина и Толстого во множество своих обособленно-личных уголков, так что искусство, объединяющее людей, опять-таки уничтожается, перестает существовать?

    Чем реальнее эта вторая, субъективистская угроза, тем важнее научное охранение: именно наука учит умению перенести центр тяжести исследовательского внимания с себя на предмет. Если же говорить специально о филологической науке, то она более всего учит пониманию другого в его подлинной сущности и специфике – пониманию, которое не может и не должно быть подменено самовыражением и самоутверждением” (Гиршман).

    Но я не согласен с Гиршманом, сказавшем о разбираемом стихотворении вот что:

    "Выбор перед лицом неразрешимых конфликтов XX века не просто труден, он часто представляется реально невозможным, тем более что различные предлагаемые возможности оборачиваются очень опасными утопиями. Об этом, по-моему, одно из стихотворений Булата Окуджавы” (Там же).

    Гиршман тем сделал из Окуджавы буриданова осла, тогда как он таковым никогда не был (осёл умер от голода из-за невозможности выбрать с какого стога кушать сено, а Окуджава жил себе припеваючи), ибо всегда выбирал для себя вполне определённый тип идеала. Последний, барочного типа (соединение несоединимого), тоже не невозможный выбор (постмодернизм, отсутствие в мире того, что достойно быть идеалом), а именно барочного типа идеал. До того у Окуджавы были другого типа идеалы. За измену предшествовавшему идеалу на Окуджаву и набросились неизменившие, когда Окуджава дал то интервью. Пусть даже то интервью и давали в усечённом виде, обращавшем его не против трёх человек, а против большинства в стране, названной Окуджавою дикой.

    Типов идеалов много. И каждый для себя – устами своих адептов – выбирает самые лучшие слова, а для других типов – самые плохие. Например, для бароккца – да простится мне такой неологизм – плохими-для-других словами оказывается: "опасаюсь фанатиков веры”. То есть тот же Высоцкий, например. Да и Блок…

    Я к Блоку не зря свернул. В поисках литературы об отношении Окуджавы к расстрелу Белого Дома я наткнулся на Дмитрия Быкова. Он сближает с Окуджавой… Блока.

    Это быковское сближение опровергать трудно. Потому что для Быкова, опирающегося на Жолковского, не существует разных, скажем грубо, Блоков. Один Блок был бы, если б он творил, исповедуя всегда один и тот же идеал благого для всех сверхбудущего (что характерно, в частности, и символизму: неясное, мол, как в тумане или облаке, сверхбудущее). Но Блок-то от символизма, чем ближе к Октябрьской революции, отходил (см. тут, тут и тут). Отходил от сверхистории к истории, так сильно на него действовали первоначальные большевистские победы.

    Чтоб спорить с Быковым, мне пришлось сперва поспорить и с самим Жолковским насчёт Окуджавы (см. тут). И, когда оказалось, что Жолковский всё разнообразие Окуджавы свёл, по сути, к идеалу типа барокко, то и спорить расхотелось.

    Предатель он, последняя ипостась Окуджавы. И я прав в своём субъективизме к разбираемому стихотворению. Прав потому, что и объективно там выражено мироотношение предателя коммунизма. А гений и злодейство – совместны. Стихотворение образно выражает тоску предателя? – Выражает. – Значит, Окуджава в качестве поэта – молодец, а не в качестве примера столь любезной мне несгибаемости.

    3 января 2015 г.

02.01.2016
14:17

Доказательство ли...

    Сначала – несколько афоризмов Юлия Андреева. "Иногда приятно вспоминать даже то, чего не было”. “Либералы считают, что червяк полетит, если создать ему условия . . .

01.01.2016
15:33

Против Жолковского

    Что именно против Жолковского, - “Рай, замаскированный под двор: заметки о поэтическом мире Булата Окуджавы" (2005), - я ещё не знаю. Но будет. Хотя бы по двум . . .

20.12.2015
20:49

Мельник против Куваева и Сурина в своём фильме "Территория".

    Ну вот. Высохли глаза и я должен написать об этом фильме Мельника “Территория” (2014). Плохое слово “должен” в данном случае… Хм. А ведь это слово – было моё личное . . .

14.12.2015
20:13

Что "сказал" Поллок.

    Это – продолжение предыдущей статьи (см. тут). Ещё один щелчок по носу того высокомерного ментора, уверенного в непогрешимости своего вкуса и отказавшего . . .

13.12.2015
14:32

Что замалевал Малевич.

    Один крайне высокомерный человек в одном своём писании, выглядящем – как всегда у него – некими неоспоримыми скрижалями завета между людьми и им, непогрешимым, . . .

11.12.2015
23:02

Доказательство.

    Доказательство того факта, что художники по натуре стихийно выражаются противоречиями (и в том состоит артистизм), а иногда они противоречиями же выражают своё . . .

27.11.2015
18:31

Я оторвался от публики.

    Я оторвался от публики в своей любви к искусству. И отрыв произошёл из-за моего пристрастия к глубокому постижению произведений. И если публика прельщается . . .

23.11.2015
22:30

Принципиально всё позволяю себе!

    или Что значит влияние начавшегося первичного накопления. Начинал Микеланджело противоположно тому, чем кончил… Первая его скульптура вполне недоницшеанская . . .

19.11.2015
10:31

Ещё о Давиде.

    Я получил совершенно нелепое возражение, дескать, нет на лице у микеланджеловского Давида следов душевной бури, которая, писал я, явилась той второй частью, . . .

15.11.2015
11:49

Срыв гения.

    Мне кажется, что я могу проиллюстрировать свою любимую мысль, дескать, когда художник знает, что он хочет выразить, то у него произведение получается хуже, чем . . .

12.11.2015
16:23

Вух!

    Логика требовала… Но я не ожидал, что так здорово требование оправдается. Это фото фрагмента лица статуи Микеланджело “Давид” (1504). И вы посмотрите, какая буря у . . .

10.11.2015
13:21

Прав или не прав Путин.

    Вот его проект закона: "Статья 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении . . .

08.11.2015
22:32

Поплакать в жилетку.

    Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html. Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться . . .

08.11.2015
13:49

Продолжение предыдущей статьи.

    - Хотите, я вас поймаю? - Хочу. - Прорезюмируйте, какие детали вы истолковали? - Пожалуйста. По мере появления в статье: 1) обнажённость, 2)невыдающееся тело, 3) . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100