TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.01.2016
18:24

Жаль, что не принят термин околоискусство.

    На днях мне предложили пройти тест (http://www.colta.ru/articles/club/6844#question), насколько я понимаю современное искусство. Предложивший тест не прошёл, а я прошёл: “Похоже, что вы – современный художник”.

    А предъявлялись, по-моему, произведения не искусства, а околоискусства.

    Ив Кляйн. Голубой мир. 1957.

    В данном случае я угадал. - Почему? - Я руководствовался тем, что синему (одному из трёх основных цветов: синему, жёлтому и красному) противопоставлены оттенки другого основного цвета - чего-то около жёлтого. То есть не абы что по цвету подбиралось, а по цветонауке. То есть - сознательного происхождения вещь. И - по моему экстремистскому эстетическому мировоззрению - не может быть признана неприкладным искусством. Это - неприкладное околоискусство.

    Напомню: чтоб я назвал искусством, нужна некая непонятность как признак происхождения и подсознания.

    В представленном "Голубом мире" представляются выпяченными школьные годы (глобус) как время отроческого идеализма (голубое). Внешкольная действительность (взрослая, наверно) представлена негативно (грязными оттенками жёлтого, переходящего в коричневый). - Всё шито белыми нитками.

    Другое дело, что кому-то (наверно, правящим кругам) нужно культивировать мироотношение, противоположное коллективизму, с которым СССР недавно победил в мировой войне и теперь, в 1957-м, угрожает миру капитализма. Поэтому имеет смысл коллективизму как-то противостоять. Индивидуализмом. Пусть и из ряда вон выходящим и не понимаемым и не принимаемым западной публикой. Не зря его первая вылазка в область неприкладного искусства

    Ив Кляйн. Expression de l’univers de la couleur mine orange (Выражение мира цветом оранжевого грифеля). 1855.

    была "отклонена жюри" (Википедия). Но потом до идеологов дошла идея конфронтации индивидуализма с коллективизмом, и…

    *

    Следующим в тесте предъявлялось:

    Бэнкси. Граффити на набережной канала в лондонском районе Кэмден.

    Я "ошибся", отказав. И в доказательство приведен такой фотоснимок.

    Понять отчаяние автора надписи можно. Её перевод: "я не верю в глобальное потепление". Киотский протокол, направленный на какое-то противодействие глобальному потеплению (от которого Лондон, например,

    уйдёт под воду) принят, а страны его не выполняют. Под, в частности, предлогом, что не доказано, что глобальное потепление таки будет, а учёные, его предсказывающие, просто подкуплены владельцами атомных электростанций, которым выгодно, чтоб от угольного и углеводородного топлива отказывались в пользу атомной энергетики. Сам я раз как дважды два четыре доказал брату, меланхолически написавшему, как уменьшился какой-то пляж из-за, мол, таяние арктического льда. (Лёд-то имеет удельный вес 0,9 г/см3, а вода 1 г/см3. То есть, когда плавающий лёд растает, он в виде воды займёт объём, равный 0,9 часть объёма, какой он занимал в виде льда. А ведь в виде льда он как раз 0,9 частью своего объёма воду в море вытеснял и тем уровень моря поднимал. То есть, перестав вытеснять, он собою-водою займёт точно такой же объём, какой, будучи льдом, воды вытеснял. То есть уровень океана от таяния морского люда не может подняться.) Я ему написал, что изменчивость береговой линии происходит ежеминутно от ветра, от намывания или смывания песка. Для подъёма же уровня мирового океана нужно таяние материкового льда (Гренландии, Антарктиды, Гималаев), не морского.

    А уже начавшая затопляться надпись Бэнкси способна-таки на увидевших её внушаемых людей типа моего брата здорово повлиять. Паника многих, может заставить правительства Киотский протокол начать исполнять…

    То есть перед нами расчёт Бэнкси не на непринуждённое воздействие на восприемника (что характерно для неприкладного искусства, занимающегося испытанием сокровенного мироотношения), а на принуждающее воздействие, искусству не характерное.

    И правы не авторы теста, а я.

    *

    С следующим в тесте

    я опять ошибся. Это оказался одним из ряда писсуаров в мужском туалете. И я обижен. Потому что знаменитый Дюшан выставил в музее унитаз и прославился. И не совсем зря. Потому что тем выражал возмущение буржуазным обществом, превратившим произведения искусства в род валюты, лишь возрастающей в цене со временем. Зная, что тест - о понимании не чего-нибудь, а так называемого современного искусства. Я, зная про Дюшана, был вправе подумать, что это некое повторение, которое не слишком возбраняется в среде так называемых художников и соответствующих им ценителей (например, в Музее Ралли есть комната повторений художником Дали своих произведений). Правда, Дюшан свой "Фонтан" (унитаз) подписал и тем дал ему уникальность, а тут, на писсуаре, никакой подписи не видно.

    Впрочем, я и "Фонтан" считаю неприкладным околоискусством, т.к. произведение рождено целиком в сознании и нисколько - в подсознании.

    *

    Следующее в тесте

    Андреас Гурски. Рейн II. 1999. Фотография на акриле.

    Я угадал. Но сомневаюсь что и это в какой-то степени рождено подсознанием. Мощь природы, да, передана и впечатляет. Но это - образ. Сознательный. Ничего недопонятого тут не переживаешь. Озарение не предвидится.

    *

    Следующему

    я отказал в названии искусство и угадал. " Это всего лишь цифровой сбой браузера Safari при отображении фотографии Андреаса Гурски, которую вы видели в прошлом вопросе".

    *

    Збигнев Либера. Концентрационный лагерь Lego. 1966.

    Я угадал. Но это - прикладное искусство, а не неприкладное: из промкампании датского бренда Lego (игра в сборку).

    *

    Это я не угадал. Оно похоже типа на

    Поллок. Один: номер 31. 1950.

    А оказался "всего лишь лист ржавого металла".

    Я подозреваю, однако, что моя ошибка была мне зачтена как плюс. Отличия от Поллока, собственно, нет.

    Но Поллок-то дал образ неповторимости в повторямости. Всего лишь образ.

    Сознание тут работало мало, потому что нечего было особенно над чем трудиться уму. Но и подсознательному это отдать - грех.

    *

    Ростан Тавасиев. Приход.

    Я угадал. Игрушки в круг поставлены, а смотрят в одну сторону. Круг - довольно ровный. Годовалые дети, для которых предназначены такие игрушки, такой ровный круг не создадут.

    Но надуманность и тут.

    *

    "Поддерживая абстрактных экспрессионистов, американская разведка сыграла главную роль в одном из самых запоминающихся эпизодов холодной войны против СССР на культурном фронте. Одновременно и как бы по иронии судьбы работавшие с этим направлением сотрудники секретной службы оказались среди самых прозорливых критиков современной живописи. Они лучше многих других причастных к искусству людей и деятелей культуры понимали экспрессионистское течение и скрытно, но активно помогали его развитию” (http://zivilisation.ru/modern/coldwar.html).

    И с развалом СССР эта холодная война не прекратилась:

    "Я числюсь “экспертом” по “современному искусству” в одном из фондов в России, существующем на американские деньги. Нам приносят “художественные проекты”, и мы должны решить, дать или не дать денег на их осуществление. Вместе со мной в экспертном совете работают настоящие специалисты по “старому”, доквадратному [до времени создания “Чёрного квадрата Малевичем”] искусству, тонкие ценители. Все мы терпеть не можем квадрат и “самоутверждение того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения”. Но нам несут и несут проекты очередной мерзости запустения, только мерзости и ничего другого. Мы обязаны потратить выделенные нам деньги, иначе фонд закроют. А он кормит слишком многих в нашей бедной стране. Мы стараемся, по крайней мере, отдать деньги тем, кто придумал наименее противное и бессмысленное. В прошлом году дали денег художнику, расставлявшему пустые рамки вдоль реки; другому, написавшему большую букву (слово) “Я”, отбрасывающую красивую тень; группе творцов, организовавших акцию по сбору фекалий за собаками в парках Петербурга. В этом году — женщине, обклеивающей булыжники почтовыми марками и рассылающей их по городам России, и группе, разлившей лужу крови в подводной лодке: посетители должны переходить эту лужу под чтение истории Абеляра и Элоизы, звучащей в наушниках. После очередного заседания мы выходим на улицу и молча курим, не глядя друг другу в глаза. Потом пожимаем друг другу руки и торопливо, быстро расходимся.

    Июль 2000” (Татьяна Толстая. http://dictionnaire.narod.ru/square.htm).

    Вот и судите, прав я или не прав, предлагая создать институт музеев околоискусства и моду пытаться понимать, есть ли что в произведении искусства, рождённое из подсознания.

    30 января 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
333614  2016-01-30 19:16:55
sweetheart
-

26.01.2016
10:23

Поплыла Поплавская.

    Критика Поплавской, поставившей фильм (1990) по повести Лескова (1872-1873) “Очарованный странник”, по-моему, пройдёт легче, чем критика самого Лескова. Повесть Лескова . . .

20.01.2016
22:14

Украйина цэ Йевропа.

    Поглядев на картины Михайло Деяка, я подумал, что не только американские гранты устремили мечты украинцев на Запад. Італія. 2012. Блакитні пальми. 2012. Острів . . .

13.01.2016
15:46

Даёшь "ЗАЧЕМ ТАК"!

    Я люблю читать корифеев. У них можно осознать массу нюансов касательно того, КАК сделано произведение искусства. Воспитанный в советской школе, нацеленной на . . .

09.01.2016
13:34

Чууууудно

    Художественное произведение приводит нас в восторг и в восхищение именно той своей частью, которая неуловима для нашего сознательного понимания. Гёте . . .

03.01.2016
16:30

Навскидку

    Я случайно наткнулся на такое стихотворение Окуджавы (оно было напечатано без даты создания): Немоты нахлебавшись без меры, с городскою отравой в крови, . . .

02.01.2016
14:17

Доказательство ли...

    Сначала – несколько афоризмов Юлия Андреева. "Иногда приятно вспоминать даже то, чего не было”. “Либералы считают, что червяк полетит, если создать ему условия . . .

01.01.2016
15:33

Против Жолковского

    Что именно против Жолковского, - “Рай, замаскированный под двор: заметки о поэтическом мире Булата Окуджавы" (2005), - я ещё не знаю. Но будет. Хотя бы по двум . . .

20.12.2015
20:49

Мельник против Куваева и Сурина в своём фильме "Территория".

    Ну вот. Высохли глаза и я должен написать об этом фильме Мельника “Территория” (2014). Плохое слово “должен” в данном случае… Хм. А ведь это слово – было моё личное . . .

14.12.2015
20:13

Что "сказал" Поллок.

    Это – продолжение предыдущей статьи (см. тут). Ещё один щелчок по носу того высокомерного ментора, уверенного в непогрешимости своего вкуса и отказавшего . . .

13.12.2015
14:32

Что замалевал Малевич.

    Один крайне высокомерный человек в одном своём писании, выглядящем – как всегда у него – некими неоспоримыми скрижалями завета между людьми и им, непогрешимым, . . .

11.12.2015
23:02

Доказательство.

    Доказательство того факта, что художники по натуре стихийно выражаются противоречиями (и в том состоит артистизм), а иногда они противоречиями же выражают своё . . .

27.11.2015
18:31

Я оторвался от публики.

    Я оторвался от публики в своей любви к искусству. И отрыв произошёл из-за моего пристрастия к глубокому постижению произведений. И если публика прельщается . . .

23.11.2015
22:30

Принципиально всё позволяю себе!

    или Что значит влияние начавшегося первичного накопления. Начинал Микеланджело противоположно тому, чем кончил… Первая его скульптура вполне недоницшеанская . . .

19.11.2015
10:31

Ещё о Давиде.

    Я получил совершенно нелепое возражение, дескать, нет на лице у микеланджеловского Давида следов душевной бури, которая, писал я, явилась той второй частью, . . .

15.11.2015
11:49

Срыв гения.

    Мне кажется, что я могу проиллюстрировать свою любимую мысль, дескать, когда художник знает, что он хочет выразить, то у него произведение получается хуже, чем . . .

12.11.2015
16:23

Вух!

    Логика требовала… Но я не ожидал, что так здорово требование оправдается. Это фото фрагмента лица статуи Микеланджело “Давид” (1504). И вы посмотрите, какая буря у . . .

10.11.2015
13:21

Прав или не прав Путин.

    Вот его проект закона: "Статья 3.1. Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении . . .

08.11.2015
22:32

Поплакать в жилетку.

    Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html. Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться . . .

08.11.2015
13:49

Продолжение предыдущей статьи.

    - Хотите, я вас поймаю? - Хочу. - Прорезюмируйте, какие детали вы истолковали? - Пожалуйста. По мере появления в статье: 1) обнажённость, 2)невыдающееся тело, 3) . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100