Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.03.2023 |
|
21.03.2023 |
|
20.03.2023 |
Но жалок тот, кто всё предвидит…
|
20.03.2023 |
Но жалок тот, кто всё предвидит…
|
19.03.2023 |
То ли я слезливый, потому что старый…
|
18.03.2023 |
|
16.03.2023 |
Осознанно злобное – не художественно
|
14.03.2023 |
|
13.03.2023 |
|
12.03.2023 |
|
11.03.2023 |
|
08.03.2023 |
|
07.03.2023 |
|
05.03.2023 |
|
04.03.2023 |
Расширенное смотрение Матюшина
|
03.03.2023 |
|
02.03.2023 |
Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли
|
01.03.2023 |
Исключения в эпохе натурокорёжения
|
28.02.2023 |
|
26.02.2023 |
От формализма есть и польза
Речь пойдёт о вот такой скульптуре. Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898. Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” (https://cyberleninka.ru/article/n/zhorzh-minne-strogiy-simvolizm). Из-за их скучной бесполётности. Но вот головой своей придумать, что нужно было делать скульптору, чтоб стать символистом, я б ни в жисть не мог. У меня слабо с формализмом. Я силён привлечением духовного, порождающего формальное – здесь, в символизме, это порождающее будет полётность*. Бронзой – полётность… Ну, и как это сделано? "Он преодолевает переживание телесности как мышечной, витальной, в которой пластика тектонична и полна мускульно-мышечной энергии и полноты… то путь Минне… скульптура лишается мышечной полноты… Не случайно, что на смену атлетам и развитым мужским телам приходят худенькие подростки. Это, бесспорно, отражает появление нового возраста в искусстве. До этого (схематизируя ситуацию) были дети, взрослые, старики. Понятно, что именно зрелость занимала основное положение, его доминирование только подчёркивалось до- и пост-возрастами. Но рождение нового возрастного промежутка — особая тема, нас здесь интересуют скорее следствия этого переноса внимания и те пути, по которым идёт Минне по выбранной дороге… Полнота мышечно-развитой телесности убирается, фигура словно бы сжимается и уплотняется и особую роль в пластике начинает играть линия, а не объём. Собственно именно на линию силуэта и переводится внимание зрителя. Скульптура словно бы начинает оперировать не собственно своими, видовыми характеристиками, но графическими. Трепетная, тонкая, нежная, дрожащая, робкая линия — это те определения, которые возникают при взгляде на статуи Минне” (Там же). Самое сладкое для меня – вот: "Подчеркнём, это ни в коей мере не стоит воспринимать как сознательный процесс” (Там же). У меня, получается, как дальтонизм: я чуток к духовному и нечуток в формальному. Глаза, конечно, видели, что фигуры Милле резко не такие, как были до него. Но перевести это в слова для меня оказалось недостижимым. Десятки лет антиформалистской нацеленности сказались. Не помогло, что я, вроде, не вульгаризатор, раз упор делаю на подсознательный идеал. 19 сентября 2022 г. * - Вы предали себя. Вы ж настаиваете на необходимости анализа и синтеза в искусствоведческих статьях. Так где анализ, синтез из которого приводит к полётности?- Виноват. Вячеслав Иванов это когда-то сделал: "Одна из его [Минне] самых важных черт — ритм, повторяемость. Известно, что и для Метерлинка была свойственна повторяемость слов, фраз, ситуаций. Вячеслав Иванов определял это как символистскую “заклинательную магию ритмической речи, посредствующей между миром божественных сущностей и человеком”” (Там же). Моление означает полёт душою куда-то, в сверхбудущее. 27.09.2022.
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"