TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.02.2023
17:40

В ударе

    Поскольку я произведения, претендующие на то, чтоб их называли произведениями искусства, воспринимаю всем своим организмом, то, чтоб вжиться в очередное . . .

26.02.2023
22:10

От формализма есть и польза

    Речь пойдёт о вот такой скульптуре. Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898. Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” . . .

25.02.2023
19:55

Опять обидели

    Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем, Без вечных истин, без педантства, И не пугал . . .

24.02.2023
12:35

Сознание и подсознание Нестерова

    Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а . . .

23.02.2023
22:14

Бифуркация

     

    Это та точка, если в пространстве, в которой происходит резкое изменение бывшего.

    .

    Я долго искал в репродукции то, о чём в статье Клюшиной написано:

    "Мазки Кнопфа передают вибрирующую атмосферу, а детализация безделушек создает напряжение между материальным обладанием и эмоциональной потерей. Глубоко тронутая скромная плачущая женщина сидит под зеркалом, в котором видно расплывчатое отражение находящегося на противоположной стене портрета, возможно, того человека, по которому она горюет”.

    Если не ошибаюсь, вот в зеркале портрет на противоположной стене.

    На картине миллион подробностей.

    Кнопф. Слушая Шумана. 1883.

    На ковре чуть не ворсинки выделаны.

    Смотрите на эту салфетку на кресле.

    Или на какой-то игрушечный домик на столе.

    Или на негорящую свечу на пианино.

     

    На бархат мягкого кресла.

    Замаскировано это под благородную тоску по умершему под музыку Шумана. Но это ложный ход. Музыка изобразительно практически никак не присутствует в картине (не зря видна лишь правая рука играющего на пианино и часть нотной тетради). А изобразительно присутствуют вещи, вещи и вещи. И призвана их подробность, чтоб выразить тоску материализма. Его неполётность.

    И вот – взрыв. Переход в полётный символизм из этого осточертевшего быта.

    Кнопф. Портрет Жанны Кефер. 1885.

    Не прошло и два года…

    Я, грешен, не понял было, почему это символизм. (Я для себя различаю простой символизм и непростой, соответствующий поговорке: “Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не с пасёшься”.) Так простой для меня был – вульгарно – заоблачный. С размытыми контурами.

    Чюрлёнис. Дружба. 1907.

    А у Кнопфа хитрее: ценен не этот мир, видимый, вроде, а ценен другой. А этот, видимый, вроде – истаивает в ненастоящести.

    Так, оказывается, у Кнопфа только глаза крошки и резки.

    Вы как хотите – я опешил.

    Казалось бы, дверное стекло от дерева двери отделено резко. – Нет!

    Может, туфельки от пола резко отделены? – Нет! И блики на туфельках нерезки.

    Надо будет как-то это пережить, встроить в мою систему ценностей. Всё-таки разница, что нерезко: этот мир или тот, сверхбудущий, благой для всех…

    17 сентября 2022 г.

    Прошло несколько дней. И я кое-что пережил. В этой статье касающееся слова “сверхбудущий”. Сыграло свою роль и то, что я статью Клюшиной банально дальше читал, а в себя не пускал. Ибо она противоречила этому сверхбудущему. Теперь я опять перечитал это, отторгаемое мною, в досаде бросил читать и занялся иным. Но что-то во мне работало, и я, отвлёкшись от своего иного занятия, вдруг понял, что сверхбудущее оказалось в подсознании у Кнопфа. А в сознании было ближайшее будущее: переход портретируемой из детства в отрочество. Для-сознания-образом чего были взрослые глаза. А ещё, - как заметила Клюшина, что устроил Кнопф, - ручки-запоры на дверях.

    А на высоту эти запоры Кнопф поместил такую, что девочке не достать. Обратно в детство она вернуться не сможет. А там, в пройденной комнате, всё выпячено невнятное. Вроде ваза с цветами… Вроде какие-то шубы висят… (То есть тут, в комнате, куда девочка вошла, нерезкость Кнопф делал в каком-то сомнамбулическом состоянии, иначе он бы осознаваемо не противопоставил “вчера” и “сегодня”, “там” и “тут”) И тогда получается, что детство-отрочество, осознаваемое как образ перехода в более ценную действительность, для подсознательного идеала сверхбудущего, благого для всех, этот осознаваемый образ (захватывая и нерезкую эту комнату) оказывается частью подсознательного образа этого сверхбудущего. Подсознательно противопоставляется “тут” и “где-то”. То есть сознательно Кнопф не был символистом, а стал им подсознательно.

    25 сентября 2022 г.

22.02.2023
15:23

Напрасно старушка ждёт сына домой...

    Меня восхищают примеры настоящего реализма, который я понимаю, как подсознательное чуяние и выражение того нового в социуме, которого ещё никто вокруг, кроме . . .

21.02.2023
22:52

Есть этика счастья, а есть этика долга

    Надеюсь, что хоть я и начинаю всегда с себя, что я в себе нахожу всё-таки объективное картины, а не остаюсь в субъективности. С улыбкой вспоминаю, время, когда я . . .

20.02.2023
17:24

Антиельшевская

    У меня получается такой спорт касательно искусствоведа Ельшевской: что я у неё ни прочту, всё можно как-то оспорить. Вот такую, например, фразу: "…несколько . . .

19.02.2023
19:10

2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов

    Я никогда не видел от начала до конца фильм Лукашевич “Подкидыш” (1939). И вот канал “Культура” его на днях показал, и я, наконец, посмотрел. И ахнул: “Да это шедевр . . .

18.02.2023
18:23

Дальше – легче

    Недавно со мной был такой интересный психологический эффект. Испытал я его из-за слов историка Спицына, что Ленин до Октябрьской революции не был . . .

15.02.2023
19:03

Отсталая?

    Пишу, как часто это стал делать, одновременно с чтением того, о чём пишу. Причина прежняя – вдруг читаемое окажется ерундой, так в конце чтения-писания получится, . . .

14.02.2023
00:25

Теряю, теряю я ценных читателей

    Какая боль, какая боль: Аргентина — Ямайка 5:0 Владимир Шагин Кого я считаю ценными? – Тех, кто придирается у меня к конкретности и, критикуя её, пишет такой . . .

11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул. Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость: "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в . . .

10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100