TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.02.2023
17:40

В ударе

    Поскольку я произведения, претендующие на то, чтоб их называли произведениями искусства, воспринимаю всем своим организмом, то, чтоб вжиться в очередное . . .

26.02.2023
22:10

От формализма есть и польза

    Речь пойдёт о вот такой скульптуре. Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898. Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” . . .

25.02.2023
19:55

Опять обидели

     

     

    Перед хозяйкой легкий вздор

    Сверкал без глупого жеманства,

    И прерывал его меж тем

    Разумный толк без пошлых тем,

    Без вечных истин, без педантства,

    И не пугал ничьих ушей

    Свободной живостью своей.

    А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

    Я схлопотал на днях такую пощёчину:

    "Я в кои-то веки говорю совершенно серьёзно (и про Иду, и про Орлову, и про Кустодиева) и вы тут же обзываете меня балагуром.

    Поймите, наконец, что не всё можно объяснить (хотя, вру; "объяснить" как раз можно всё, но зачем?) из того, что делает художник: вот нужен ему тут острый угол и он рисует именно такое, анатомически неправильное колено Орловой. Хочется ему сделать именно такую тощую вамп, и он берёт и делает. Нужно здесь Босху киноварное пятно в этом месте и он врисовывает туда человечка в красном.

    Я действительно скучаю от подобных наукообразных рассуждизмов "за искусство"…”.

    .

    Возьмём сон, со сложным сюжетом, почти реалистический. Находясь во сне нет же никакой возможности определить, что это – сон.

    Я помню почему-то сон, как я жалел Колчака. Я был секундантом в дуэли его с кем-то, наверно, большевиком. Я был единственным секундантом на дуэли. Мне надо было следить за непревышением скорости втыкания кинжалов друг в друга. Таковы были условия дуэли. Одинаково медленно их втыкать до того, как у кого-то будет затронуто сердце и он умрёт, а второй останется жить. И мне было пронзительно жаль обоих. И долг секунданта мне не позволял ни увернуться от своей функции ни превысить её, дуэль прекратив.

    Жаль, не помню, как я проснулся. Лет 70 тому назад мне снился этот сон. До меня дошло, наверно, что-то уважительное про Колчака, а большевиков я автоматически уважал, и…

    Так вот, как ни мучительно мне было быть секундантом, я не просыпался. И какой ни идиотизм этот сюжет, во сне мне он казался явью. И скучно станет иному, если начать всерьёз рассуждать о чести на основе этого сна.

    А на самом деле у меня, 14-летнего, тогда были проблемы с честью. Я не умел драться (был хилый от роду) и потому драк избегал. А это было чревато потерей чести. Может, оттого меня теперь обидел наукообразный рассуждизм. У меня ж вот уж 60 лет длится логичный сон – жизнь моя в искусствоведении, в котором я самообразовался, чтоб, красно говоря, спасти искусствоведение от баламутящих искусствоведов, ну и от балагурящих тоже. И в этом 60-летнем сне всё со всем сходится. И как-то не верится, чтоб это был такой сложный самообман. Ну мало вероятно, а?

    Пощёчину я получил за то, что ввёл в разговор понятие идеостиля (он отличается от стиля). Например (см. тут), идеостиль символизма определяется его формулой (я ещё и формулу идеостиля ввёл): благое для всех сверхбудущее; но у Чюрлёниса его образ – нерезкость, а у Кнопфа – резкость, в отличие от химеры реальной жизни. Стиль оперирует только внешним: резкость, нерезкость. А идеостиль – глубиной.

    Конкретно я ввёл в разговор идеостиль импрессионизма: хвала абы какой жизни. И назвал Серова импрессионистом.

    А у меня получилось, что десятки, можно сказать, картин Серова удовлетворяют этой формуле, а импрессионистов – многие десятки.

    Ну как мне не думать, что я попал в истину и с импрессионизмом, и с Серовым?

    Это чувствуется в общении с балагуром и балагура бесит. И – пощёчина.

    Я же задумался: вдруг это у меня всё-таки сон наяву такой. Этакая всеобщая взаимоосогласованность толкований произведений искусства чуть не всех времён и народов. Вдруг я не один. Просто другие с подобным, но другим всеобъяснением помалкивают.

    А потом взыграло ретивое. – Что там упоминает обидчик в связи с Серовым? Портрет Орловой…

    Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911.

    Я открыл в интернете пронзительную книгу Эфроса “Профили” и спросил Find-ом: “Орлов”. И показало:

    "…чучело гусыни – в портрете Орловой” (https://thebooks.su/read/358804-profili.html).

    Так и есть! Опять абы какая жизнь. Википедия об этом портрете вторит:

    "А. Н. Бенуа писал о ней: “Она была особой <…> не особенно „содержательной“”.

    Серов за то её презирал, но жалел.

    "В. Я. Брюсов писал:

    Портреты Серова – всегда суд над современниками… Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени”.

    Так то Брюсов, а Серов похвалил (умением изобразить всё, как живое) и безотрадную. А для негатива ещё и так посадил, чтоб показать скрываемую одеждой худобу (острое колено). Для пустой женщины, наверно, некрасивая фигура второе по величине несчастье после некрасивого лица.

    Колено так сделано не просто, - как укоряет насмешник, - потому что "вот нужен ему тут острый угол”. А подсознательный идеал потребовал. И сознание, которому такой идеал не дан, просто соглашается на такое безобразие, ибо весь организм художника обретает из-за него успокоение – как бы катарсис. (Катарсисом Выготский называет то, что делается с восприемником произведения.)

    19 сентября 2022 г.

24.02.2023
12:35

Сознание и подсознание Нестерова

    Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а . . .

23.02.2023
22:14

Бифуркация

    Это та точка, если в пространстве, в которой происходит резкое изменение бывшего. . Я долго искал в репродукции то, о чём в статье Клюшиной написано: "Мазки . . .

22.02.2023
15:23

Напрасно старушка ждёт сына домой...

    Меня восхищают примеры настоящего реализма, который я понимаю, как подсознательное чуяние и выражение того нового в социуме, которого ещё никто вокруг, кроме . . .

21.02.2023
22:52

Есть этика счастья, а есть этика долга

    Надеюсь, что хоть я и начинаю всегда с себя, что я в себе нахожу всё-таки объективное картины, а не остаюсь в субъективности. С улыбкой вспоминаю, время, когда я . . .

20.02.2023
17:24

Антиельшевская

    У меня получается такой спорт касательно искусствоведа Ельшевской: что я у неё ни прочту, всё можно как-то оспорить. Вот такую, например, фразу: "…несколько . . .

19.02.2023
19:10

2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов

    Я никогда не видел от начала до конца фильм Лукашевич “Подкидыш” (1939). И вот канал “Культура” его на днях показал, и я, наконец, посмотрел. И ахнул: “Да это шедевр . . .

18.02.2023
18:23

Дальше – легче

    Недавно со мной был такой интересный психологический эффект. Испытал я его из-за слов историка Спицына, что Ленин до Октябрьской революции не был . . .

15.02.2023
19:03

Отсталая?

    Пишу, как часто это стал делать, одновременно с чтением того, о чём пишу. Причина прежняя – вдруг читаемое окажется ерундой, так в конце чтения-писания получится, . . .

14.02.2023
00:25

Теряю, теряю я ценных читателей

    Какая боль, какая боль: Аргентина — Ямайка 5:0 Владимир Шагин Кого я считаю ценными? – Тех, кто придирается у меня к конкретности и, критикуя её, пишет такой . . .

11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул. Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость: "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в . . .

10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100