Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
28.02.2023 |
|
||
26.02.2023 |
|
||
25.02.2023 |
Опять обидели
Я схлопотал на днях такую пощёчину: "Я в кои-то веки говорю совершенно серьёзно (и про Иду, и про Орлову, и про Кустодиева) и вы тут же обзываете меня балагуром. Поймите, наконец, что не всё можно объяснить (хотя, вру; "объяснить" как раз можно всё, но зачем?) из того, что делает художник: вот нужен ему тут острый угол и он рисует именно такое, анатомически неправильное колено Орловой. Хочется ему сделать именно такую тощую вамп, и он берёт и делает. Нужно здесь Босху киноварное пятно в этом месте и он врисовывает туда человечка в красном. Я действительно скучаю от подобных наукообразных рассуждизмов "за искусство"…”. . Возьмём сон, со сложным сюжетом, почти реалистический. Находясь во сне нет же никакой возможности определить, что это – сон. Я помню почему-то сон, как я жалел Колчака. Я был секундантом в дуэли его с кем-то, наверно, большевиком. Я был единственным секундантом на дуэли. Мне надо было следить за непревышением скорости втыкания кинжалов друг в друга. Таковы были условия дуэли. Одинаково медленно их втыкать до того, как у кого-то будет затронуто сердце и он умрёт, а второй останется жить. И мне было пронзительно жаль обоих. И долг секунданта мне не позволял ни увернуться от своей функции ни превысить её, дуэль прекратив. Жаль, не помню, как я проснулся. Лет 70 тому назад мне снился этот сон. До меня дошло, наверно, что-то уважительное про Колчака, а большевиков я автоматически уважал, и… Так вот, как ни мучительно мне было быть секундантом, я не просыпался. И какой ни идиотизм этот сюжет, во сне мне он казался явью. И скучно станет иному, если начать всерьёз рассуждать о чести на основе этого сна. А на самом деле у меня, 14-летнего, тогда были проблемы с честью. Я не умел драться (был хилый от роду) и потому драк избегал. А это было чревато потерей чести. Может, оттого меня теперь обидел наукообразный рассуждизм. У меня ж вот уж 60 лет длится логичный сон – жизнь моя в искусствоведении, в котором я самообразовался, чтоб, красно говоря, спасти искусствоведение от баламутящих искусствоведов, ну и от балагурящих тоже. И в этом 60-летнем сне всё со всем сходится. И как-то не верится, чтоб это был такой сложный самообман. Ну мало вероятно, а? Пощёчину я получил за то, что ввёл в разговор понятие идеостиля (он отличается от стиля). Например (см. тут), идеостиль символизма определяется его формулой (я ещё и формулу идеостиля ввёл): благое для всех сверхбудущее; но у Чюрлёниса его образ – нерезкость, а у Кнопфа – резкость, в отличие от химеры реальной жизни. Стиль оперирует только внешним: резкость, нерезкость. А идеостиль – глубиной. Конкретно я ввёл в разговор идеостиль импрессионизма: хвала абы какой жизни. И назвал Серова импрессионистом. А у меня получилось, что десятки, можно сказать, картин Серова удовлетворяют этой формуле, а импрессионистов – многие десятки. Ну как мне не думать, что я попал в истину и с импрессионизмом, и с Серовым? Это чувствуется в общении с балагуром и балагура бесит. И – пощёчина. Я же задумался: вдруг это у меня всё-таки сон наяву такой. Этакая всеобщая взаимоосогласованность толкований произведений искусства чуть не всех времён и народов. Вдруг я не один. Просто другие с подобным, но другим всеобъяснением помалкивают. А потом взыграло ретивое. – Что там упоминает обидчик в связи с Серовым? Портрет Орловой… Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911. Я открыл в интернете пронзительную книгу Эфроса “Профили” и спросил Find-ом: “Орлов”. И показало: "…чучело гусыни – в портрете Орловой” (https://thebooks.su/read/358804-profili.html). Так и есть! Опять абы какая жизнь. Википедия об этом портрете вторит: "А. Н. Бенуа писал о ней: “Она была особой <…> не особенно „содержательной“”. Серов за то её презирал, но жалел. "В. Я. Брюсов писал: Портреты Серова – всегда суд над современниками… Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени”. Так то Брюсов, а Серов похвалил (умением изобразить всё, как живое) и безотрадную. А для негатива ещё и так посадил, чтоб показать скрываемую одеждой худобу (острое колено). Для пустой женщины, наверно, некрасивая фигура второе по величине несчастье после некрасивого лица. Колено так сделано не просто, - как укоряет насмешник, - потому что "вот нужен ему тут острый угол”. А подсознательный идеал потребовал. И сознание, которому такой идеал не дан, просто соглашается на такое безобразие, ибо весь организм художника обретает из-за него успокоение – как бы катарсис. (Катарсисом Выготский называет то, что делается с восприемником произведения.) 19 сентября 2022 г.
|
||
24.02.2023 |
Сознание и подсознание Нестерова
|
||
23.02.2023 |
|
||
22.02.2023 |
Напрасно старушка ждёт сына домой...
|
||
21.02.2023 |
Есть этика счастья, а есть этика долга
|
||
20.02.2023 |
|
||
19.02.2023 |
2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов
|
||
18.02.2023 |
|
||
15.02.2023 |
|
||
14.02.2023 |
Теряю, теряю я ценных читателей
|
||
11.02.2023 |
Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову
|
||
10.02.2023 |
|
||
07.02.2023 |
Удивляют меня жители Западной Европы
|
||
05.02.2023 |
|
||
03.02.2023 |
|
||
02.02.2023 |
Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?
|
||
01.02.2023 |
Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом
|
||
31.01.2023 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"