Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.02.2023 |
|
24.02.2023 |
Сознание и подсознание Нестерова
|
23.02.2023 |
|
22.02.2023 |
Напрасно старушка ждёт сына домой...
|
21.02.2023 |
Есть этика счастья, а есть этика долга
Надеюсь, что хоть я и начинаю всегда с себя, что я в себе нахожу всё-таки объективное картины, а не остаюсь в субъективности. С улыбкой вспоминаю, время, когда я женихался к своей будущей жене. Она мне рассказала, как ахнули её сослуживицы, когда услышали от неё, что я, её жених, произнёс ей слова, вынесенные в заглавие. Они сказали ей: “Слу-у-ушай! Ты не должна упустить такого парня!” И вот мне захотелось сегодня обратить внимание на торможение чувственности при вдохновении идеалом гармонии низкого и высокого в стиле неоклассицизма. Торможение выражалось в приоритете линии над цветом (более связанном с эмоциями) и в сведении композиции к ясному построению, например, к тайной диагонали. Захотелось от возмущения формалистским уклоном у Костыри. Он обнаруживает происхождение некоторых элементов картины Давида, Давид. Портрет Жюльетты Рекамье. 1800. отступающих от подготовительного этюда маслом, путём заимствования у другого неоклассициста. Костыря пишет, что "модель обнажена, не должно нас настораживать, ибо привычный метод художника (восходящий к Рафаэлю) состоял в том, что Давид очень часто вначале разрабатывал композицию с обнаженными фигурами, которые затем “одевал” в законченном произведении”. Мне не нравится такой упор на технику. Представляется, что приём вполне может быть возвышен до выражения высоковозрожденческого идеала гармонии низкого и высокого. Чувство тела выражает низкое, одежда – высокое. Но фокус в том, что вокруг Давида всё гремело тогда, и он хотел ослабить чувства. И сосед по неоклассицизму, Флаксман, его подтолкнул. "При внимательном рассмотрении оказывается, что формы светильника и скамеечки для ног из портрета мадам Рекамье полностью повторяют формы этих предметов из иллюстрации No 23 все к той же “Одиссее” — “Эвриклея, узнающая Одиссея по шраму на ноге”” (Костыря). Флаксман. Эвриклея, узнающая Одиссея по шраму на ноге. "…имеет несомненную связь с иллюстрацией Флаксмана No 5 к “Одиссее”, на которой изображена Пенелопа с являющейся ей во сне богиней Афиной… под впечатлением от сцены “Сон Пенелопы” Давид мог найти важнейшие композиционные элементы портрета мадам Рекамье. Светильник перемещается влево, в силу чего композиционная структура картины приобретает ярко выраженную диагональ. Изменяется сам характер пространственного построения полотна: по сравнению с этюдом из Булони кушетка с моделью переносится с первого плана на второй, общая композиция наполняется воздухом, становится более свободной. С помощью пустого пространства Давид подчеркивает роль силуэта, линейное начало в композиции” (Там же). Флаксман. Сон Пенелопы. Гравюра Томазо Пиролли. 1793. И из этого сделан вывод: "Таким образом, композиция портрета мадам Рекамье представляется плодом своеобразного “сотрудничества” двух известнейших мастеров неоклассицизма — рисовальщика Флаксмана и живописца Давида. При этом нужно подчеркнуть, что, найдя близкие ему по духу композиционные элементы в работах Флаксмана, Давид в результате обобщения пришел к новому высокому синтезу, позволившему создать один из выдающихся портретов мировой живописи” (Там же). И совершенно умалчивается о том духовном (сдерживании чувственности), которое достигается линейным началом, выпячиванием роли силуэта, строгостью диагонали. А в 1800 году это уже после Великой Французской революции и потёкших реках крови, после того, как чуть не казнили самого Давида (он еле доказал, что не причастен к казням). 15 сентября 2022 г.
|
20.02.2023 |
|
19.02.2023 |
2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов
|
18.02.2023 |
|
15.02.2023 |
|
14.02.2023 |
Теряю, теряю я ценных читателей
|
11.02.2023 |
Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову
|
10.02.2023 |
|
07.02.2023 |
Удивляют меня жители Западной Европы
|
05.02.2023 |
|
03.02.2023 |
|
02.02.2023 |
Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?
|
01.02.2023 |
Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом
|
31.01.2023 |
|
30.01.2023 |
|
29.01.2023 |
Как же я виноват перед Розановой…
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"