TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


15.04.2019
16:37

Забияка

    Мне попалась книга критика Татьяна Москвиной “Культурный разговор”. М., 2016. И она дала мне много поводов включить её мнения в сноски к своим статьям на моём сайте . . .

13.04.2019
14:11

Филатчев и Фейгин

    Всё началось обыкновенно, когда не о чём писать и ищешь. – Я открываю Манина “Русская живопись ХХ века” на очередном художнике… описании картины… и читаю: "…в . . .

11.04.2019
12:15

Про пассионарных

    Есть такой философ Н.Н. Александров. Он утверждает, что Ленин в своём единственном философском труде “Материализм и эмпириокртицизм” капитально не понял Маркса . . .

03.04.2019
15:57

По поводу юбилея Юрия Бондарева

    Любопытно. (Читательский поток сознания) Любопытно, замечу ли я что-то необычное в произведении так называемой лейтенантской прозы? “Горячий снег” (1970) Бондарева. . . .

01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

08.03.2019
16:33

Честность как приём

    Есть такой способ: если быть очень честным, то что-то сто`ящее может получиться. Вот и начну признаваться… Толкуя произведения неприкладного искусства с целью . . .

28.02.2019
17:10

Опять о Булгаковой

    Я где-то читал, что открытием передвижников была театрализация. Театр очень понятен сам по себе. А передвижники болели за несчастный народ. Им понятность была . . .

27.02.2019
15:04

Туго иным с Тугариновым

    Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – . . .

26.02.2019
12:32

Я спросил себя...

    Я спросил себя: “Почему меня не тронул фильм “Полёты во сне и наяву””? (Он 1982 года. А сегодня 75 лет со дня рождения Янковского.) И ответ у меня получился неверный . . .

25.02.2019
14:23

Как Мережковский наврал на Леонардо да Винчи

    "…надрывный крик о синтезе, но нет самого жизненного и познавательного синтеза”. Бердяев Читатель, я в растерянности. Я завожу разговор об очень скучной . . .

24.02.2019
14:56

Попробуем...

    Написать что-то дельное о фильме Тарковского “Зеркало” (1974), когда ничегошеньки в голове нет (я вчера пересмотрел этот фильм)… Поражаюсь, на себя… Когда я его . . .

22.02.2019
15:45

Неуёмный

    Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это . . .

16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, что я “писать о” стал от презрения к другим пишущим, не опирающимся на текст произведения. Мало того, что мне многие сотни раз удавалось “написать о” с толком. Редакторы иногда хватали и мгновенно публиковали. – Мало этого всего. – У меня впечатление, что в данном случае виноват не автор, а я. Хоть меня рассказ нисколечко не тронул, ничем не впечатлил.

    Нет, вру. Впечатлил. Мне стало противно читать про ухаживания за молодым человеком старухи, которой хорошо за семьдесят. Брр. Я даже думал бросить читать. Зачем, думаю, мне читать противное? Я боялся, что дойдёт до соития. И лишь пересилив себя, дочитал до конца.

    Это я о рассказе Снегирёва “Как же её звали?..” (2015).

    Я сдался. Спросил поисковик о художественном смысле этого рассказа. И попал на статью Сенчина о Снегирёве. Он прав:

    "Снегирев вообще, по-моему, больше ориентируется в своей прозе на западные образцы и даже формат, чем на русские” (http://rara-rara.ru/menu-texts/legkoe_pero_aleksandra_snegireva).

    В самом деле. ТАМ же теперь совсем какая-то непостижимо противная жизнь. Вспомнилось, как один бывший советский немец, переехавший в Германию, сбежал из неё обратно в Россию, так как его достаточно малолетняя дочка не хочет в школе присутствовать на уроке… я и забыл, как урок называется… сексуального чего-то, воспитания, что ли. Сенчин, на 43 года младше меня, как-то безэмоционально-точно назвал эту тему в рассказе: "гендерная и геронтологическая щекотливость”. Мне – противно, ему – щекотливо. И самому автору, Снегирёву, всего на 9 лет младше Сенчина, тоже в итоге что-то “не тае”, что он и выражает рассказом.

    Не зов ли это менталитета? Не удручённость ли из-за такой быстрой изменчивости менталитета? Немцы ж нацистами стали меньше, чем за десятилетие. Украинцы, миллионы их, русофобами – мгновенно, как только Крым отошёл к России. Это ж не настроение, когда улица против улицы дерётся. Там же ордынцами считают россиян с государственностью в менталитете. – Сквозняк какой-то, а не История.

    Вот к кому от меня бежали те девушки, кого я любил или просто был неравнодушен? – Одна – к атлетически сложённому моему однокласснику, самому высокому в нашем классе. Другая – к бравому и смелому офицеру. Третья – к казавшемуся представителем золотой молодёжи. Или от кого шарахнулась ко мне моя будущая жена? – От лихого мотоциклиста. А я к тому времени, чем уже успел её поразить? – Стихотворением из пяти строк с головокружительным звукоплетением и смыслом (воистину стих на меня нашёл – больше никогда такого не было), сочинённым экспромтом за полминуты.

    Это всё альтернатива нынешнему образу жизни, западному по сути, капиталистическому, если грубо, американо-глобалистскому, с идеалом Успеха?

    "Поток женщин не иссякает — я умею получать изображения, на которых заурядные длинноногие девочки делаются нездешними королевами. Превращаю легонькое винцо в роскошный напиток, бижутерию в драгмет. В обмен могу выделывать с ними что пожелаю. Мужики завидуют, не зная, как я завидую им. Женщины любят не меня, а власть фотографа. Она делает их красивыми и знаменитыми, дарит отмычки от мира, о котором большинство их сверстниц только мечтает, скупая дешевые блестящие листалки возле окраинных станций метро. А я завидую бедным и бесправным. Они точно знают, что если любимы, то за просто так.

    А меня кто любил за просто так? Одна Елизавета Романовна и любила. Да еще та девчонка... только имени ее никак не вспомню”.

    Вообще… Идеал Успеха куда мне поместить на мою (извиняюсь) Синусоиду Изменения Идеалов?

    (Тут необходимо отвлечься на минуту для не знающих меня. С миру по нитке я собрал себе догмы. Одна, что типов идеалов очень мало, и они плавно превращаются один в другого всегда в одном порядке и из века в век. Если этот круг вытянуть по горизонтали во времени – получится синусоида, колеблющаяся между верхом-коллективизмом и низом-индивидуализмом. На нижнем перегибе – идеал Личной Пользы. Мой разбор произведения всегда заключается в отнесении его к выражению одного типа идеала, к одной точке на этой синусоиде. Такой вот я особенный.)

    Наверно, идеал Успеха надо отнести к Личной Пользе. Но к чему – явно иному – надо отнести идеал Снегирёва?

    У него – явная реакция на опустившуюся до уровня либерального Запада Россию. А какая там у нас на СИИ очередная после нижнего перегиба характерная точка? – Середина Синусоиды на подъёме. Тип идеала – Гармония, если одним словом. Гармония низа и верха, если четырьмя. – Как ни удивительно Снегирёв имеет идеал того типа, который был в Высокое Возрождение. Оно тоже было реакцией на Раннее Возрождение, воспевавшее телесную разнузданность.

    Вот это номер! Не ожидал… Чуть не бросил читать от противности… Это похоже на "кровь стыла от завораживающего ужаса” (Геташвили. Леонардо. М., 2011. С. 80) у флорентинцев от “Битвы при Ангиари” Леонардо да Винчи, которою Леонардо дал пощёчину согражданам за их звериные инстинкты. – То есть Снегирёв дал пощёчину россиянам…

    Причём "Одна Елизавета Романовна и любила”.

    Ни-че-го себе!

    Это ж заставляет меня назвать рассказ художественным.

    Тут другая моя догма, что художественно только то, что несёт след подсознательного идеала. А у подсознательного есть признаки. Один из них – крайняя неожиданность детали: любовь старухи хорошо за семьдесят. – Путь наибольшего сопротивления.

    Причём что-то мне шепчет, что прочти это Снегирёв – он несколько осовеет от неожиданности. Кто будет иметь возможность – дайте ему статью прочитать и следите за его реакцией. Если он осовеет – это будет доказательством того, что идеал Гармонии у него находился до того момента в подсознании, а не в сознании.

    9 февраля 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341447  2019-02-16 16:23:00
Воложин
-

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100