TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.03.2019
16:33

Честность как приём

    Есть такой способ: если быть очень честным, то что-то сто`ящее может получиться. Вот и начну признаваться… Толкуя произведения неприкладного искусства с целью . . .

28.02.2019
17:10

Опять о Булгаковой

    Я где-то читал, что открытием передвижников была театрализация. Театр очень понятен сам по себе. А передвижники болели за несчастный народ. Им понятность была . . .

27.02.2019
15:04

Туго иным с Тугариновым

    Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – . . .

26.02.2019
12:32

Я спросил себя...

    Я спросил себя: “Почему меня не тронул фильм “Полёты во сне и наяву””? (Он 1982 года. А сегодня 75 лет со дня рождения Янковского.) И ответ у меня получился неверный . . .

25.02.2019
14:23

Как Мережковский наврал на Леонардо да Винчи

    "…надрывный крик о синтезе, но нет самого жизненного и познавательного синтеза”. Бердяев Читатель, я в растерянности. Я завожу разговор об очень скучной . . .

24.02.2019
14:56

Попробуем...

    Написать что-то дельное о фильме Тарковского “Зеркало” (1974), когда ничегошеньки в голове нет (я вчера пересмотрел этот фильм)… Поражаюсь, на себя… Когда я его . . .

22.02.2019
15:45

Неуёмный

    Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это . . .

16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, . . .

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

13.02.2019
21:00

Лучше всех!

    Грусть-тоска меня съедает. Потому что выродком иногда себя чувствую. Ну в самом деле… "…зорко подмечаемые детали…” (Немзер. Литературное сегодня. О русской . . .

10.02.2019
13:36

Единственность мига

    Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: "У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое . . .

03.02.2019
21:33

Против шумихи вокруг "Ай-Петри" Куинджи

    Я б не включился, если б зло не взяло, в конце концов. Картина в Русском музее обычно лежит в запаснике, а теперь, из-за громкого, под видеокамерами, уворовывания её . . .

01.02.2019
13:08

Была не была. Попробую.

    Недавно прочёл объяснение своей настырности: "Наиболее катастрофичен для судьбы конкретного человека и порочен для повседневной жизни феномен незаметной . . .

31.01.2019
11:10

Мысль в голову пришла

    Мысль такая: если кто уверился, что абсурдна вся Эта жизнь, то надо её заклеймить, выставив напоказ всю её абсурдность. Ведь это ж ерунда – группировать людей по их . . .

29.01.2019
22:02

По цепи извращений

    Извращениями занимается Дмитрий Быков (“Время потрясений 1900 - 1950” М., 2018. С. 28). Пишу это авансом. Потому что уже несколько раз ловил его на них. И думаю, что и теперь . . .

28.01.2019
13:42

Уж и не знаю, как начать.

    Уж и не знаю, как начать писать… Хронологически попробую. Потому что я так и не смог найти автора… Сперва я прочёл у Алексея Варламова в романе пронзительную . . .

25.01.2019
09:06

О песнях Высоцкого цитатами из Богданова

    Самодеятельный критик: Вы знаете, что такое художественный смысл? Кандидат филологических наук: Нет. Разговор без свидетелей. Богданов – главный поначалу . . .

23.01.2019
15:56

О господи...

    Блаженны верующие… А мне – не на что надеяться. Я прожил жизнь, так и не узнав взаимной любви. Ну хорошо, я невзрачен внешним видом. Но Тургенев-то был красавец. Ан . . .

22.01.2019
13:08

"Фэ" Булгаковой

    Это – второй заход в попытке “понять” художницу Булгакову.

    Булгакова. Гоголь. 1980. Холст, масло.

    Булгакова. Гоголь. 2008-2009.

    В первом я сам себя стращал, что безнадёжно такое “понять”. Даже если что-то нафантазируешь, будто видишь. Когда каждые две точки (на неуменьшенной копии) мерещатся глазами.

     

    1 2

    Узнал я о существовании Булгаковой из книги Манина “Русская живопись XX века” (2007). То есть о последнем “Гоголе” Булгаковой он не знал. Но в его писаниях о ней есть одно слово, которое мне представляется верным – абсурд. Я понимаю так: абсурд у художницы из-за абсурдной жизни.

    В 1980-м был абсурд лжесоциализма, в 2008-9-м – абсурд (с оставшейся советской точки зрения) капитализма (в 2008-м мировой кризис начался). Только раньше, в СССР, надо было не впадать в абстракционизм или что-то подобное, чтоб иметь хоть какую-то карьеру, а теперь – можно.

    Соответственного она себе подобрала и персонажа – Гоголя. Тот – под конец жизни особенно – тоже, наверно, считал жизнь поворачивающей к абсурду, ибо она не подчинялась его попыткам как-то людей удержать. Конкретнее: Россию – от скатывания в капитализм. Вспомните сарказм его по отношению к своему персонажу, предпринимателю Чичикову. Вспомните, что он сжёг второй том “Мёртвых душ”, где Гоголя потянуло заразить людей позитивными примерами (см. тут).

    Дальше Гоголь стал доходить до абсурда. Проповедовать христианские доблести стал, что было чуть не сумасшествием с точки зрения прежних своих как бы единомышленников. Да ещё и своим примером – постами. От одного из них и умер. Считал, что в прежних своих, художественных, произведениях развращал молодёжь (он же, уходя из романтизма к реализму, давал безбожному романтизму полную волю, зная, что своим реализмом фантазию поставит всё же на место, место ерунды).

    Вот Булгакова в 1980-м и нарисовала Гоголя самим собою спелёнутым и внутренне отвергающим аморальные образы, им порождённые. Плохо ему, бедному. Неустойчива его фигура. Чуть не падает. Подлокотники кресла аж подталкивают. Свеча потухла. Аморальные образы лезут через окно, и уже один пробрался в комнату. Гоголь бессилен. Зелёный и фиолетовый цвета внушают тоску. И сам себя довёл!

    И правильно сделал! Это лучше, чем, как Окуджава, приспособиться и из левого диссидента стать правым, дело которых – капитализм – есть шанс вот-вот продавить-таки. Лучше смерть!

    А в варианте 2008-9 годов – лучше сумасшествие, чем благополучие в таком аду. Что лучше, “говорит” преобладание красного.

    Интересно, можно ли увидеть замеченную Маниным самонеустойчивость Гоголя 1980го года в более ранней работе Булгаковой?

    Булгакова. Гоголь. 1978.

    Тут другой оттенок – тупик. Сам себя загнал в тупик. Своей моральной взыскательностью. – Вот куда он идёт, удирая от своих развращающих молодёжь персонажей? Лоб же сейчас разобьёт, святой человек.

    Булгакова. Страшная ночь. Памяти Гоголя. 1981.

    Тут Гоголь это, наверно, удирающий человек слева. Он в ужасе, кого породила его фантазия. И тоже мимо двери устремился. Цвет всего – отвратительный. И всё какое-то… приближающееся к абсурду. Как всё в действительности и того, и этого веков.

    Булгакова. Гоголь. 1984.

    А вот тут неустойчивость выражена как-то совсем по-детски – Гоголь на высоких каблуках. Это при том, что "нездоровое увлечение “высокой модой” осуждала православная церковь” (https://masterok.livejournal.com/1476568.html). – Наверно, по недоразумению нарисовано. Или это момент грехопадения Гоголя изображён?

    В любом случае – какая-то убогая образность. Понятно, что от такой потянуло в абстракцию.

    Но вряд ли там Булгакова переменила своё отношение к Гоголю, как к трагически желающему спасти Россию от надвигающейся стихии низкого, корыстного. Оно неодолимо в обозримом – и даже далее – будущем. И я против такого мнения:

    "Современной художнице удается передать почти невозможное – трагедию несения чудовищного дара творчества, прозревающего адовы круги и освобождения во имя божественного путем очищения от плодов своего творчества” (Ольга Томсон. http://bulgakova-sitnikov.com/ru/bio-and-articles/nikolai-gogol-and-olga-bulgakova.html).

    Оно какое-то “лобовое”: “фэ” художницы налицо, значит, автор о Гоголе скорбит как о свихнувшемся, предавшем художественное ради “высшего”. Словно Булгакова – Белинский. – А ей жить не хочется ото всего вокруг, как и Гоголю тогда.

    Насколько принципиально настроена против индивидуализма Булгакова, говорит одна абстрактная картина.

    Булгакова. “Гравитация III. Из серии “Архаизмы”. 2004. Холст, масло.

    Вот нет, мол, чтоб слиться в одно, раз тянет друг к другу – людей, народы – нет. Каждый границу другому ставит. Двойная получается граница. А что это – плохо, говорит неприятный цвет объектов. А что здесь инерция из, пусть и лже, но социалистического прошлого, говорит название серии.

    Правда, абстрактный стиль, в принципе на индивидуума ориентированный, как-то не подходит для выражения коллективизма. Другие абстракции Булгаковой я понять не могу.

    Булгакова. “Гравитация II. Из серии “Архаизмы”. 2003. Холст, масло.

    Горе несовместимости, что ли, тянущихся друг к дугу… – Не знаю.

    Вообще, абстракционизм как-то не вяжется с выражением коллективизма. Может, потому Булгакова на нём не задержалась.

     

    29 декабря 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341090  2019-01-22 13:09:27
Воложин
-

17.01.2019
14:17

Быков и Гоголь

    Происхождением этой статьи я обязан Д. Быкову и тому факту, что я ещё не разбирал “Страшную месть” (1831) Гоголя. Быков нечто высказал, используя цитату из “Страшной . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100